Русские Вести

«В Братске люди идут в одном направлении»


В начале сентября министр обороны Сергей Шойгу предложил построить в Сибири новые города. Этим инициатива не ограничивалась, но заголовки СМИ «взорвала» именно громкая новость о крупнейшем в новейшей истории России градостроительном проекте под эгидой Минобороны.

Повеяло духом ударных советских пятилеток, отчаянных комсомольских бригад и масштабных индустриальных строек — патриотический соблазн повторить романтичные 1960-е, как ни крути, велик. Но уже по правилам новой России: на основе частно-государственного партнерства, если говорить о материальной изнанке.

В речи Шойгу город с душевным названием Братск из Иркутской области упоминался дважды. Сначала в качестве примера из прошлого: мол, если бы не решимость советских властей создать города на основе научно-промышленных центров, то и Братска бы, в числе прочих, не было.

Далее министр перешел к конкретике, предложив создать между Братском и Красноярском все тот же «промышленный центр с привлекательной экономикой и долгосрочным потенциалом роста». Специализация — медь и электротехника.

Корреспонденты «ПС» поехали в Братск, чтобы узнать, почему министр обороны возлагает на него большие надежды и, кажется, считает своеобразным образцом для будущей «большой стройки» в Сибири. Но все пошло не по плану: мы ожидали увидеть так называемый «депрессивный регион», но сквозь пространство и время перенеслись в альтернативную реальность. Почти уверены, что она бы и вас приятно удивила.

«Наш самолет приземляется в городе Братск…», — объявляет пилот самолета авиакомпании S7.

Рейс «Москва — Братск» поразителен как факт и значительно облегчает жизнь и нам, и братчанам. Если бы не чудом сохранившееся авиасообщение, местные попадали бы в столицу и обратно через Иркутск или Красноярск — оттуда ехать до Братска на поезде не менее 15–18 часов. На следующий день мы выяснили, что это заслуга администрации города и мэра Сергея Серебренникова — с S7 им каким-то образом договориться удалось.

Братск не шикует, но живет хорошо. Аккуратное одноэтажное здание аэропорта в 5 утра встречает нас радушными «бомбилами» и лицами, какие в Петербурге редко встретишь. Едем до центра города: за рулем добрый человек с голубыми глазами. От красоты сибирской природы хочется плакать. Это рассветное чистое небо, эта тайга вокруг… Региональный патриотизм этнического тувинца Шойгу, конечно, понятен. Здесь хочется построить не то что новые города — новый мир.

В центре Братска испорченных урбанистскими излишествами журналистов встречает пиццерия одной известной российской сети. Из окна наблюдаем, как просыпается этот город. Утро братчан начинается с выгула собак. Владимир Маяковский явно поспешил назначить «собачкиной столицей» Краснодар, а уж тем более умереть за 25 лет до создания Братска. Большие, маленькие, иногда породистые, но чаще обыкновенные дворняги — псы размеренно вышагивают на поводках при хозяевах. Бездомных животных тут не найти.

Идти по улице легко и приятно: под ногами расчищенные от снега дорожки, посыпанные чем-то вроде горячей асфальтовой крошки. В отличие от заваленного снегом Петербурга, под ноги и смотреть почти не надо: гляди себе в чистое небо, подставляя лицо зимнему восточно-сибирскому солнцу. Секрет в удачном кадровом решении — ходят слухи, что коммунальными службами тут руководит человек с большим армейским опытом.

Порочных алкомаркетов в Братске почти не увидеть, даже «пивнушки» найти нелегко. В обрывках разговоров прохожих поразительно редко слышится знакомый русский мат.

Чистая площадь подле отремонтированного драматического театра. Новый храм внушительных размеров. Четыре кинотеатра. Школы с большими спортивными площадками в глубине жилых кварталов. Выкрашенные фасады детских садов. Винтажный по нынешним временам Дворец творчества детей и молодежи. Новенький вокзал, где в зоне ожидания на мониторах 24/7 крутят социальную рекламу, призывающую взять в семью ребенка из детского дома.

Создается впечатление, будто мы попали в улучшенную версию СССР. Туда, где гражданам мягко, но очень настойчиво говорят, как живут хорошие люди. Туда, где страна не развалилась, раздираемая внутренними противоречиями и геополитическими играми, а продолжила свое существование, законсервировав в себе все эти пятиэтажки без уродливого сайдинга, панельки и градообразующие предприятия...

«В Братске люди идут в одном направлении», — объясняет нам сотрудница мэрии. Общественный консенсус и правда ощущается. Даже конфликты какие-то интеллигентные, «на Вы». И быстро затухающие.

Местные жители «сибирскую» инициативу Шойгу поддержали, но с предложением: по амбициозной, хоть еще и не объявленной федеральной программе, надо развивать недостроенный в советские времена Братск, целостность которого разорвана десятками километров таежных дорог, пролегающих между предприятиями и жилыми районами.

Власти к дополнительной ответственности готовы, а братчанам, заряженным городским патриотизмом, унаследованным от крепких характером предков-комсомольцев, к пролетарским подвигам не привыкать. Каждый день они просыпаются ранним утром и едут на родную ГЭС обеспечивать электричеством каждый восьмой город России. Или, например, шагают на проходную алюминиевого завода, производящего 30% необходимого метала в масштабах всей страны.

И было бы наверное очень правильно, если бы та самая столица, которую министр обороны предлагал перенести из Москвы в Сибирь, оказалась тут. В этом небольшом, но образцовом и очень гордом городе.

После трех дней в Братске совсем не представляется, что жизнь в Сибири может быть иной. К сожалению, может — в этом нас убедит наша следующая остановка в одном из городов соседнего Красноярского края. Но это уже совсем другая история.

Тимофей Булочкин

Источник: polit.info