Американский юрист Майкл Прайс пережил недавно настоящий шок, зайдя в магазин бытовой техники за новым телевизором.
Майкл выбрал современный телевизор класса Smart TV, встал в очередь у кассы и от скуки принялся читать пользовательское соглашение. Начал читать и уже не мог остановиться, пока не прочитал все 46 страниц — требования к владельцу устройства нарушали все мыслимые юридические нормы, включая базовые конституционные права. Например, пользователь, отдавая круглую сумму за телевизор, обязан согласиться на следующие условия:
- производитель телевизора получает право записывать когда телевизор включали, что смотрели, когда выключили;
- какими сервисами владелец устройства пользовался, когда и в каком объеме;
- какие сайты посещались;
- какие сообщения пользователь получал и какие из них прочитал;
- покупатель дает согласие на игнорирование производителем функции Do Not Track, запрещающей отслеживание активности пользователя в сети;
- покупатель разрешает производителю использовать отслеживающие cookie;
- в телевизор встроены микрофон и видеокамера — доступ к ним может быть получен производителем (например, для функционирования сервиса по определению лиц или распознаванию голоса);
- собранные данные производитель может передавать или продавать третьей стороне.
Последний пункт особенно грубо нарушает американское законодательство (и любой другой страны), которое разрешает передачу персональной информации третьей стороне только при наличии специального разрешения для каждого отдельного случая.
Стоит ли говорить, что юрист отказался от покупки: во-первых, производитель вынуждает его принять незаконный текст соглашения; во-вторых, объем собираемых персональных данных позволяет отнести покупаемое устройство не к телевизорам, а к средствам тотального контроля.