Русские Вести

Верните клоунов цирку!


Специальная военная операция ударила не только по Киеву и Харькову, но и – приятным рикошетом – по профессиональным блогерам. Сейчас это, пожалуй, самая пострадавшая от санкционного кризиса социальная группа в России. Рассмотрим, как она орудовала раньше и что с ней будет теперь.

Деловое издание РБК выпустило реквием по экономической модели блогерства в России. Выяснилось – словно никто раньше не догадывался, – что господа блогеры в массе своей полностью зависят от западных медиаплатформ, то есть сейчас у них ломка ввиду прекращения иностранного финансирования.

Оговоримся, что здесь и далее мы говорим только о профессиональных блогерах, для которых средства от этого рода деятельности составляют основную или значимую часть дохода. И их, разумеется, мазать одной краской тоже нельзя: существуют, например, прекрасные научно-популярные блоги, страницы хороших писателей, мыслителей, священников.

Но в топах по просмотрам и заработкам – совсем другие люди. И об их бедах говорят менеджеры – те, которые управляют делами Карины Кросс, Саши Стоуна, Влада Бумаги, Кати Адушкиной, Некоглая, Софии Броян и прочих удивительных персонажей.

"Блогеры стали лояльнее"

Факты суровы.

С момента запрета в России сети картиночек Instagram** её ежедневная аудитория сократилась в четыре раза – соответственно упали доходы от продвигаемой там рекламы.

Загрузка контента на Tik-Tok из России невозможна, а обход с помощью VPN мало что даёт: аудитория ушла.

И хотя глава Минцифры Максут Шадаев уверяет, что запрещать YouTube никто не будет, мы бы не были столь пессимистичны – у русского правосудия столько вопросов к самому видеохостингу, его "папе" Google и "дедушке" (который самый молодой в этой нетрадиционной семейке) Alphabet, что долго это тянуться не может.

С момента прекращения показа рекламы для русских пользователей YouTube размер монетизации упал на 70-90%, да и эти деньги получить непросто: подобные вопросы решают специальные агентства, контролирующие и организующие блогеров (а вы всерьёз думали, что это самостоятельные творческие единицы? не более чем Криштиану Роналду или Артём Дзюба). Сейчас – звёздный час этих закулисных кукловодов. Один из них прямо говорит:

Нас стали больше любить, уважать и ценить. Сейчас блогеры не вымогают условия. Они просто приходят и говорят: "Давайте попробуем поработать".

Есть, впрочем, у кукловодов и горести: они сетуют на "культуру отмены", которая сделала "токсичными" некоторых русофобов и тем самым сократила выбор среди наиболее известных кукол. Кроме того, когда директор "агентства талантов" говорит – "Мы стали предлагать клиентам альтернативу в виде Telegram, VK и Яндекс. Дзен", мы сквозь текст слышим сдерживаемые рыдания. Это вообще странный кукольный театр, где жуткие Карабасы кривляются перед зрителями, а закулисные Пьеро со слезами на глазах распределяют конвертики.

И, конечно, ещё одна цитата заслуживает внимания:

Блогеры стали лояльнее и предлагают пакетные размещения с большими скидками.

Прекрасный бизнес-язык, который в переводе на русский означает "наши пустобрёхи согласны на всё".

Неудивительно, ведь рынок рекламы не просто сократился, а схлопнулся. Самые приятные заказы всегда давали западные корпорации, которых теперь в России не осталось. Их несвятое место потихоньку пытаются заполнить компании из России, но их бюджеты в разы, а чаще в десятки раз меньше. Блогерам приходится работать за гонорары, которые насмешили бы их даже в разгар пандемии.

Как обычно в разгар кризиса, повысилась активность банков, в том числе государственных (надеемся, этим расходом средств рано или поздно заинтересуются ЦБ с прокуратурой) – когда денег становится меньше, борьба за них обостряется.

Даже этого не предвидели

В фильме "Двенадцать друзей Оушена" есть момент, когда бизнесмен Рубен Тишкофф сидит у ясновидящей, та что-то вещает ему о будущем, и тут в комнату входят люди, которые давно охотились за Рубеном. "Ты что, даже это не могла предвидеть?" – восклицает он с неповторимой интонацией человека, заплатившего за некачественную услугу.

Выяснилось, что для подавляющего большинства блогеров и их хозяев блокировка западных ресурсов и прекращение монетизации явились полнейшим сюрпризом. То есть на роль лидеров мнений нашей молодёжи претендуют люди, не способные сложить два и два, не ориентирующиеся в реальном мире, не понимающие сути происходящих в нём процессов. Проще говоря – глупцы, имеющие собачий нюх на деньги и тренды. Шариковы нашего времени. И это вызывает даже бо́льшую озабоченность, чем их постоянная озабоченность: последнее, в конце концов, всего лишь товар, тогда как первое – диагноз.

В самом деле, среди профессиональных инстаблогеров проиграли самые приличные – те, кто ориентировался на старшее поколение, на жителей регионов – их аудитория быстро устала мучиться с VPN-сервисами и переориентировалась на отечественные платформы. А там почти нет автоматической монетизации, и если ты не хочешь продаваться сомнительной рекламе, то не получишь вообще ничего.

Таким образом, сейчас в русскоязычном сегменте на западных площадках остались зрители в возрасте до 30 лет, существенная часть из них – несовершеннолетние. Именно на них рассчитана основная реклама, а значит монетизация блогеров идёт за счёт их родителей. Которые, между прочим, тоже не богатеют.

Верните клоунов цирку!

Следует понимать, что сверхдоходы топовых блогеров – это почти целиком и полностью реклама (есть ещё донаты – добровольные пожертвования фанатов). Рекламируют они товары и услуги. И стоимость оплаты труда блогеров закладывается в розничную стоимость товара.

И тут не до шуток.

Влад Бумага спел про лояльность сети "Дикси"? Поздравляем, где-то выросла торговая наценка, бабушка малолетнего поклонника этого персонажа потратила на те же продукты больше денег, чем вчера.

София Броян рекламирует Delivery Club? Где-то наняли ещё сотню сомнительных мигрантов вместо русских курьеров.

Карина Кросс пропагандирует ставки на спорт? Кто-то ещё чуть быстрее разорится на болезненной тяге к играм.

И так далее, и тому подобное. Эти граждане – не безобидные фрики. Они наносят прямой вред стране далеко не только и не столько тогда, когда напрямую высказываются против государственной политики. Сам факт их существования – знак того, что общество пошло не туда. Место клоуна – в цирке на посмеянии, а не в экономике на обсуждении.

К слову, примерно 10% топовых блогеров покинули Россию после начала СВО. Бороться за свою правду здесь они не сочли возможным, не для того их директора́ и агенты растили.

Что с того?

У нас есть большая просьба к Роспотребнадзору. Помогите нам сделать жизнь этих клоунов ещё веселее.

Сейчас вводится много разных обязательных маркировок, можно добавить ещё одну? Чтобы на всех товарах и на всей информации об услугах организаций, рекламирующихся через блогеров, прямо на входе в те же "Дикси" стояла пометка "Часть доходов от продаж пойдёт Моргенштерну* (Луномосику, Бумаге, Дудю* и прочая, и прочая)". Потому что рекламу делают единицы, смотрят сотни тысяч, а оплачиваем все мы.

И тогда станет ясно, что в России сильнее – хайп подростков или брезгливость зрелости.

* Признаны в России иностранными агентами 
** Instagram – запрещённая в России социальная сеть, принадлежащая экстремистской организации Meta.

Автор: МИХАИЛ МЕЛЬНИКОВ

Заглавное фото: BAZA PRODUCTION//SHUTTERSTOCK.COM

Источник: tsargrad.tv