Вернуть в паспорта графу "национальность" предложил заместитель председателя комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов. Русские долгое время требовали этого, но каждый раз получали отказ. Мол, это может стать основанием для требования зафиксировать нас и в качестве государствообразующего народа. Это до принятия в 2020 году соответствующей конституционной поправки воспринималось как "ересь", не подлежащая даже обсуждению.
Причина русофобской по своей сути позиции чиновников была в том, кого следует понимать под "многонациональным народом России", указанным в нашей Конституции как "источник всякой власти" (то есть суверен). То ли союз народов Государства Российского, сложившийся вокруг государствообразующей русской основы. То ли сборище людей различной этнической принадлежности, но с одинаковыми паспортами (пресловутых ельцинских "уважаемых россиян", из-за которых само употребление слова "русский" долгое время воспринималось чуть ли не как "экстремизм").
Первый вариант предполагает понимание России как тысячелетней государственности – центра Русской цивилизации. Второй – как случайным образом созданной в 1991 году молодой государственности, возникшей волей Ельцина со товарищи на некой территории, населённой уже жившими там "человекоединицами". То есть некий аналог "страны иммигрантов" США, что предполагает для решения национального вопроса копирование американской модели "плавильного котла". Именно этот второй вариант проталкивался всеми силами сторонниками нашего "оброссиянивания". Как оптимальный вариант для встраивания России в "глобальный мир", где ни национальной и религиозной принадлежности, ни национальных интересов не предусмотрено вовсе.
Разумеется, от отмены в 1990-х графы "национальность" тотального "оброссиянивания" всех народов не произошло: этническая самоидентификация сохранялась в национальных республиках и национальных диаспорах. Чеченцы оставались чеченцами, калмыки – калмыками, а в Татарстане и вовсе татары могли записи в паспорт делать по-татарски и иметь в нём вкладыш с указанием национальности. В этнически же русских регионах (то есть в абсолютном большинстве регионов России) все числились исключительно теми самыми безликими "россиянами", а любой иной подход считался "разжиганием".
И вот наконец свершилось! С инициативой вернуть в паспорта графу "национальность" выступил заместитель председателя комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов. Оговорившись, что речь о существующих бумажных паспортах, а не о грядущих электронных. Правда, причиной инициативы о возвращении графы "национальность" стала, как и следовало ожидать, забота не о русском большинстве и других коренных народах России, но о "малочисленных народах", имеющих от государства ряд льгот. Недавно даже был принят закон о создании Реестра малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, для которых графа "национальность" в паспорте будет своеобразным удостоверением о принадлежности к категории "льготников".
Возможность такую можно предусмотреть для тех граждан, у кого есть определённые преференции,
– отметил господин Гильмутдинов. Однако очень сомнительно, что подобное очередное разделение наших граждан на первый и второй сорт будет позитивно воспринято обществом. Зато нет сомнений, что введение графы "национальность" для всех воспринято будет позитивно абсолютным большинством. Ибо наряду с гражданской принадлежностью к России человек хочет и имеет право осознавать себя так же, как татарин – татарином, бурят – бурятом, черкес – черкесом, а русский – русским. Без чего все разговоры о выстраивании исторической преемственности, духовно-культурной традиции и традиционных ценностях как скрепах общества останутся пустым сотрясением воздуха.
Поэтому инициативу Ильдара Гильмутдинова, чем бы он ни руководствовался, можно только поддержать. Она говорит о том, что сегодня (правда, с огромным скрипом и зачастую в формате "шаг вперёд, два шага назад") разворот России к Русской цивилизации и её подходам всё же идёт. А один из этих подходов состоит как раз в том, чтобы, встречаясь на улице, молодые люди в майках с надписью "Я – русский", "Я – аварец", "Я – калмык" и так далее чувствовали друг к другу прежде всего взаимное уважение. Ибо "манкуртов", отрёкшихся от своих корней и своих предков, не уважает ни один народ.
Кроме того, графа "национальность" позволит наконец объективно оценить ситуацию в нашей стране с её государствообразующим русским большинством. Ибо есть серьёзные основания полагать, что намеченная на октябрь этого года перепись населения покажет (даже с учётом Крыма и 600 тысяч паспортов, выданных русским Донбасса) катастрофическое падение численности русских. На что сегодня попросту не обращают внимания, поскольку с учётом получивших гражданство мигрантов численность граждан России упала за год "всего-то" на полмиллиона. А ведь подобная ситуация с государствообразующим народом в любой нормальной стране воспринималась бы с куда большей опасностью, чем любой ковид, и стала бы основанием для принятия срочных госпрограмм по исправлению ситуации. Ведь спасать от вымирания следует не одни только "малые народы".
Владимир Хомяков
Фото: Софья Сандурская / АГН "Москва"