Спасаясь от «могилизации», громадяне массово бегут в Крым.
Жизнь нынешней Украины и соседней Тавриды отличается разительно. Если для евромайдановцев убийства стали нормой — для крымчан каждый выстрел это настоящее ЧП.
Например, в особом режиме работает сейчас полиция южнобережного Партенита. Правоохранители вместе с казаками и активистами-общественниками ищут неизвестного вандала, который расстреливает из пневматической винтовки уличные светильники в сквере Победы. Как сообщает главный энергетик поселка Станислав Свинцицкий, уже пришлось заметить десяток испорченных ламп и плафонов.
Глава Партенитского территориального отдела администрации Алушты Тарас Гаврилюк лично подал в полицию заявление по факту вандализма. К облаве на зловредного стрелка подключилось местное население, от пенсионеров до детей. Сенсация прозвучала на всю республику. Народ очень хочет найти неадеквата, возместить с него все убытки и привлечь к ответственности.
…На самом деле, громкая история с «расстрелянными» курортными фонарями кажется милой шуткой по сравнению с тем, что творится за Перекопом, в украинских городах и поселках. Речь вовсе не о зоне «АТО». Выстрелы из боевого оружия и взрывы гранат практически ежедневно гремят на т.н. мирной территории «европейской державы».
Херои-каратели возвращаются домой с сумками оружия. Сообщения о подрывах и стрельбе следуют одно за другим: Киев, Днепропетровщина, Одесса. Харьков. Список огромен, подобные случаи происходят практически везде.
В итоге гибнут простые громадяне. Озверевшие АТО-шники нападают на милицию. Одна из последних июньских разборок случилась во Львове. Здесь у райотдела милиции взорвался служебный автомобиль. Милиционер-водитель получил тяжелые осколочные ранения. Рядом с машиной эксперты нашли чеку от гранаты.
Как жить в подобном кошмаре? Люди пытаются уехать, чтобы хотя бы на время перевести дух. На нынешней неделе Крым встретил миллионного курортника сезона-2015 — туристку из Санкт-Петербурга. Однако, по данным ФМС, каждый десятый из этого миллиона — житель Украины.
Они правдами и неправдами перебираются через южный кордон. Хотя самолеты давно не летают, рельсы железной дороги разобрали ВСУ, и даже нормального автобусного сообщения из Украины нет. Зато крымские дороги забиты машинами с материковыми украинскими номерами. Несчастные соседи приезжают сюда на привычный, человеческий, а главное, безопасный отдых.
Демонстративно освоила Тавриду и привезла сюда сына украинская олимпийская чемпионка по плаванию Яна Клочкова. Полузащитник сборной Украины Тарас Степаненко присоединился к своей супруге и детям, которые еще весной отправились отдыхать в «оккупированную» Ялту.
Подобных примеров не перечесть. Едут бизнесмены и артисты, заводчане и офисный планктон, вдруг забывший свои антироссийские фейсбучные посты. Поток настолько велик, что недавно на въезде в Крым умер житель Закарпатья. 37-летний мужчина был за рулем и скончался от острой сердечной недостаточности во время многочасового прохождения украинской таможни.
Свою подленькую оценку реальной ситуации на крымской границе сделали киевские власти. Военкомы начали вылавливать тут призывников. Как сообщают очевидцы, повестки на шестую волну принудительной мобилизации в «АТО» с этой недели раздают на всех трех ныне действующих автомобильных пунктах пропуска «Чонгар», «Чаплынка» и «Каланчак».
— Вместе с погранцами на пункте пропуска нас встретил военный патруль и служащие военкомата. Повестки раздавали мужчинам от 25 до 40 лет. Кроме туристов, которые ехали в Крым на отдых, под раздачу попали таксисты — нескольким водителям, которые подвозили людей к пунктам пропуска, тоже вручили корешки, — рассказал журналистам киевлянин Егор.
В Генштабе Украины заявляют, мол, такую методику приграничных воинских облав якобы самостоятельно избрала Херсонская область. «Глава Херсонской ОГА дал приказ областному военкому и распоряжение прокурору области обеспечить проверку на наличие отказников. Если уезжающие в аннексированный Крым чисты, им нечего бояться. Если они отказники и уклонисты, то с ними разберутся. Действия военных чиновников не выходят за рамки правового поля», — утверждает пресс-офицер Генштаба Владислав Селезнев.
По неофициальной информации, больше всего задержанных на посту «Чонгар» из Днепропетровска. Сейчас под гребенку 6-й волны «могилизации» попала элита машиностроительного комплекса Юго-Востока. Военкомы взялись за кадровых рабочих «Южного машиностроительного завода». Заводчан отлавливают прямо на главной проходной предприятия, которое еще недавно называли «стратегическим и оборонным».
Вместе с «южмашевцами» украинские силовики задерживают работников ракетостроительного КБ «Южное». Выдают повестки чаще всего в утреннее время перед сменой, тоже на проходных. Иначе в цеха и конструкторские отделы не попасть, а прогул означает увольнение.
В армию забирают квалифицированных рабочих, хотя ЮМЗ и КБ «Южное» вроде бы выполняют заказы Министерства обороны Украины. Во всяком случае, президент Порошенко лично обещал поручить днепропетровцам изготовление тактических ракетных комплексов для ВСУ.
— Даже во время Великой Отечественной войны для таких людей была «бронь» от мобилизации, — говорят заводчане.
На деле оказалось, что всю высокотехнологичную военную продукцию будут поставлять сюда страны НАТО. Украинцам остается роль тупого пушечного мяса.
Одновременно идут облавы на мобилизованных в крупных сетевых торговых центрах Днепропетровска. Сценарий стандартен — военные и милиция блокируют входы и начинают повальную проверку паспортов у мужчин. Данные по каждому задержанному тут же сверяют с электронным реестром призывников, созданным Генштабом ВСУ. Если фамилия в реестре — повестку получаешь прямо в магазине. Тех, у кого документов при себе нет, увозят для проверки.
Первая массовая облава прошла в самом большом днепропетровском супермаркете «Варус» на жилмассиве «Тополь». Кстати, жилой массив был построен в советские времена специально для Южмаша.
— Это произошло во второй половине дня, — свидетельствует местная жительница Наталья, — «Варус» оцепили и никого не выпускали. Мужчин направляли в военкомат прямо в супермаркете. Наверное, так делают потому, что по месту жительства мало кого удаётся поймать…
Народ пытался протестовать — мол, в стране нет военного положения, потому правоохранители не могут отлавливать прохожих просто так. Для этого должна быть причина.
Ответ областного военкомата прост, как удар сапогом в пах. Военные объявили, что в Днепропетровске не перестанут вручать повестки на улицах и в магазинах. На какие-то «нарушения гражданских прав» им глубоко плевать. Появившийся в СМИ аргумент почти бредовый — «так как в Украине не существует утвержденной процедуры выдачи повесток». Значит, их можно выдавать даже в городских туалетах.
Сергей Ильченко