Откуда у парней нацистский задор? Причём у целой группировки тинейджеров из Уфы, столицы пёстрой как в этническом, так и в религиозном смысле Башкирии. На этот вопрос предстоит дать ответ нашим компетентным органам, уже вскрывшим сам этот гнойник, в котором была обнаружена не только самопальная бомба, но и немало холодного оружия, а также переписанные от руки (!) труды идеологов Третьего рейха, портреты нацистских главарей и их украинского прислужника Степана Бандеры.
На кадрах оперативных съёмок сложно определить, кто эти юноши: русские, башкиры или татары (у задержанных "заблюрены", то есть замазаны, лица). Впрочем, в данном случае у преступности действительно "нет национальности": миф о "русском фашизме" – не более чем миф. Недобитым гитлерёнышем из неонацистской секты, как и ваххабитом из секты исламистской, может стать кто угодно, вне зависимости от этнического и религиозного происхождения его предков. Наглядный пример: ликвидация в 2012 году в подмосковных Химках ваххабитской группировки во главе с этническим евреем Александром Гайворовским.
Относительно же того, кто был главарём готовивших теракт уфимских неонацистов, пока известно лишь то, что им является 18-летний (!) гражданин России. Так, согласно официальному заявлению спецслужб,
он распространял среди сообщников идеи неонацизма, неоднократно проводил их обучение правилам обращения с оружием и другим навыкам боевых действий. В ходе подготовки к совершению террористического акта подозреваемый, приискав необходимую информацию и компоненты, изготовил самодельное взрывное устройство.
Запретный плод сладок
В том, что ФСБ и Следственный комитет России работают качественно и оперативно, сомневаться не приходится. Но смогут ли они чётко ответить на вопрос о причинах появления подобных гнойников? А главное о том, как с ними бороться на уровне профилактики?
К примеру, запретить демонстрацию нацистской символики и главарей Третьего рейха и фашистской Италии несложно. Но насколько это эффективно? И не станет ли этот "запретный плод" только слаще? Особенно для поколения, выросшего в условиях деидеологизированного общества, лишённого массовых подростково-юношеских организаций. Общества, где средние школы и вузы не воспитывают, но лишь оказывают "образовательные услуги", а тиктоки и прочие паблики уже давно стали главной, а может, и единственной "школой жизни" и самым настоящим псевдоинтеллектуальным фастфудом для сознания наших детей.
Так, если Первый русский телеканал Царьград на эту тему уже восьмой год в буквальном смысле бьёт в набат, то со стороны главы Следственного комитета России Александра Бастрыкина мы об этом услышали впервые лишь недавно:
Интернет, телевидение, социальные сети стали таким источником воспитания, который культивирует насилие, равнодушие к проблемам сверстников, безнравственность. Детей надо вытаскивать из интернета, а не погружать их туда за бюджетные деньги... Деструктивная информация, получаемая подростками в Сети, ведёт к тому, что насилие в умах детей становится естественным и нормальным, к тому же они видят, что нападавшие превращаются в героев в СМИ и соцсетях... В этом и есть большая опасность.
И эта опасность может проявиться в самых различных экстремистских формах: хоть в неонацистской, хоть в исламистской, хоть даже в сатанистской или неоязыческой. При всём различии этих идеологий они выигрывают в одном: дают молодым людям простые ответы на вопросы, которых избегают поколения среднее и старшее, выросшие на коммунистической идеологии, в которую в позднесоветские десятилетия уже мало кто верил. В первую очередь – на вечные вопросы "кто виноват?" и "что делать?".
Сможет ли на эти же вопросы ответить государство? В условиях, пока в России не просто нет, но и прямо запрещена государственная идеология, это невозможно. Ведь даже слово "патриотизм" без чёткой державной идеологии является весьма размытым. А те же неонацисты прекрасно знают, как и за счёт кого должно достигаться государственное и национальное величие. И не просто знают, а и предлагают молодёжи лёгкие и "окончательные" решения. Далеко ходить не нужно: гитлеровская Германия – лишь символ, куда нагляднее практический пример сегодняшней Украины.
Что с того?
Александр Бастрыкин прав: информационная безопасность – важнейшая часть безопасности национальной. Но достаточно ли в этой области запретов и ограничений? Очевидно, нет. Полностью оградить от смартфонов наших старших подростков уже практически невозможно (хотя не секрет, что во многих "элитных" учебных заведениях как на Западе, так и в нашей стране они находятся под строжайшим запретом). Как не удастся полностью закрыть ютубы, тиктоки и прочие инстаграмы. Даже в Исламской Республике Иран молодёжь научилась обходить любые блокировки.
Но есть другой выход: государство должно ответить на неонацистскую пропаганду государственно-патриотической идеологией, в том числе включающей и апелляцию к нашей великой русской истории, в которой всегда было место людям с разным цветом кожи и разрезом глаз, плечом к плечу созидавшим Великую Россию. На пропаганду же исламистскую и сатанистскую необходимо усилить социальную, в том числе и образовательную, роль Русской Церкви и других традиционных для нашей страны религий.
И, конечно, очень важно создание единой массовой подростково-юношеской организации. По образцу ли пионерии и комсомола, скаутских ли организаций – неважно. Главное, чтобы они были. Ведь как несколько лет назад в интервью автору эти строк сказал замечательный детский писатель Владислав Петрович Крапивин (1938–2020), именно такой организации нашей стране особенно не хватает:
В своё время я пытался эту идею продвинуть и даже написал публицистическую повесть "Струна и люстра", где как раз идёт речь о том, как зарождалась "Каравелла", зачем нужна всеобщая ребячья организация, как она должна выглядеть и, конечно, почему не должна быть сугубо политической или религиозной. Чтобы у современных ребят появилось чувство локтя, чтобы они узнали, что такое товарищество и коллективизм, добро и сострадание, такая организация, конечно же, нужна. Или несколько больших организаций, быть может, объединённых в некий союз.
Именно так и только так. В противном случае на всём пространстве Государства Российского – от Калининграда до Владивостока – будут возникать подобные "детские сады имени Гитлера" типа уфимского. Или ничуть не менее опасные исламистские, сатанистские и неоязыческие секты.
Михаил Тюренков