Почему люди не могут объединиться? Как вырваться из клетки своего социально-биологического возраста и кто посадил нас в эту тесную, скучную клетку?
Мой знакомый, психолог-коллега, сидя на чужом групповом семинаре в качестве «супервизии», шепнул мне как-то на ухо капризно-надуто (как это он вообще любит делать): «Я не понимаю, почему они все держатся своими... возрастными стайками? Есть в этом что-то тоскливое и убого-дешёвое, ты не находишь?». Я как-то сразу очень хорошо поняла его — о чём он таком говорит, хотя он не старался быть ясным...Более того, я поняла ещё, что и сама-то я, оказывается, — думаю над этой же проблемой и отчётливо вижу её. (Точнее, думает моё подсознание — как смартфон качает тихо обновления) — день и ночь.
Мне показалось (это было озарение), что я поняла, где собака зарыта, «где живёт дракон» и как нам всем помочь «выкарабкаться из ямы». Я узрела врага в лицо.
Давайте начнём по порядку.
Как ослабить противника: бессмертные «политические теории Макиавелли» в помощь любому Государю
Все знают эту простую истину, эти азы политики и управления: чтобы вам не бояться своих подчинённых (вы-то — один, а их вона сколько), чтобы они не встали против вас заговором, единым и подлинно дружным фронтом, нужно посеять в них рознь, ссору, вражду, взаимную неприязнь и взаимное недоверие.
С усилением влияния безличного машинного бюрократического государства (а это произошло лишь в конце 18 столетия и закрепилось в наполеоновском Кодексе) встал вопрос о том,
«как заставить подчиняться подданных, уничтожив ростки всякого самоуправления и свобод».
Речь теперь уже шла обо всех сословиях зараз: от дворян до крестьян. Все они теперь были Государству — враги, никому оно не верило (и правильно делало).
Появилась теперь такая единственная оппозиция: безличная власть — безличная управляемая масса.
И с тех самых пор началась глухая необъявленная война — война Механизма против Личности; война Государства против своего собственного живого народа.
Бюрократическое Государство страдало одной фобией — оно постоянно боялось неуправляемости, неподотчётности и неподконтрольности.
Бюрократическое Государство страдало ещё и обсессивным расстройством — оно любило всё считать и пересчитывать и имело манию раскладывать всё и всех в алфавитном порядке.
И как могло — оно принимало меры к стандартизации, к устранению этого возмутительно свободного «хаоса» частной жизни, которая имеет наглость протекать не в алфавитном порядке — меры различные, вопиющие и очень для нас поучительные.
В этой моей статье я рассмотрю всего лишь одну такую меру, потому что она имеет непосредственное отношение к психологии и потому что противодействовать которой — и в моих и в ваших силах.
Но чтобы вы имели полную картину, я буквально настаиваю (уже даже не рекомендую), я беру на себя такую смелость и наглость — просить, чтобы вы ознакомились с актуальной и блестящей работой ультра-современного социолога Джеймса Скотта:
«Благими намерениями государства. Почему и как проваливались проекты улучшения человеческой жизни».
В частности, у Скотта рассказывается, зачем в Париже были срыты старинные кварталы с запутанными тесными улочками и выстроены вместо них — широченные бульвары с высотными зданиями — хорошо просматриваемые и простреливаемые на километры вперёд — с крыш.
Ключевое слово — «хорошо простреливаемые с крыш». Пан-Оптикум — для ведения уличных боёв со своим же народом. Для невозможности этому народу — прятаться и убегать от полиции по одному ему известным с детства переулкам, огородам и тупичкам.
Зачем в 18 веке были придуманы фамилии и нумерация домов — читайте тоже у Скотта.
Но вернёмся к возрастной психологии.
Как разобрать веник на веточки
Государство крепче всего спит по ночам, когда в обществе произошла «атомизация» его индивидуумов и их «нивелировка». Все теперь «одинаковые», а значит — в принципе неинтересные друг другу.
Синенькие бусинки к синеньким. Красненькие в коробочку к красненьким. Очень красиво. Порядок.
Проще всего сделать эту работу, нанеся один, но правильный удар по солнечному сплетению — разбив межпоколенческие связи между людьми. Итак.
Представители разных поколений и возрастных групп становятся неинтересны и отвратительны друг другу
Причём чувства эти зачастую (к сожалению) очень даже справедливы!.. У людей развиваются фобии (страхи), когда они только лишь — подумают о людях другого возраста.
Вместо того, чтобы легко и интересно дружить, передавать опыт или вливать свежие силы и задор, люди разных возрастов начинают искренне ненавидеть и бояться друг друга. Стыдиться...
Взрослые рассуждают: «Я для них унылый комичный старик». Молодые рассуждают: «Я для них зелёный молокосос, глупенький и наивный, который ещё ничего в жизни не добился».
Вот эти возрастные предрассудки, плюс глупейшая возрастная спесь:
- «Дет-та-чка!.. Па-живи с маё, роди двоих» (со стороны противного Взрослого),
- «Фу, жирные тё-отки» (со стороны глупенькой юницы, ничем не блистающей, которая сама станет такой ровно через 5 лет).
Предрассудки и ничем не обоснованная спесь приводят к следующему печальному результату: к невозможности по-дружески разговаривать друг с другом. (Обмен репликами, стоя в очереди, не в счёт).
«Невозможность вести диалог» устанавливается не только из-за примитивной (излечимой парочкой «внушений») эмоциональной неприязни к людям вообще и вздорных капризов.
Происходит вещь куда похуже — у представителей различных возрастных групп, живущих в одной стране, фактически исчезает (крадётся!) общий универсальный язык, который всегда конституирует нацию, национальную культуру, цивилизацию. Крадётся то, что превращает французов — во французов, немцев— в немцев, русских — в русских, а армян — в армян.
Исчезает семиотика, знаковое поле, пространство текстов, осязаемый инструментарий для совместной успешной коммуникации.
Такое вот вавилонское столпотворение получается...
Как же «получается» это вавилонское столпотворение?
Да, бюрократическое государство именно что — намеренно стремится уничтожить этот общий язык для успешной коммуникации между представителями разных возрастных групп.
Какие же мета-тексты (какие семиотические пласты) являются вот этими вот «общими языками»? (Ведь на самом деле этих общих языков — всегда несколько, ты только выбирай на вкус и норов).
- классическая культура («золотой фонд»),
- занятия наукой,
- религия,
- ремёсла,
- обычаи и традиции.
Вот например. Представьте себе такую разношерстную компанию в одной комнате, увлечённо занимающуюся чем-то вместе: 7-летняя девочка, 11-летняя девочка, 18-летняя девушка, молодые женщины от 25 до 45, и далее, женщины от 55 до 70 и — выше.
Я задаю вопрос: что может объединить эту компанию в единое дружное целое? Вы закричите: «Ничего! Абсурд!». Ах, как же вы неправы...
Давайте начнём с простого, доступного и интересного всем, и взойдём к сложному:
- Обычай наряжать новогоднюю ёлку — да? Да!
- Традиция вспоминать День Победы 9 Мая — да? Да!
- Ремёсла: лепить домашние вареники, варить летом варенье во дворе, шить и вышивать «приданое» будущему новорожденному — да? Ну да...
- Религия: чтение вслух одной главы Евангелия или толкование Символа Веры может ли объединить людей решительно всех возрастов, кому это интересно? Может.
- и наконец, «классическая светская культура»: чтение и обсуждение Пушкина, прослушивание «Времён года» Чайковского, балет «Щелкунчик» — могут ли и должны ли объединить людей всех возрастов? Могут и должны.
Теперь посмотрим, что делают в это время мужчины. Ах, они играют в шахматы во дворе — над доской столпились все возраста — от 7 до 70. Где тут «старик»? Где «пацан»? Есть только «гроссмейстеры», начинающие без ферзя из жалости к противнику и затаившие дыхание почитатели их таланта.
Ну а если перед нами учёные, например, увлечённые археологи и нумизматы — то при чём тут возраст. Важен разве что возраст найденной монеты...
***
Бюрократическому государству такая атмосфера вредна. И оно старается потихоньку уничтожить тот общий универсальный язык, на котором могут разговаривать друг с другом представители разных поколений и возрастных групп. Общий язык у людей отбирается...
Что же люди получают взамен?
Получают две вещи — двух троянских коней.
1) поколенческую скоропреходящую моду, то есть — «язык, рассчитанный ровно на одно поколение» (телепередачи, шоу, мультфильмы, музыкальные хиты с очень небольшим «сроком годности» — от 5 до 10 лет);
2) и «конкретные возрастные заботы», проблемы и хлопоты — объединяющие «дела», навязанные обществом потребления — каждой возрастной группе — отдельно.
Пойдём по примерам.
Увы! на жизненных браздах
Мгновенной жатвой поколенья,
По тайной воле провиденья,
Восходят, зреют и падут;
Другие им вослед идут!
А.С. Пушкин
Сегодня очень легко определить паспортный возраст человека, просто — спросив: какие мультики, фильмы, книги и песни он потреблял в детстве.
Так, поколению, которое выросло на мультике «Король лев» не о чем говорить с поколением, которое выросло на «Телепузиках», а тем — не о чем ностальгировать с выросшими на «Лунтике», а лунтикам — с выросшими на «Маше и медведе».
Поколению, которое плакало в 14 лет под «Иванушек Интернешнл» лучше даже не заикаться об этом в обществе — вот они и не заикаются...
Хочется спросить: а где же «нетленка»?
Почему бы всем этим поколениям не иметь одно связующее их воедино — Общее Детство — в виде сказок Пушкина, к примеру, сказок Андерсена, Аксакова, Астрид Линдгрен?
Если ваша любимая музыка — Дима Билан и Глюкоза, то вы, конечно, подлежите Времени, тлению, износу и устареванию. У вас есть Возраст и вычислить его будет очень легко. Душа, вскормленная димой-биланом и глюкозой, обвисает и покрывается целлюлитом лет за 10.
И вы, конечно, будете неинтересны и отвратительны следующему поколению, у которого будет или в свою очередь «свой дима белан на глюкозе» или же — нормальная музыка.
Если ваша любимая музыка — Моцарт или Римский-Корсаков, то у вас нет возраста, ваша душа упруга, и вы не подлежите устареванию, как нет возраста, как упруг и как не подлежит устареванию и сам Моцарт. И его коллеги.
А теперь — вторая часть марлезонского балета — «конкретные возрастные заботы», навязанные обществом потребления. Второй троянский конь.
Действительно, нам не о чем, да в сущности и некогда, друг с другом разговаривать по душам! Вот и сбиваются люди в унылые «возрастные стайки», так справедливо возмутившие эстетическое чутьё моего приятеля-психолога.
- то нас целиком и полностью поглощает необходимость краситься и присутствовать на всех гулянках,
- то пора-замуж,
- то подготовка к роскошной свадьбе,
- то беременность и роды,
- то детская песочница,
- то кредит,
- то ипотека,
- то строительство дома — детям,
- то способы лечения давления народными средствами,
то ... а впрочем, уже всё. В маразме проблем нет, разве что у окружающих.
«Конкретные возрастные задачи» ставит перед нами общество потребления, а не Бог навязывает их нам как объективную реальность. Но это — ложь.
Вся «возрастная психология» есть грустная «история болезни» тех людей, что добровольно продали себя в рабство Системе и стали заложниками возрастных штампов и стереотипов.
Пушкин пишет об этом с горечью, ненавистью и презрением (а вы думали он восхищался? Нет, это ирония):
«Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть умел;
Кто странным снам не предавался,
Кто черни светской не чуждался,
Кто в двадцать лет был франт иль хват,
А в тридцать выгодно женат;
Кто в пятьдесят освободился
От частных и других долгов,
Кто славы, денег и чинов
Спокойно в очередь добился,
О ком твердили целый век:
N. N. прекрасный человек».
Каков же результат разобщения возрастных групп единого народа?
Каков-каков? Народа — нет, в итоге. Есть налогоплательщики, пронумерованные индивидуумы, несчастные, ненавидящие всех вокруг, каждый со своей (возрастной) фобией и фанаберией.
Когда 60-летние не дружат с 20-летними, результат получается вот какой. Жители данного места, говорящие вроде бы на одном языке — лишаются истории.
Так что «связь поколений» — это не пустой звук. Она официально декларируется как важнейшая государственная ценность, но на практике — истребляется в зародыше.
Когда разговор между людьми различных возрастов по душам — смешон, нелеп и невозможен, у народа исчезает память и история, и тогда свою собственную историю он сможет вычитать только в одном месте — в официальном учебнике по истории, изданном государством и его текущими идеологами под текущие нужды.
Собственно, для этого всё и подготавливалось...
Историю становится легко — навязать, выдумать, а спорить с фантазёрами никто не сможет — аргументов не будет...
Как же возродить коммуникацию между представителями не одинаковых возрастных групп? Где исток проблемы? Где начинать работу? Посмотрим...
Как было «раньше»?
Всё начинается как всегда — в семье и школе. Многодетная семья давала естественную среду, где люди приучались к общению в разновозрастных группах.
Мы не будем напрасно стенать о многодетных семьях и повернёмся-ка лицом к школе. Там ещё возможно сделать хоть что-нибудь.
Когда-то школа поддерживала и поощряла общение детей в разновозрастных группах. Вспомните хотя бы практику «вожатской работы» или «шефство пионеров над октябрятами», а «комсомола над пионерами».
Так закладывались прочные дружеские связи между людьми с разницей в возрасте 5-7 лет (которая сегодня кажется непреодолимым препятствием к дружбе и обретению общих интересов) и это было нормально.
Ещё больше в этом плане давала внеклассная, внешкольная работа — работа творческих и научных кружков и секций, работа Дворца Пионеров.
Помните пример с шахматами? Да и решение внеклассных задачек по математике не спрашивает: «Сколько тебе лет?» Оно лишь спрашивает: «Ты сечёшь?»
Если мы углубимся в историю ещё дальше, то увидим, что — воспитание и образование всегда велось в смешанных, разновозрастных группах.
Ланкастерская система взаимного обучения, где старшие подтягивали по предметам младших, ремесленные артели, общежития подмастерьев и работников разных возрастов, пансионы, где в одной классной комнате готовили свои уроки ученицы от 7 до 17.
Разделение детей для целей обучения или воспитания строго по «годам рождения» — это «подарок» всего лишь новейшего времени и конечно же — подарок от бюрократического государства, больного обсессивным расстройством.
Ему так удобней. Нам — нет. Пора это уже понять.
Ведь сверстники-погодки мало что могут дать друг другу. Да почти ничего.
Разновозрастная же, смешанная группа — лучший естественный «учитель» и лучший неназойливый «воспитатель».
А главное — дешёвый (на что и напирала ланкастерская педагогика взаимного обучения).
И «большие», и «маленькие» каждую минуту совместного пребывания — учатся чему-либо. Если вы — педагог, старайтесь набрать в группу дополнительных занятий — разновозрастных детей и суметь подружить их между собой. Не подбирайте детей «по возрасту». Это — порочная бесплодная практика.
А что делать конкретно психологу?
Примерно то же самое. Собирать на свои групповые встречи людей вопиюще разных возрастов и суметь их объединить не формально.
Когда-то я посещала один психологический клуб (которому это почти удалось), где неписанным правилом было: «Заходя к нам на огонёк, оставлять свой паспортный возраст за порогом». Все называли друг друга там, конечно, по имени и на ты — но не это главное.
Ведущая уютного клуба мягко, но неумолимо пресекала возникновение разного рода скучных и опасных для атмосферы кружка разговоров, как то:
- демонстрацию своей возрастной спеси («Я молодой и свежий — ха-ха!» («зато я — добился в жизни, у меня кафедра и норковая шуба»),
- и угрюмые мысли-заботы о своих возрастных житейских заботах.
Короче говоря. Хозяйка уютного психологического салона всячески пресекала — Пошлость, и, возможно, от неё я и получила свой первый урок о том, что «быть возрастным — это не только скучно, но и преступно» и что «можно как-то по-другому».
Как узнать, сумели ли вы подружить на своём семинаре, мастер-классе — людей разных возрастов?
Если у вас в студии ваши семинарцы дружно работают вместе, передавая друг другу любезно ножницы и клей, но... выходя в курилку, курят каждый — опять в своей «возрастной стайке» — у вас пока что ничегошеньки не получилось...
Однако, и сплочённая курилка — тоже не стопроцентный показатель успеха.
Главный, проверенный веками, показатель того, что вам удалось подружить между собой очень разных людей — это то, какими группами они отправляются после занятий с вами по домам. Понаблюдайте за своими семинарцами — как они расходятся по домам, особенно вечером.
В качестве Заключения
Единственным общественным институтом, где связь между поколениями, разновозрастная дружба — поощрялась и даже требовалась — самой логикой — был всегда Университет.
Студенты разных курсов вместе с аспирантами и преподавателями разных возрастов собирались вместе на дополнительные семинары, работали над одним проектом — и не было там «ни эллина ни иудея».
Сегодня Университет представляет собой то же печальное зрелище, что и общество в целом. Люди разных возрастов общаются друг с другом только по обязанности, испытывая друг к другу скрытую неприязнь и страх показаться жалким.
Порвалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить?
У вас есть на выбор несколько «самоучителей общего языка»: классическое искусство, наука, религия, ремесло и арт-практики, обычаи и традиции. Знаете, почему у нас так искренне любят Пасху и Новый Год? Потому что «кулич» и «ёлку» понимают ещё пока что все. В ваших интересах попытаться увеличить этот недлинный ряд.
Елена Назаренко
Фото: © Julia Fullerton Batten