Продумывай серьезные решения не только в пространстве, но и во времени. Бывает, нормальное вроде бы решение спустя несколько лет оказывается полной чушью. А всего-то надо было — просто подумать! До меня это правило дошло после тридцати лет. Одно успокаивает: некоторым сложно продумать, как скажется изменение в пространстве, в десяти метрах от места изменения.
Предпринимая серьезное решение, продумывай возможный отрицательный результат и то, как его нейтрализовать. В этом случае обязательно сработает антизакон бутерброда — при падении масло окажется наверху, неприятность не наступит. Если я применял это правило, все проходило нормально. А бывало, что на 100% был уверен, ведь вещь простая, страховаться не надо, но его величество случай обязательно давал подножку.
Периодически анализируй свои поступки. Спокойно относись к критике. Конечно, критика бывает неприятна. Но зато это самое лучшее средство, помогающее не оказаться в переработанной воробьями пище. Критика, а также самокритика — это своего рода обратная связь (одно из основ системы управления), без чего даже самая прекрасная система со временем останавливается или идет вразнос. Но не перегибай палку в виде постоянного самоедства. Неплохо иногда признаться в своих ошибках на публике. Сначала люди будут удивлены. Потом поймут, что ты честен. Люди больше ценят справедливость, чем то, какой ты умный. На заводе, бывало, я делал нехорошее другим. Идешь по цеху и видишь одну ненормальность, другую; внутри копится. Чаша терпения переполнена, и всё выдаешь одному. Потом чувствуешь себя сволочью, стараешься исправить. Так вот, оказалось, меня больше уважали за способность признать свою глупость и за похвалы другим, чем за многое новое в производстве.
Моя мама говаривала: «Худая работа сродни воровству». Любое дело делай так, чтоб за себя не было стыдно. Меня лет до сорока мучил вопрос: не получаю ли я больше, чем даю? Соизмеряй то, что получаешь, с тем, что делаешь; бойся получать больше. Что в деньгах, что в отношениях с людьми. Если получаешь больше, это словно воровство. Знай, что найдётся много сторонников социал-дарвинистских принципов «кто смел, тот и съел» и «кто раньше встал, того и тапки». Эти заявления от лукавого; они попросту маскируют воровство.
Если не знаешь, как поступить, поступай так, как принято в приличном обществе. Драться надо — так дерись, даже с сильным. Извиниться надо перед противником — извинись, даже на публике. Аналогично на производстве. Бывало, что целый ряд правильных действий приводил на работе к глупости, и в этом случае мне помогало начать с начала и действовать по инструкции. Не показывай свою креативность без повода или по мелочи. Сейчас принято выпячивать себя. Считаю, это нехорошо. Лучше быть, нежели казаться!
Старайся быть специалистом в своей области и старайся работать со специалистами. С ними работать тяжелее, но интереснее, в т. ч. с точки зрения собственных перспектив. В друзьях, начальниках, подчиненных лучше иметь неравнодушного середняка, чем гения-пофигиста. Не будь придирой и не работай с начальником-придирой. В основном придираются боящиеся за своё место. Но отличай придиру и подтягивающего тебя до своего уровня и выше.
Друг и подруга в первую очередь должны быть добрыми к тебе, а ты к ним. Очень ёмко выразился Наполеон на эту тему. На вопрос о своих женах, Жозефине и Марии-Луизе, он ответил: «Красивая жена — это драгоценность, а добрая жена — это сокровище». Под доброй он имел в виду Жозефину. В отношениях мужчины и женщины — одна любовь? Этого мало! Даже одна доброта гораздо лучше. Вывод: самый близкий человек — это мать. Виню себя в недостаточном внимании к маме.
Для настоящего мужчины ребёнок, женщина и Родина — это основные ценности, оправдывающие его жизнь. Это развивалось из желания сохранить свою пещеру, свой род, своё племя и т.д.
Если твой друг не наедине, а на публике подшучивает над тобой, то он не друг. Если твой друг наедине не осуждает твоё излишество (эгоизм, невнимание к другим и прочее), то и он не друг.
Тренируй мозги и мышцы. То и другое прекрасно развивается в молодости. Заявление о том, что нельзя быть одновременно хорошим специалистом в музыке (литературе), физике (астрономии) и тяжелой атлетике (биатлоне), считаю неверным. Человек — интересное создание. Он постепенно ко всему привыкает и всего достигает. У меня хорошо получалось понять очень сложные вещи по частям. Вот с чем были проблемы, так это с иностранными языками, но это, скорее всего, из-за слабых преподавателей. Например, я не понимал и не любил химию, считая неинтересной, нелогичной. Но в вузе дошло: она замечательна, логична, интересна, и это благодаря преподавателям.
Относись к старикам как к прекрасному справочному материалу. Образно говоря, у стариков слабо работает цифровое мышление, но прекрасно аналоговое. Они видели много и быстро могут вспомнить, чем кончалось похожее, или додумать, чем может кончиться. Проще говоря, мудрость — это сплав интеллекта с опытом. Но бывает, что старость приходит вместе с маразмом…
Справедливость в любом деле — это как счастье или истина. Абсолютной и конкретной не бывает, но стремиться надо обязательно.
Истина находится между крайними мнениями и немного в стороне, причем ближе к фактам. Часто к тем фактам, которые нам не нравятся.
Делай добро просто так. Я убедился, что добро чаще возвращается к тем, кто его делает другим. Хотя есть халявщики: себе все, но другим ничего. Таким — дырку от бублика. В отношениях с другими необходима здоровая прагматичность: если будешь эгоистом, от тебя отвернутся; если будешь все делать для других, на тебе будут ездить. У меня что-то получалось…
При больших отклонениях (именно при больших и когда это касается тебя) от нормального хода вещей в жизни, делах, да где угодно, одновременно применяй несколько противодействующих отклонениям факторов. Это потом разбирайся, что помогло, а что не очень. Управляющее воздействие должно быть по величине не меньше, чем то, которое привело к отклонению. Это тоже из науки об управлении. Но умей разделить то, когда касается тебя, то, когда тебя не касается и то, когда тебе «ездят по ушам». Сейчас развелось достаточно умельцев, загребающих жар чужими руками. Раньше таких считали эгоистами-подлецами, а сейчас величают успешными менеджерами и классными пиар-специалистами. Критично относись как к обещаниям запросто достигнуть, так и к заявлениям о том, что это, мол, или то, изменить невозможно.
Не ловись на «слабо». Это когда подленько провоцируют заявлением, что тебе слабо сделать ту или другую дурь. Не поддавайся закону толпы (это когда инициативная сволочь удачно провоцирует многих на подлость).
В науке и в жизни есть прекрасные правила:
1. Гипотеза, объясняющая известные факты, становится теорией. Например, я с полным основанием считаю, что Россия очень многим как бельмо на глазу. В том числе от страха повторения социалистического эксперимента по установлению справедливости.
2. Если среднеобразованному человеку непонятно объясняют (например, косноязычно или непонятными терминами, или ссылками на неизвестные источники, или заявлениями типа «это все знают»), то объясняющий или сам не разбирается в предмете, или обманывает. Например, я считаю, что среднеобразованный человек вполне поймёт основы квантовой физики, объясняемые хорошим преподавателем. А ещё вижу, что экономическая политика в стране грешит вредительством в части заявлений, что наша золотовалюта должна быть на Западе, и надо оттуда ждать инвестиций. Причём нам заявляют, что иначе пропьём, что у дивергентного дяди флюктуации в мнимой области инвертны по северным спинам мнимых гиперонов Альфы Центавра, что все так делают, и подобную чушь.
Самые главные, базовые отрасли и профессии — это обеспечение безопасности (вооруженные силы, правоохранительные органы), воспитание и обучение (начиная с нянечки в детсадике), охрана здоровья (начиная с санитарки в больнице). Следующие — это производство продуктов, одежды, строительство жилья. Потом тяжелая промышленность, транспорт и т.д. Но не всё так просто и однозначно. Например, плохая журналистика — это как продажная тварь, а очень хорошая — поднимается до воспитательных высот. К сожалению, на Земле средний фигляр считается выше хорошего врача…
Уважай тех, кто делает. Есть возможность сделать хорошее дело, хорошую вещь — делай. Бернард Шоу справедливо говорил, что даже самые большие достоинства не искупают греха потребления без участия в производстве.
Автор Александр (Мой адрес)