У нас большая часть ток-шоу – это взаимный ор. Просто взаимный ор. Люди друг друга не слышат. И пришли покричать… Но даже в тех ток-шоу, где люди не кричат, вот там всё очень-очень пресно.
Англосаксы, вообще Запад, на пропаганде «собаку съели». Кроме того, американский, французский, итальянский человек – это такие люди, которые… Вот если им скажут из телеящика: «Чёрное – это белое», они в это поверят. Абсолютно. Я общался с женщиной, которая живёт в Италии, она мне сказала: «Вы знаете, вот наше русское сообщество в Милане отличается от итальянцев вот чем. Итальянцы могут кричать, вот им не нравится правительство и т.д. Но они никогда не будут сомневаться над постановкой вопроса правительством. Русские будут обсуждать, правильно это, неправильно…»
Так что, в этом отношении, я полагаю, что наше население, активная часть нашего населения, значительно переросла тот уровень пропаганды, который есть. Нужна более тонкая пропаганда. Но она упирается в отношения ТВ с властью. И здесь всё, в общем, становится понятно. Зачем Райхельгауза приглашали в течение 6-ти лет… Вот обидно, что власть тряхнуло только в прошлом году. Есть поговорка восточная. Если ты захотел пить, поздно копать колодец. То есть колодец надо было копать раньше.
Другой важный момент - уровень общей культуры. В Советском Союзе появление, например, Дани Милохина или Моргенштерна было невозможно. Какие проблемы решает проект «Даня Милохин» и «Моргенштерн». Прежде всего, это зарабатывание денег. Поскольку у нас уродский капитализм… Кроме того, я думаю, что это ещё под видом денег кто-то проталкивает, сознательно совершенно, дебилизацию молодёжи и исключение возможности появления модального типа личности.
Я уже несколько раз говорил о том, что люди, для которых идеал – Даня Милохин – не пойдут защищать свою Родину. Думаю, что неслучайно и Моргенштерн убежал, и Даня Милохин убежал. Самое главное, чтобы они не вернулись. Или если они вернутся, они столкнутся с такой реакцией… То есть, опять же, вопрос отсечения от финансовых и информационных потоков. Но есть ещё одна вещь. Я не представляю, что ребёнок, который вырос в нормальной семье, что он будет смотреть Моргенштерна или Даню Милохина. Его вывернет. Ему просто тошно станет. И поэтому я всё время говорю, семья должна быть сильнее улицы, школы и государства.
Я очень хорошо отношусь к школе. Я уважаю государственные институты, но семья должна быть сильнее всего этого. И ребёнок должен понимать, что семья – это непроходимая стена. Ребёнок должен быть защищён семьёй, в том числе от таких, как Даня Милохин и Моргенштерн. Вообще, нормальный ребёнок должен увидеть Даню Милохина… Ну, и решить, что…
Наша культурная матрица этого не поощряет, но ТВ… Вот о чём нужно говорить. Вот где нужны серьёзные изменения, это на ТВ. И нужны ограничения. Вот обратите внимание. В советское время в школе, где я учился, в классах висели портреты пионеров-героев. Вот сейчас если спросить у школьников наших: «Пионеры-герои – это кто?» Они назовут пионеров-героев? Нет… Они назовут Даню Милохина. Это результат 30-ти лет!
И смотрите, какая штука произошла. Фурсенко, будучи министром образования, сказал, что порок советской школы заключался в том, что она готовила творца, «мы же будем готовить квалифицированного потребителя». Я тогда сказал, что Фурсенко готовит «могильщиков» этого режима. Потому что потребитель… Потребителя, кстати, воспитывать даже не надо. Вот если человека не воспитывать, он и вырастет потребителем. Был опрос, в котором участвовали ребята в возрасте от 20-ти до 35-ти лет, и 42% опрошенных сказали: «Родина там, где комфортно». Так вот это и есть результат того, что воспитывали потребителя. Результат того, что на экранах кривлялись Дани Милохины и т.д. и т.п.
"Уже 60-70 лет назад некоторые американские фантасты рисовали антиутопии, где вещи почти одноразовые, ибо надо обеспечить загрузку промышленности с высокими уровнями занятости и потребления, а люди абсолютно терпимы друг к другу и потому в обществе не должно быть никого возвышающегося над другими своими превосходными качествами, ибо это порождает массовую нездоровую зависть и социальные волнения.
Постмодернизм - отражение постмодерна в культуре: философии, искусстве и политике, выражающих разрушение иерархических социальных структур на основе естественных идентичностей и погружение масс индивидов в искусственную виртуальную среду безопасности, комфорта и удовольствий с утратой героической мужественности и экспансивности. В общем, Возвращение со звезд к Хищным вещам века..." az118.livejournal.com
Поэтому здесь два момента. Государство должно действовать, и семья должна… У ребёнка должен быть иммунитет. Вот я неслучайно повторяю, мы сейчас бьёмся, ближайшие 20-25 лет. Мы бьёмся не за какое-то общество, а за то, чтобы остаться людьми.
Как говорил Эйнштейн, «мир – понятие не количественное, а качественное. Для того чтобы общество нормально развивалось, нужно 7-8% людей так называемого модального типа личности. Остальные уже за ними пойдут.
Вот был такой советский писатель, рано ушедший… Ну, это 60-е годы. Георгий Тушкан. Он написал две известные вещи. «Джура» про Среднюю Азию, про басмачей. И книгу, которая называется «Друзья и вpaги Анатолия Русакова», главный герой потом погибает… Это Москва после 45-го года, разгул преступности. И там очень хорошо показано, как несколько ребят вот такого модального типа личности противостоят этому хаосу и развалу. То есть здесь не нужно много, нужно качественно. Но это предполагает воспитательную работу и гражданского общества, и государства.