Вначале новости. В Москве анонсировано создание «университета магии и колдовства». Во главе собирается встать очередная Потомственная Ведьма. Пробраться в СМИ этой новости удалось вот почему: «университет» намерен быть официальным. Как заявила ведьма, представителям одной из парламентских партий направлена инициатива о законодательном регулировании занятия магией, чтобы заведение в итоге, пройдя сертификацию, могло выдавать настоящие дипломы о высшем образовании.
...Понятно, что с почти стопроцентной гарантией никаких настоящих дипломов данной лавочке выдавать не позволят. Но, увы, это не так важно.
К сожалению, сегодня факт государственного признания вполне эффективно заменяет масса фейков, разогнанных по соцсетям и мусорным ресурсам. Из соцсетей и «мусорнета», например, уже сегодня можно узнать, что Потомственная Ведьма — почти официальный экстрасенс Кремля. Если к этому добавить, что выдаваемые университетом магии дипломы уже признаны («просто государство не афиширует») или, скажем, будут признаны в 2024-м («ну, вы понимаете, будут перемены»), это сработает не хуже. Даже лучше — поскольку сообщит лавочке налет эксклюзивности и избранности. И окажет магически благотворное влияние на суммы, которые будут взиматься с предпринимательниц и госчиновников за «углубленные курсы карт таро и гадания на рунах».
Что во всем этом по-настоящему важно
К самому колдовству, как и к Потомственным Ведьмам, вопросов нет. Чем является их занятие с духовной точки зрения, ясно сообщил еще святой апостол Павел (подсказка: практикующие «Царства Божия не наследуют» наряду с убийцами и идолопоклонниками). Чем оно является с точки зрения доказательной науки — известно тоже (подсказка: шарлатанство с целью обогащения). Чем являются сами Потомственные Ведьмы, а также Белые и Черные Маги, а также экстрасенсы и прочие академики невидимых тайн — тоже должно быть очевидно при первом же взгляде на их пошлый антураж карнавальных ряженых.
А вот почему довольно-таки широким массам соотечественников искренне хочется пойти и отдать этим людям свои деньги — вопрос действительно интересный.
Во-первых, следует отметить вот что. Внезапный резкий рост популярности околомистических псевдоискусств не только наша беда. В далекой от нас Америке изумленные исследователи точно так же констатируют, например, бум астрологии среди «поколения миллениалов». То есть граждан, родившихся в 1980-х и позже.
Во-вторых, параллельно с разноцветной магией у нас прямо сейчас отлично процветает очень похожий бизнес несколько иного рода — «хайп-проекты», собирающие с тех же миллениалов реальные миллиарды рублей под нереально высокие проценты. Суть, честно говоря, та же. Только в одном случае современникам обещают, что они улучшат свою жизнь путем «взлома» природы (своей собственной или мироздания вообще, с подключением к невидимым источникам силы, недоступной обычным людям). А в другом — что собранные с них деньги идут на выдачу микрокредитов и, таким образом, участники пирамиды не лохи, а практически настоящие ростовщики.
И, наконец, в-главных. Кому-то, видимо, сейчас пришла в голову мысль поругать уровень современного образования, «поколение ЕГЭ» и так далее. На этом месте рекомендуем вспомнить, как в 1989 году самая читающая страна мира заряжала тазики и кремы по телевизору, а с голубого экрана махал руками ныне покойный Алан Владимирович Чумак. Или как в 1994 году миллионы вполне образованных граждан, вроде бы умевших считать, несли миллионы своих рублей Сергею Пантелеевичу Мавроди, также ныне покойному.
О чем это нам говорит? О том, что уровень образования в данном вопросе, как ни печально, вторичен. Первично же само массовое желание добиваться личных благ путем некоего «взлома реальности». Каким этот взлом представляется — псевдодуховным или псевдоэкономическим, уже нюансы.
И судя по всему, такое массовое желание — явление циклическое. То есть оно налетает на разные общества раз в 25-30 лет и снимает свою дань с очередного поколения. После чего опять уходит в тень — до момента, когда подрастут следующие непуганые люди без иммунитета.
В начале 1990-х в каждой уважающей себя финансовой пирамиде имелась специальная должность запудривателя мозгов клиентуре. По воспоминаниям ветеранов, на вопрос «откуда у вас такие высокие проценты по вкладам?» особенно успешно срабатывали два разъяснения. Первое: «Мы вкладываемся в ночные клубы. То есть вы понимаете, там наркотики. По факту мы вас берем в наркобароны». И второе: «Мы работаем с дудаевцами. Они торгуют оружием, берут людей в заложники, ну вы понимаете. По факту мы вас берем в бандиты». Как легко заметить, за четверть века не изменилось ничего: сегодня тех, кого намерены доить, точно так же «берут» в ростовщики и лорды волдеморты.
Тут, конечно, не может не изумлять глубина доверия, которое эти современники испытывают ко злу. Но оно тоже объяснимо: люди, искренне уверенные, что все радости жизни достаются строго злодеям, пойдут на многое, чтобы войти в долю с чертом или кровопийцей.
То есть по факту, видимо, сейчас происходит очередное «обналичивание 1990-х» — вернее, очередного поколения алчных простаков. И остается только надеяться, что оно будет для них не таким жестким, как для поколения их родителей.
Виктор Мараховский
Фото: © Fotolia / fotofrank