Русские Вести

Владивостокца судят за картинки с солярными символами и комментарии с критикой властей в соцсетях


По какой конкретно статье его судят, Андрей Парфенчик понял не сразу. Сперва обещали, что за оскорбление чувств верующих, потом оказалось — за публичную демонстрацию экстремистских символов. Ему грозит административный арест до 15 суток или штраф от 1000 до 3000 рублей, и кто-то махнул бы рукой, а Парфенчик и его юрист Артур Пекшев начали бороться.

«В 2013-м и начале 2014 года я опубликовал в "Одноклассниках" вот такие картинки», — начинает рассказ Андрей Парфенчик и протягивает нам лист с распечатанными изображениями. На одной картинке солярный орнамент со свастичными узорами (вообще, в орнаментах и у славян, и у других этнических групп свастика действительно употребляется часто). На второй — стилизованная надпись «Слава Роду» и руки с мечом. На третьей — сидящая фигура с крыльями и свастичным символом в правом углу изображения. На четвертой — воин с мечом и птицей на щите и шлеме. Птица похожа на сокола и орла одновременно.

«Мне потом заявили, что это орел Третьего Рейха, — говорит Андрей. — А еще один символ причислили к "Северному братству", недавно закрытой экстремистской организации, о которой я узнал, когда в отношении меня было возбуждено дело об административном правонарушении. Но посмотрите, этот символ описал еще советский археолог и историк, специалист по славянской культуре Борис Рыбаков, такие символы встречаются в его книге 1998 года, когда никакого "Северного братства", наверное, и в помине не было. Да и в Эрмитаже свастика присутствует в узоре на полу, на славянских украшениях, на одежде, на старых деньгах... Куда мы от этого денемся? Я просто интересуюсь славянской историей, вот и запостил».

На еще одной фотографии Андрей бежит где-то в лесу с флагом Российской империи в одной руке и флагом с изображением коловрата в другой. Правда, все «спорные» изображения и комментарии он удалил, как только началась вся эта история. Но из песни, как говорится, слов не выкинешь.

Первый звонок из «органов» раздался 7 января 2017 года. «Мне сказали: мол, Андрей Сергеевич, на вас заведено уголовное дело по статье "Оскорбление чувств верующих". Я подумал, что это шутка такая. Пошел в гости отпраздновать Рождество, чаю попил, — рассказывает Андрей Парфенчик. — Опять звонок: "Мы к вам сейчас приедем". Я даже не говорил, где я живу, они сами знали. Приехали за мной на полицейской машине и увозят в отделение. Причем в отделение транспортной полиции — ЛУВДТ. Как я понял, расформировали отдел, который экстремизмом занимался, и функции передали "линейщикам". Объяснили, что имеют право».

По словам Андрея, права ему никто не разъяснил, воспользоваться юридической помощью не позволили: «Сотрудник сказал, что мы просто поговорим, никто не нужен. Только я зашел, на меня сразу же составили протокол».

Дату в протоколе не поставили, статьи тоже не указали. Но Андрей как человек юридически неграмотный его подписал. В тот же день его хотели везти в суд — не получилось. На следующий день (воскресенье) дежурного судьи тоже не оказалось. Суд перенесся на понедельник, 9 января.

Артур Пекшев, юрист, защитник Андрея Парфенчика: «9 января был суд. Я был заявлен в процессе как защитник, просил отложить заседание, чтобы ознакомиться с материалами дела и подготовиться. Судья отказал, дав мне 15 минут для ознакомления. В деле 65 страниц! Хорошо, что у меня есть копия первоначального протокола об административном правонарушении — в нем отсутствует дата составления и статья КоАП РФ, которая была нарушена. После перерыва судья спрашивает, признает ли Андрей себя виновным. И тут я задаю вопрос: "Простите, а в чем?" Ответ суда: "Ну как в чем?" А в протоколе же ничего нет! Судья "выгоняет" стороны в коридор и выносит определение — вернуть протокол. Вообще-то это надо было по закону сделать до начала процесса (на стадии подготовки).

10 января 2017 года была подана жалоба на это определение. Но оперуполномоченный на этом не успокоился. Через третьих лиц мы выяснили, что он заявлялся ко мне в подъезд, спрашивал соседей обо мне. Это к чему вообще? В итоге нашел он Андрея (которого особо и искать-то не нужно) и вручил уведомление, что хочет внести изменения в протокол. Мы приезжаем и вносим правки. Пишем, что с правами обвиняемый не ознакомлен, представитель не был допущен и т.д.».

В исправленном протоколе указана статья 20.3 КоАП РФ — «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами».

«31 января Андрея опять пытаются притащить в суд. Я спрашиваю: на каком основании? Дело было рассмотрено 9 января! — рассказывает юрист. — И повестки не было, и определение нам не показали. Да даже не повестка важна, а основание, которое полицейский не смог объяснить. Однако через некоторое время на сайте Советского районного суда мы узнаем, что одно рассмотрение превратилось в два».

По судебной ошибке дело было повторно отдано на рассмотрение другому судье, который вернул его на дорасследование. Сейчас защита ждет рассмотрения жалобы на первое решение в Приморском краевом суде.

Как следует из материалов дела, запрос в Mail.ru Group был сделан еще в августе 2016 года. А 31 декабря 2016 года материал ушел специалисту на заключение. Заключение о визуальных символах сделала Надежда Олешкевич, известный в крае специалист по экстремизму, доцент кафедры философии и юридической психологии ВГУЭС (по образованию филолог и философ).

Судя по заключению специалиста, изображенный на рукоятке меча на одной из картинок символ был в книге «Славяно-арийские веды», которая три раза успешно переиздавалась до 2008 года. А в 2008 году в книге были обнаружены высказывания против межрасовых браков, суждения о превосходстве белой расы над черной — и ее запретили как экстремистский материал. «Сам по себе символ никто не запрещал, и его наличие в какой-то книге не делает его автоматически экстремистским материалом, — недоумевает Артур Пекшев. — Если следовать такой логике, в той книге были буквы — что, их теперь тоже запрещать и судить за их использование?»

Комментирует специалист и фотографию Андрея с двумя флагами в руках: «Черно-желто-белый флаг — это флаг Российской империи с 1858-го по 1896 года. В настоящее время черно-желто-белый флаг используется русскими националистическими, монархическими и патриотическими организациями, футбольными фанатами как символ оппозиционности государственному флагу РФ и действующей власти».

Интереснее обстоит дело с высказываниями Андрея. Своих взглядов он не скрывает — «интересуется славянской историей», как сказано в «объяснении», которое он давал 7 января старшему оперуполномоченному ОУР Владивостокского ЛУ МВД России на транспорте майору полиции Аветисяну Р. М.

В комментариях в соцсети Андрей Парфенчик говорил о том, что борется с оккупационной системой, отстаивает свои гражданские позиции, что он за ЗОЖ и «готов к ответным действиям», направленным против него и его рода. Отвечает одному из комментаторов своих фото, что знает не понаслышке о полиции после реформирования и что не боится делать выводы и высказывать публичные замечания, потому что «если молчать и делать вид, что все отлично, то бревна из своего глаза они никогда не вытащат, так и дальше будут потакать прихотям "жирующих" властей». Рассказывает, как в День Народного единства ездил с имперским флагом и коловратом по городу, и люди высказывали поддержку. При этом на вопрос о революции отвечает, что она должна произойти в головах у людей. Отметим, что этих комментариев на странице пользователя в «Одноклассниках» больше нет. Но они скопированы и зафиксированы полицией в присутствии понятых.

«Меня возмущает не сама статья КоАП РФ, по которой его судят. Но можно же было хотя бы нормально, по всем правилам рассмотреть дело в суде, а не просто их игнорировать! — говорит Артур Пекшев. — Никто нормально не работает, от полиции до судей. Я хочу довести дело до конца. Боюсь, что это станет основанием проверять Андрея дальше. И мало ли что тогда будет происходить».

Отметим, что, по данным краевой полиции, в 2016 году «в ходе мониторинга социально-экономической и миграционной ситуации, а также в результате проведения мероприятий, направленных на получение упреждающей информации о преступных намерениях членов экстремистских группировок, антиглобалистов, радикальных общественно-политических движений, религиозных и иных объединений, выявлено 26 преступлений экстремистской направленности». В 2015 году таких преступлений было 29.

Источник: www.newsvl.ru