Жительница Нижегородской области не первый год борется с махинациями коммунальщиков, которые заставляют людей платить немалые суммы за воздух. Царьград пообщался с правозащитницей и выяснил, какими схемами обмана пользуются в сфере ЖКХ. И как платить за эти услуги в разы дешевле.
Татьяна Большухина — бывший руководитель "ОРБ Нижний", эта компания занимается утилизацией отходов на полигоне в Нижегородской области, а сейчас она возглавляет другое предприятие в Ульяновской области. Основная сфера её деятельности — экология, а в жилищной сфере она начала разбираться из-за того, что увидела множество несправедливостей на всех уровнях.
Раздвоение счетов
Проверьте свои квитанции: а нет ли там такого, что пункт "капитальный ремонт" идёт дважды. Именно такое раздвоение заметила Татьяна Дмитриевна. Оказалось, что этот пункт в платёжке ещё в 2007 году ввели местные власти. Само понятие взносов за капремонт в Жилищном кодексе появилось в 2012 году. И с тех пор жители Богородска платят за капремонт и по федеральному требованию, и домоуправляющей компании (ДУК) НП БКЭС Богородска.
Я пыталась обратить на это внимание прокуратуры – но тщетно. Мне сказали "Всё законно, вы сами за это проголосовали". А мы не голосовали!
– вспоминает Татьяна Большухина.
Тогда жители стали выяснять подробности этого голосования. Выяснилось, что оно проходило под Новый год – в декабре 2012-го. Причём голосовали за него сразу всем районом, вот только в итоговом протоколе своих подписей они не нашли.
Общественница пошла в суд, в котором коммунальщики предъявили бюллетени, якобы подписанные жителями.
Делают хитро. Судья сказала мне: "Докажите, что это не ваша подпись, и предъявите для экспертизы образец вашей подписи 2012 года",
– поясняет активистка.
Татьяне Дмитриевне удалось доказать, что в документах стоит не её автограф и что сам документ был составлен недавно, а не в 2012 году. В результате ей вернули деньги за время, когда сумма начислялась дважды. Но – только ей.
Несмотря на созданный прецедент, в Госжилинспекции по моему обращению отказались возвращать деньги другим жителям, заявив, что пусть они собирают платёжки, идут в суд и доказывают обман самостоятельно.
А огромные суммы, похоже, испарились, потому что от того, что жители финансировали капремонт дважды, улучшений в состоянии дома они не увидели.
Подделка подписей стала "нормой"
Кстати, уголовное дело о подделке документов до сих пор не возбуждено, на чём настаивает Татьяна Большухина. За годы борьбы с коммунальщиками она много раз общалась и с другими нижегородцами, которые сталкивались с такими же проблемами, и поняла, что подделка подписей жителей – обычная практика.
На это жалуются очень часто. Но мало кому удавалось довести дело до суда, как это получилось сделать, например, жителям Новокузнецка.
Обезопасить себя от подделок подписей ДУКом жители не могут, говорит Татьяна Большухина:
Это невозможно проконтролировать. Это будет продолжаться, пока законодатель не будет жёстко за это наказывать, пока правоохранительные органы будут их (ДУКи) покрывать.
Беспричинный рост тарифов
Ещё одна хитрость от коммунальщиков – увеличение тарифа без причины, просто по воле управляющей компании. Поднимут цифры в платёжке немного, авось житель и не заметит. А если заметит, пусть идёт и доказывает, что коммунальщики не правы. В основном люди на это закрывают глаза, не хочется связываться, легче заплатить лишние рубли. Разница не очень большая, но в масштабах дома коммунальщики на этом имеют очень неплохие деньги, которые могли бы быть потрачены, например, на замену окон в подъезде.
С такой хитростью и столкнулась героиня нашего материала. В ноябре 2020 года сумма тарифа за содержание внезапно выросла на 11%:
Мы начали выяснять, в чём дело. Районные власти бездействовали, ссылаясь на какое-то решение Земского собрания. Однако, согласно Жилищному кодексу, за изменение тарифа должны голосовать жители. И любое повышение тарифа должно быть экономически обосновано.
Поднять тариф могут в любой момент, без каких-либо уведомлений. Татьяна рекомендует смотреть на платёжки и перестать быть инертными людьми:
Это же ваши деньги, начните их контролировать. С дома собирается немаленькая сумма, в доме ничего не делается, а вы платите им деньги. За что? За то, что вам грязной тряпкой подъезд вымыли?
Работы, которые никто не делал
Кто и когда просит в управляющей компании акты выполненных работ по дому, чтобы сравнить их с реальным положением дел? А между тем можно узнать много нового. Когда этим занялась Татьяна Дмитриевна, то узнала, что их кирпичный дом, оказывается, был покрашен краской, а старые коммуникации заменены на новые. И кто-то даже получил за это деньги. Только вот дом никто никогда не красил.
К нам приходили с экспертизой и на полном серьёзе говорили, что, может быть, у нас краска просто облезла!
– рассказала Татьяна Большухина.
Чтобы не допустить подобного обмана, эксперт советует определить порядок, по которому ДУК будет отчитываться перед жителями.
В первую очередь жителям нужно собраться и проголосовать за форму, по которой им будет отчитываться домоуправляющая компания. Например, по форме КС-3, это справка о стоимости выполненных работ и затрат. Периодичность, с которой ДУК обязан это делать, например, раз в квартал, а также способ уведомления собственников, например, довести до каждого или повесить объявление в подъезде.
Решение нужно запротоколировать и закрепить в договоре. Иначе на практике будет так: ДУК сошлется на некое постановление, в котором говорится, что никто не перед кем не обязан отчитываться,
— советует общественница.
Кстати, уведомления жителей об объёме выполненных работ регламентированы частью 11 статьи 162 Жилищного кодекса.
Что нужно делать?
После всех мытарств жители дома в Богородске организовались и проголосовали за переход на самоуправление. Небольшое количество квартир в доме позволяет сделать это без организации юридического лица. Нужно просто найти активного жителя, который займётся подготовкой документов. Эта несложная процедура прописана в Жилищном кодексе.
Татьяна Большухина призывает уходить от прогнившей коррупционной системы управляющих компаний: формат самоуправления более выгоден для жителей. Для сравнения: до перехода на самоуправление собственники в доме активистки платили по 8–12 тысяч рублей в год на содержание здания, а после – по 2-3 тысячи рублей.
С многоквартирным домом чуть сложнее – нужно организовывать юридическое лицо и ТСЖ. Но таких примеров по стране масса, можно найти людей, которые так сделали, и посоветоваться с ними.
Светлана Шуга