Ещё недавно эту новосибирскую "независимую" депутат(ку) Хельгу Пирогову мало кто знал в самом Новосибирске. Но она сумела "снискать себе известность" отвратительным высказыванием о погибших в спецоперации на Украине русских солдатах. Дама, против которой возбудили уголовное дело, предусмотрительно сбежала и теперь из Грузии даёт интервью.
В самом начале спецоперации на Украине Пирогова сделала "первый шаг к славе", заявившись на заседание горсовета Новосибирска, депутатом которого она и является, с жёлтым венком на голове и в голубой вышиванке. Тогда это вызвало локальный скандал в самом горсовете и никаких последствий для протестующей дамы не имело.
И Хельга решила идти дальше. Несколько месяцев спустя она прокомментировала статью, в которой матери павших солдат России выражают благодарность местным властям за организацию похорон, такими словами:
Это просто невыразимо, хочется их всех оживить, сильно надавать по щщам – и обратно пусть в могилу идут. А то зря, что ли, такие роскошные похороны устраивали.
Интернет-пользователи, как и новосибирские политики, терпеть подобного заявления не стали. Первый зампредседателя областного Законодательного собрания Андрей Панфёров, подполковник ГРУ в отставке, составил письмо в прокуратуру, в котором призвал оценить высказывание Пироговой.
Скандал дошёл до федерального уровня – до главы Следкома России Александра Бастрыкина. В ночь на 22 июля, сразу по окончании благотворительного аукциона, в котором народная избранница принимала участие, депутата задержали. Правда, ненадолго. По словам коллеги Пироговой, депутата Антона Картавина, Хельга находится на четвёртом месяце беременности.
Испугалась и сбежала?
Первое СМИ, с которым депутат пообщалась, выйдя из отделения полиции, стал иноагент "Дождь".
По статье, которую вменяют Пироговой, нарушителю грозит немалый штраф: для граждан – от 30 до 50 тысяч рублей, для должностных лиц – от 100 до 200 тысяч.
Но это ещё не всё. В Следкоме подтвердили, что по результатам проведения процессуальной проверки было возбуждено уголовное дело за "публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооружённых сил РФ".
Вскоре появилась новая инсайдерская информация: Telegram-канал "Политика.Today" утверждал, что Хельга Пирогова сбежала из страны.
Оппозиционерка не стала дожидаться вызова на допрос, а незамедлительно выехала в Казахстан,
– говорится в публикации канала.
Автор поста не исключил, что далее унизившая погибших русских героев военной спецоперации на Украине депутат рванёт в сторону Прибалтики. Блогер напомнил, что там уже давно обосновались многие беглые навальнисты**, ведущие оголтелую русофобскую пропаганду.
Позднее информацию о том, что Пирогова покинула Россию, подтвердила её коллега, депутат Светлана Каверзина, сообщившая, что Хельга находится в Грузии.
Проект "Очевидцы" (так теперь называется томский канал ТВ2, признанный в 2015 году иноагентом) опубликовал интервью с Пироговой из Грузии, в котором дама сообщает:
У меня был выбор: уехать и остаться на свободе или остаться в России и сидеть в СИЗО. У меня было очень немного времени на то, чтобы решить, что делать дальше. Я выбрала свободу.
Свой твит она объяснила "эмоциями", которые у неё вызвала статья о добровольцах, "уезжающих на Украину воевать и погибать". Мол, она "не понимает", как люди, потерявшие близких, могли благодарить государство за "шикарные похороны" родных, "которых им вернули в гробах".
К слову, Хельга Пирогова – депутат коалиции "Новосибирск 2020". В горсовет она выдвигалась при поддержке штаба*** Алексея Навального* (организация запрещена в России) и прошла туда вместе с экс-кандидатом в мэры Новосибирска, главным навальнистом** региона Сергеем Бойко. Вместе с ними избрались Светлана Каверзина и Антон Картавин.
И снова "Умное голосование"
Эту тему в программе "Мы в курсе" Елена Афонина обсудила с юристом Оксаной Никитиной и общественным деятелем из Новосибирска Ростиславом Антоновым.
Елена Афонина: Ростислав, я видела, как депутаты Заксобрания Новосибирска пытались привлечь внимание не только к деятельности этой дамы. У вам там целый клубок?
Ростислав Антонов: У нас несколько таких независимых депутатов. Это и Хельга Пирогова, это и Сергей Бойко, это и Светлана Каверзина, и Антон Картавин. Все они избирались при помощи "Умного голосования". После избрания они сформировали свою коалиционную группу из четырёх депутатов, которые продолжают политику "Штабов Навального".
– И что им удалось сделать в таком составе? Чем они прославились?
Р.А.: Они все очень разные. И я бы не стал говорить, что они прославились чем-то плохим. Но вот Сергей Бойко, который являлся руководителем новосибирского "Штаба Навального"*** и подпадал под уголовное преследование, уже уехал и сейчас блогерствует из дальнего зарубежья, занимаясь проукраинской пропагандой. По Новосибирску сделать он ничего не успел, но предложения были.
– Оксана, к кому бы я ни обращалась с вопросом о том, как мы можем повлиять на то, чтобы депутаты перестали вредить стране, ответ был один: законным образом – никак. Отозвать депутата мы не можем. Это действительно так?
Оксана Никитина: Да, не можем. Но каким образом мы можем на это повлиять? Если мы скооперируемся, если будем писать жалобы, если будем активно выражать свою гражданскую позицию, то это со временем возымеет успех.
– Скажите, а как Хельга Пирогова, на которую заведено административное дело, и она уже вызвана в СК, где ей должны были предъявить определённые претензии уже по уголовному делу, смогла пересечь границу? Как такое может быть?
О.Н.: Это происходит легко. Допустим, границу с Казахстаном можно пересечь по паспорту гражданина России. А как потом этот человек перемещается, мы уже не контролируем. Но, я думаю, озвученные сведения не совсем правдивы.
Сведения о её отъезде в Сети самые разные: сообщается, что она покинула Новосибирск, покинула Москву, покинула Россию. И едва ли эти сведения достоверные.
Да, на сегодняшний день в отношении Пироговой возбуждено уголовное дело по статье 207 части 1, это серьёзное обвинение, которое не позволяет ей законным способом пересечь границу России.
– Какое наказание ей может грозить в данной ситуации?
О.Н.: Я сначала остановлюсь на способе защиты, который она выбрала. На сегодняшний день она защищается, исходя из того, что она находится на четвёртом месяце беременности. Поэтому я вполне допускаю, что к ней будет применено наказание, не связанное с лишением свободы.
Скорее всего, это будет внушительный штраф – там есть вилка от 700 тысяч до 1,5 миллиона рублей. Возможно, будет условный срок просто для того, чтобы она понесла наказание, прочувствовала его.
– Не знаю, насколько она его может прочувствовать. Насколько мне известно, за пять месяцев СВО был только один случай, когда человек понёс за аналогичное преступление достаточно серьёзное наказание.
О.Н.: Да, это московский муниципальный депутат Алексей Горинов. Он был осуждён на семь лет лишения свободы за распространение ложной информации о Вооружённых силах России.
– А какие там были моменты, позволившие вынести такой приговор?
О.Н.: Тут совершенно разные ситуации. Что сделала Хельга? Не очень умная женщина выложила в Сеть глупость. А что сделал Алексей Горинов?
Во-первых, у него другое служебное положение – он муниципальный депутат. И он не просто сказал глупость и бросил её в эфир. Он либо пользовался непроверенными данными, либо сознательно искажал информацию о числе погибших в ходе СВО и так далее. А пользуясь своим служебным положением, он эту информацию выдавал за достоверную. Поэтому и получил свои законные семь лет колонии.
Депутата отозвать можно, но сложно...
– А вас не смущает то, что если общественность начинает привлекать к подобным инцидентам внимание, то тогда обязательно вмешивается СК, Александр Бастрыкин, и дело движется? Если же особого резонанса не получается, то всё спускается на тормозах. Но Бастрыкин не может в ручном режиме следить за всеми возникающими проблемами именно на депутатском поле.
О.Н.: Конечно, не может. Не так давно, 4 марта, был подписан соответствующий закон президентом России. И поэтому теперь этой проблеме уделяется немало времени. Но даже если Александр Иванович (Бастрыкин. – Ред.) не вмешивается в такие ситуации, их замечают граждане, активисты. Так что сейчас подобное "на тормозах" не спускается.
– Насколько я помню, в Советском Союзе была процедура отзыва депутатов.
О.Н.: Тогда они назывались народными.
– А сейчас какие? Олигархические, что ли?
О.Н.: Такая процедура есть и сейчас, но она довольно сложная. Надо проявить огромное терпение и настойчивость для того, чтобы ваши голоса дошли до ушей тех, кто способен подобное решение принять.