30 лет назад, 16 мая 1985 года, в СССР началась антиалкогольная кампания. 7 мая Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». 16 мая 1985 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством». Целью антиалкогольной кампании была борьба с пьянством, укрепление общественного порядка и трудовой дисциплины. Общество планировали «отрезвить», привить ему стремление к здоровому образу жизни.
Антиалкогольная кампания имела две стороны. Первая была негативная. Советский Союз находился на стадии разложения (особенно это касалось номенклатуры). Подобные социальные эксперименты стоит проводить в более спокойные времена и не в режиме аврала. Спокойные, последовательные и системные меры по оздоровлению и отрезвлению общества необходимы. Однако в позднем СССР эта реформа стала одним из факторов дестабилизации, разрушения. Значительная часть населения была недовольна, неумелые, возможно, где-то и провокационные действия властей, усилили «перестроечные» настроения.
Вместо системных и последовательных мер, сочетающих длительную воспитательную работу и комплекс запретов, упор делался на штрафы, запреты и запугивание. Началась кампанейщина, когда исполнители старались, чтобы была красивая отчетность. По радио и ТВ шла неумелая пропаганда. Уменьшили продажу водки на 20-30%, количество магазинов, которые продавали водку, сократили в 10 раз. Этим вызвали появление огромных очередей, которые специально снимали и показывали по телевизору, подхлестывая панические настроения. Это привело к тому, что стали активно распускаться слухи, что будто бы люди стали больше заниматься самогоноварением и употреблять самогон и суррогаты; якобы появились перебои с сахаром, так как из него стали гнать суррогаты; что стали вырубать виноградники (хотя это были плановые мероприятия по вырубке старых кустарников); что огромные очереди позорят страну и т. д. На самом деле статистика показывала, что никакого роста потребления сахара в эти годы не произошло, что самогон стали гнать меньше, уменьшилось число отравлений суррогатами. Бюджет за пятилетку действительно потерял 39 миллиардов рублей. Однако учёными доказано, что каждый рубль, полученный за алкоголь, несёт 4-5 рублей убытка (производственный травматизм, аварии на дорогах, бытовое преступления, поджоги, траты на медицинскую помощь и мн. другое), поэтому эта потеря была многократно оправдана.
Поэтому провал антиалкогольной кампании больше связан не с объективными факторами. Мол, на Руси всегда пили и будут пить. А с субъективными. Кампания была плохо организована, сознательно саботировалась определенными силами, ориентированными на развал СССР (включая т. н. «алкогольную мафию»). В результате позитивная реформа стала одной из информационных предпосылок с помощью которых создавался общий фон хаоса и развала.
С другой стороны, даже несколько лет, пока длилась антиалкогольная кампания, дали положительный опыт, который необходимо воспроизвести в будущем. Отрезвление народа – это важнейший шаг по построению в русской цивилизации справедливого общества, общества созидания и служения. Алкоголизация народа ведёт к его деградации, поддерживая паразитические группы, которые наживаются на несчастье людей.
Антиалкогольная кампания показала ряд положительных показателей, причем всего за несколько лет. Улучшились демографические показатели. В 1987 г. дал самый высокий показатель рождаемости за 25 лет. Снизилась общая смертность: в 1985-1987 гг. умирало в год на 200 тыс. человек меньше, чем в 1984 году. Смертность населения в трудоспособном возрасте сократилась на 20%, а смертность трудоспособных мужчин (основных потребителей алкоголя) – на 37%. Увеличилась средняя продолжительность жизни, особенно у мужчин: с 62,4 в 1984 году до 65 лет в 1986 году. Уменьшилось число травм, катастроф и пожаров, убытки от которых исчислялись десятками миллионов рублей. Значительно сократилась бытовая преступность (её основная причина алкоголь), уменьшилось количество психических расстройств. Снизилось количество прогулов, что дало положительный экономический эффект, выросли сбережения в сберкассах. Произошел рост продажи продуктов питания, включая безалкогольные напитки и минеральные воды. Можно перечислять и дальше. В целом отрезвление общества дает многогранный положительный эффект, затрагивающий духовно-нравственную, культурную, интеллектуальную, психическую, физическую и экономическую области.
Не удивительно, что определённые социальные группы, которые заинтересованы в духовной, интеллектуальной и физической деградации русского народа, а также наживающиеся на убожестве людей, их слабостях, сделали всё, чтобы скомпрометировать саму идею «сухого закона». Мощные силы были задействованы (особенно ТВ), чтобы люди целыми семьями радостно смотрели фильмы вроде «С легким паром!», где показан наркоман, который напился до потери сознания и куролесит. Подобные стереотипы с положительным оттенком наше ТВ закладывает с самого детства.
Хотя ещё опыт «сухого закона» 1914 — 1925 гг. стал одной из самых удивительных и замалчиваемых страниц истории России. Публицист М. Меньшиков отмечал «чудесное преображение народной жизни», крайний упадок преступности (на 70 и местами на 90%!). Сообщалось о почти полном исчезновении хулиганства. Результаты законодательного запрета торговли алкоголем были тщательно изучены ещё в Российской империи: А. Мендельсон. Итоги принудительной трезвости. М., 1916 г.; А. Введенский. Опыт принудительной трезвости. М., 1915 г.; Д. Воронов. Жизнь деревни в дни трезвости. М., 1916 г., и др. Научные и строго задокументированные труды показывали, что результатом запрета явилось почти полное прекращение потребления алкоголя, что привело к благотворным последствиям и прежде всего к росту производительности труда.
В книге А. Мендельсона «Итоги принудительной трезвости» отмечалось, что сотни миллионов рублей, которые раньше пропивались людьми, попали в сберегательные кассы, возросла покупательная возможность людей и чрезвычайно увеличилась продуктивность труда заводских рабочих. Влияние трезвости очень быстро сказалось на производстве. Уже через год после введения «сухого заокна» общая производительность труда увеличилась в среднем на 9%, а в металлургической промышленности — на 13%. Число прогулов сократилось в среднем на 27%, а в металлургической, то есть тогда в самой «пьяной» сфере производства, — на 43%.
По данным исследователей сразу же резко сократилось количество случаев острого опьянения, так же как и количество хронических пьяниц, отравлений суррогатами, психических больных, количество и тяжесть преступлений. В целом общество очень быстро отвыкало от алкоголя. Не было, как угрожали враги «сухого закона» ни гибели пьяниц, ни винных бунтов. Подавляющее большинство людей легко и свободно прекратило употреблять алкоголь. Только 2-3% заядлых пьяниц с трудом отвыкали от вина. Более 80% опрошенных считали, что «сухой закон» надо сохранить не только во время войны, но и навсегда. Положительный эффект отрезвления общества был налицо.
Таким образом, если избавиться от мифов запущенных «алкогольной мафией», очевидно, что сознательная трезвость – это одна из основ будущего русского общества. России нужна новая антиалкогольная кампания, в которой упор будет сделан на воспитательных и образовательных мерах. При этом необходим контроль над ТВ, так как потребление алкоголя пропагандируется с телевизионных экранов.