Россию продолжают сотрясать коррупционные скандалы. На этот раз попался депутат Госдумы Сергей Сопчук. Однако данная история может запомниться надолго: фигурирующая в суде сумма является рекордной за всю историю отечественного казнокрадства.
Очередной громкий коррупционный скандал разразился в России. На этот раз его фигурантом стал депутат Государственной Думы РФ, в прошлом – первый вице-губернатор Приморского края Сергей Сопчук. Суд установил, что Сопчук через подставных лиц и фиктивные фирмы контролировал деятельность ООО "Терней Золото", занимающееся добычей драгоценных металлов в Приморском крае. Оформив компанию на свою сестру, депутат принимал самое непосредственное участие в управлении предприятием, несмотря на то, что подобная деятельность прямо запрещена российским законодательством.
Общий размер разведанных запасов "Терней Золото" оценивается в 38 млрд рублей. Генеральная прокуратура РФ добилась конфискации активов в пользу государства.
Пока что непонятно, будет ли Сопчук привлечён к уголовной ответственности (дело ещё не завершено), но то, что фигурирующая сумма в 38 млрд рублей является самой крупной среди всех коррупционных скандалов, случившихся за последние годы, уже не вызывает сомнений.
Сопчук, несомненно, рекордсмен – в его деле фигурирует самая большая сумма, полученная с нарушениями закона. Но он всего лишь первый среди равных. Царьград вспоминает самые громкие коррупционные дела прошедших пяти лет
Михаил Абызов. Вменяемая сумма – 32,54 млрд рублей
Экс-министр Открытого правительства был задержан 26 марта 2019 года. Изначально Следственный комитет России возбудил дело о незаконном выводе средств в размере 4 млрд рублей. Кроме того, по данным следствиям, будучи федеральным министром, Абызов организовал преступное сообщество, занимавшееся нелегальным перегоном денег в офшоры. Всего же силовики насчитали 32,54 млрд рублей, которые были взысканы с Абызова. Данная сумма на тот момент стала рекордной за всю историю России. Но теперь Абызова с первой строчки сместил депутат Сопчук.
Абызов организовал преступное сообщество, занимавшееся нелегальным перегоном денег в офшоры. Фото: Александр Авилов
Примечательно, что Михаил Абызов является ярким представителем того самого либерального клана, плотно засевшего в финансово-экономическом блоке правительства. За экс-министра поручались Анатолий Чубайс, Аркадий Дворкович, Александр Волошин, подчинённая Шувалова Наталья Тимакова и т. д. Пример Абызова ярко показывает цель системных либералов: наворовать, вывести в офшоры и уехать за границу. Сын Абызова показал это на личном примере. Сразу же после ареста своего отца он отправился жить в США.
Александр Шестун. Фигурирующая сумма – 10 млрд рублей
Если Михаил Абызов являлся целым федеральным министром, то Александр Шестун – "всего лишь" главой Серпуховского района Московской области. Данный пост он занимал на протяжении 15 лет.
Генеральная прокуратура нашла у Шестуна имущество на общую сумму в 10 млрд рублей. Фото: Антон Кардашов
14 июня 2018 года Александр Шестун был задержан. В отношении экс-чиновника началось делопроизводство. Процесс сопровождался громкими скандалами. Так, Шестун поочередно обвинял в своём аресте Администрацию президента, ФСБ России, а также лично губернатора Подмосковья Андрея Воробьёва. Якобы все эти люди и организации Шестуну за что-то мстили. Что ж, слишком большая честь для чиновника районного уровня.
Спустя полгода работы Генеральная прокуратура нашла у Шестуна имущество на общую сумму в 10 млрд рублей. Все эти активы были изъяты в пользу государства, в том числе и роскошный дом Шестуна с полом из чистого мрамора и лепниной на полотке, а также огромную коллекцию холодного оружия. Что ж, рыцарь из Шестуна получился никакой.
Дмитрий Захарченко. Фигурирующая сумма – 8,5 млрд рублей
Пожалуй, дело полковника Захарченко является наиболее известным и резонансным. 8 сентября 2016 года в квартире офицера МВД была обнаружена целая бивалютная корзина, исчисляемая в рублёвом эквиваленте в 8,5 млрд.
Следствие тянулось три года. По его итогам Захарченко был приговорён к 13 годам заключения, а всё имущество экс-полковника изымалось в пользу государства.
Среди прочего было обнаружено 13 элитных квартир, из которых стоимость самой дорогой на Пречистенке составляет 400 млн рублей.
Ходили разные версии о происхождении найденных средств. Говорили и о некоем "общаке" силовиков, и о том, что Захарченко "накопил" эти деньги в результате многолетних взяток. Правды мы никогда не узнаем, но факт того, что ещё одним коррупционером стало меньше, не может не вдохновлять.
Александр Хорошавин. Фигурирующая сумма – 1 млрд рублей
Хорошавин занимал должность губернатора Сахалинской области на протяжении 7,5 лет (2007–2015 гг.). По сравнению с вышеописанными персонажами коррупционные дела экс-главы региона кажутся маленькими шалостями. Особенно если сравнивать губернатора богатой Сахалинской области с главой Серпуховского района Шестуном.
4 марта 2015 года в ходе обыска на даче Хорошавина был изъят 1 млрд рублей, также всякая "мелочь" вроде ручки за 36 млн рублей. Как оказалось, Хорошавин был большим поклонником ювелирных изделий, общее количество которых составило порядка 800 единиц. Золото, серебро, платина, всевозможные бриллианты – то, чем радовал свой глаз бывший губернатор.
Вину бывший глава региона так и не признал и был осуждён на 13 лет колонии строго режима. Арест Хорошавина стал первым в череде уголовных дел, возбуждённых за короткий срок против ряда руководителей регионов.
Гайзер, Белых, Соловьёв, Маркелов – все эти "губернаторские" фамилии замелькали в сводках криминальных новостей. Большинство из них приговорено, по некоторым до сих пор ведётся следствие.
Как видим, взяточниками и казнокрадами являются люди совершенно разных должностей: федеральный министр, офицер МВД, депутат Госдумы, губернатор, глава района. Это говорит о том, что, несмотря на активизацию силовиков по антикоррупционной повестке, проблема до сих пор остаётся одной из наиболее актуальных в стране. Конечно, такого распила бюджетов, как это было в 1990-х и 2000-х годах, нет, но работы у правоохранительных органов остаётся ещё много.
Константин Двинский
Фото: Alexandr Liskin/Russian Look/Global Look Press