«Абсолютно все эвакуационные выходы должны свободно отпираться изнутри. Проверьте двери у себя на работе, в университете, в торговом центре». С таким призывом обращаются инициаторы одной из гражданских кампаний, начатых по следам трагических событий в «Зимней вишне». События в Кемерово стали катализатором целой серии подобных акций в стране.
Трагедия в кемеровском ТРК «Зимняя вишня» и волна общественной реакции на произошедшее выявили не только то, что среди окружающих нас людей есть как неравнодушные и отзывчивые, так и настоящие моральные уроды. Это, прямо скажем, не новость. Понятны и оправданы требования самих кемеровчан, выходящих на площади с призывом к властям – не скрывать правду о причинах и последствиях пожара и наказать виновных в гибели 64 человек, и в первую очередь 41 ребенка. Понятны и вполне разделяемы чувства тех, кто никогда не был и вряд ли побывает в Кемерово, но пропустил через себя эту трагедию – пусть даже плодом этого сопереживания стал лайк и репост в социальных сетях.
Но в том, как люди здесь и сейчас отреагировали именно на кемеровскую трагедию, есть и нечто принципиально новое и крайне важное.
Первые ласточки этого нового явления – например, бот «Открой дверь!» в Telegram для сбора жалоб на закрытые эвакуационные выходы в торговых центрах, кинотеатрах и других общественных местах. Или, к примеру, столь же стихийно возникшая кампания – найди запертый аварийный выход, сфотографируй и выстави пост в соцсети с хэштегом #Заперто.
Казалось бы, соцсети и флешмобы придумали не вчера. Но именно сейчас выявилось, что блогеры могут не только репостить фейки образца «сотни жертв, власти скрывают» – а провести собственный рейд по торговым центрам, супермаркетам и другим, как принято говорить у чиновников, «местам массового скопления граждан». Так это было не только в самом Кемерово, но и, например, в Перми.
Или в Брянске, или в Чебоксарах. Список можно продолжать – Барнаул, Набережные Челны, город Саяногорск в Республике Хакасия, Липецк – как говорится, «далее везде».
Причина всплеска общественной активности и гражданской сознательности очевидна.
Природный катаклизм случается в данной конкретной точке и вряд ли повторится у вас по соседству. Стараниями специалистов все меньше вероятность терактов, за которые берут ответственность конкретные злодеи, находящиеся далеко за пределами России. Но торгово-развлекательные центры – которые, как убедилась вся Россия, могут превратиться из места еженедельного развлечения в зону смертоносной стихии – находятся у вас под боком, в сейсмически безопасном спальном районе.
И за то, что любимый магазин вашей жены, игровая площадка для ваших детей, супермаркет и кинотеатр для семейного отдыха находятся в бывшем заводском цеху (отнюдь не приспособленном для бутиков и фудкортов) несет ответственность не «организация, запрещенная в России». За это можно спросить с вполне конкретных и находящихся в шаговой доступности чиновников из департаментов строительства, ЖКХ и разного рода проверяющих, лицензирующих и контролирующих инстанций. Ответ на вопрос, почему стены облицованы легко воспламеняющимися материалами, вполне может дать владелец «храма потребления». Который далеко не всегда, подобно господину Штенгелову, находится на другом конце Земли.
Чтобы сравнить мегамолл по соседству с кемеровской «Зимней вишней», конечно, хорошо быть знатоком СНиПов и технического регламента пожарной безопасности. Но, чтобы оценить опасность, достаточно собственного опыта и здравого смысла. «Мы с сыном в такой провинциальный ТЦ ходим смотреть мультфильмы, я эти закрытые двери кинозалов знаю хорошо. Я в середине сеанса хожу покурить. Дверь часто бывает закрыта», – пишет коллега. А вот еще одна констатация факта:
«Буквально вчера были в таком детском центре на 4-м этаже в ТРЦ. На первом – огромный магазин парфюмерии, в котором бродит десяток посетителей, и продуктовый магазин, в котором немногим больше покупателей. Зато на 4-м этаже – не одна сотня детей с родителями, этаж буквально кишит людьми. Причем вход и выход – через два вращающихся турникета, пропускающих каждый строго по одному человеку (денежки любят счет, вдруг кто-то из детишек бесплатно пробежит?). Давка и жертвы при любом ЧП гарантированы».
«Подняться на этаж ты можешь в одном месте, а спускаться должен уже только в другом конце здания, и часто только на лифте или только по эскалатору (которые, как мы понимаем, в случае пожара работать не будут)», – пишет колумнист «Комсомольской правды» Наталья Барабаш, но пишет на правах простого посетителя обычного столичного ТЦ. Который вполне может задаться вопросом – почему закрыт аварийный выход и не станет ли перегороженный эскалатор местом возможной новой трагедии?
Не только общее сочувствие к жертвам трагедии в Кемерово, но и вполне извинительное беспокойство за жизнь своих близких (и свою собственную) – это то, что объединяет граждан вне зависимости от их политических пристрастий и даже отношения к «обществу потребления».
Все просто: «В наших силах не допустить повторения трагедии Кемерово. Есть законодательство РФ, есть строительные СНиПы. Двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа» (из пояснения инициаторов кампании «Открой дверь!»).
Возможность обменяться в буквальном смысле жизненно важной информацией, договориться в соцсети и провести гражданское расследование. И, наконец, не просто взывать к чиновникам и правоохранителям, а выдать им перечень «наивных», но конкретных вопросов с адресами и фамилиями – это уже серьезное достижение последних дней.
«Развитие гражданского общества», «горизонтальных коммуникаций и общественных инициатив» – все это звучит абстрактно и довольно казенно. Но вот перед нами пример того, как – пусть на локальном участке и в строго определенном случае – работает взаимопомощь, которая, собственно, и делает потребителей, покупателей и зрителей согражданами.