Недавно командир специального отряда быстрого реагирования "Ахмат", Герой России Апти Алаудинов высказался на тему рождаемости. Его слова прошли почти незамеченными на фоне громких военных новостей, а жаль - они заслуживают самого пристального внимания. В конце концов, война и демография связаны самым прямым образом, и во время войны Российскому государству самое время озаботиться снижением смертности и повышением рождаемости. Недаром незабвенный киногерой Глеб Жеглов наставлял свою соседку по коммунальной квартире: «Шура, корми детей, солдаты нам ещё понадобятся!»
Так вот, прославленный чеченский генерал напомнил, что народы России населяют территорию почти равную одной шестой части суши. Однако, по мнению Алаудинова, если русские, являющиеся государствообразующей нацией, не будут размножаться, спустя 50-100 лет русская нация рискует оказаться на грани вымирания, и это крайне невыгодно представителям остальных народов, населяющих Российскую Федерацию.
Апти Алаудинов обратился к русскому народу с призывом рожать в семьях минимум по пять детей. Также он высказал свою версию происхождения самого слова «семья» - семь «я», то есть мать, отец и пятеро детей.
«Главная задача русских сегодня, - заявил он, - наравне с победой в этой войне - это рожать детей. Потому что владеть этими землями, управлять ими, обеспечивать сохранность государства скоро будет некому».
Слова Апти Алаудинова о грядущем вымирании русских, к сожалению, полностью подтверждаются данными Росстата.
Итак, официальные данные.
По состоянию на 1 января 2020 население России составляло 146 748 590 человек. В том году, как мы помним, началась пандемия. Ровно через год, 1 января 2021 года, в России постоянно проживало на 577,575 человек меньше. В том числе, по данным Федеральной службы государственной статистики, 162,249 чел. умерли в прямой или косвенной связи с ковид-19. Спустя год, 1 января 2022 года, наших сограждан стало ещё на 613,439 человек меньше, в том числе 517,800 несчастных умерли от ковид-19. Таким образом, вирус за два года унёс жизни более чем 680 тысяч россиян, и это только по официальным данным. В действительности, конечно, всё обстояло ещё хуже, потому что пандемийная статистика не учитывала людей, умерших спустя время от побочных заболеваний, обострившихся от коронавируса.
Далее вирус пошёл на спад, и вроде бы появились основания для оптимизма.
Так, по состоянию на 1 января 2023 года население России составило 146,447,424 человека, то есть налицо заметный прирост на 890,000 граждан, который почти что вернул нас в начало 2020 года.
На самом деле радоваться здесь нечему: прирост носил чисто миграционный характер. Сыграла роль СВО, которая привела к тому, что за неполный 2022 год более 4,5 миллиона граждан Украины, ДНР и ЛНР стали жителями России. Нетрудно заметить, что число переселенцев намного превышает общий прирост населения РФ за тот же период, а это может означать только одно: население нашей родины продолжает стремительно вымирать и без коронавируса, и даже мощный приток беженцев не может полностью компенсировать демографический провал. А ведь их приток будет неминуемо сокращаться. Хорошо, если фронт сдвинется в западном направлении, и наших граждан снова прибудет за счёт жителей бывшей Украины. А если нет? Тогда уже в 2024 мы столкнёмся с новым обрушением всех показателей по демографии.
Но может быть, за общей негативной тенденцией по стране скрываются положительные сдвиги в отдельных регионах?
Давайте посмотрим на данные региональной статистики, что происходит в некоторых исконно русских областях европейской части России.
Архангельская область
В 2021 году число умерших в 1,77 раз превысило число родившихся. В 2022 году – количество усопших в 1,94 раза больше числа новорожденных. В 2023 году по прогнозам Росстата умерших будет уже более чем в два раза выше, чем младенцев. И дело не в том, что год от года растёт смертность, статистика это не подтверждает, проблема в другом – в семьях с каждым годом всё меньше появляется на свет детей.
Вологодская область
В 2021 году число ушедших из жизни вдвое больше числа рождённых. В 2022 году умерших в 1,77 раз больше.
Орловская область
За семь лет с 2015 года рождаемость стабильно снижалась и к 2022 году упала практически вдвое, число умерших в 2022 году почти в три раза (точнее, в 2,45 раз) превысило число родившихся.
Тамбовская область
Только за период с января по апрель 2023 года естественная убыль, то есть превышение числа умерших над числом родившихся, составила 3 тысячи человек. При этом, что характерно, число зарегистрированных за период разводов примерно равняется числу заключенных браков.
Воронежская область
За семь лет с 2015 по 2022 год население области сократилось на 46 тысяч человек, или на 2%.
Белгородская область
Численность населения области снизилась только за один 2021 год на 9,4 тысячи человек, или на 0,6%.
Липецкая область
С 2003 года статистика фиксирует естественную убыль. Рождаемость падает катастрофически: с 2015 по 2022 год снизилась почти вдвое. В 2021 году число умерших в 2,7 раза больше числа родившихся.
Калужская область
За семь лет с 2015 года рождаемость стабильно падала и к 2022 году снизилась в 1,5 раза. В 2021 году число умерших в 2,24 раза больше числа родившихся.
Но при этом (о чудо!) в отдельных районных центрах Калужской области наблюдается довольно быстрый рост населения: так, город Обнинск за десять лет прибавил почти четверть, а точнее 22%, Жуков почти треть – 27%, а Боровск и того больше - 34%. На самом деле никакого чуда нет, а прирост населения происходит за счёт мигрантов преимущественно из Средней Азии.
И вот здесь мы плавно переходим к проблемам миграции. В статистике есть понятие коэффициента миграционного прироста, то есть сколько дополнительно приехавших за год мигрантов приходится на 10,000 человек постоянного населения.
В 2021 году этот коэффициент составил 29,5 по всей Российской Федерации (рекорд, надо сказать, так как в предыдущем 2020 году было всего лишь 8,5). Обратим внимание: здесь речь не идёт о переселенцах из бывшей Украины, так как дело было до начала спецоперации. Следовательно, в 2021 году к нам пожаловало рекордное количество «специалистов» из Средней Азии. Теперь опустимся ниже, на уровень регионов: в 2021 году в Центральном федеральном округе коэффициент миграционного прироста составил 48,7, то есть почти вдвое выше общероссийского показателя, а в Калужской области 225, то есть 7 раз выше, чем в среднем по России. Может быть, это удел всех областей, географически близких к Москве? Но нет: в Рязанской области он составил 26, в Тульской - 27. Даже в Московской области меньше – 146. Итак, Калужская область – яркое исключение, правда, в плохом смысле. Почему же всплеск миграции потряс именно Калужскую область?
Можно предположить, что это связано с бурным экономическим развитием области, которой остро не хватало рабочих рук. Но почему в соседних регионах не наблюдалось ничего подобного? Ведь там экономические показатели не хуже, а в Московской области даже лучше. Делаем вывод, что причины не только экономического характера. Видимо, кто-то из высоких руководителей решил, что Калужская область должна стать своего рода «хабом», распределителем или, если выбрать более грубое слово, «отстойником», из которого впоследствии мигранты распределяются по остальным регионам европейской части России.
Неудивительно, что именно в Калужской области произошло наибольшее число преступлений, связанных с мигрантами и получивших медийную огласку: это и убийство капитана местной футбольной команды, и массовые драки в Балабаново, и скандал в одной из школ города Обнинск, где несколько учеников из семей мигрантов из Средней Азии попытались изнасиловать четвероклассницу.
Наконец, губернатор области не выдержал и посетил миграционный центр в Обнинске, убедился в том, что мигранты не понимают ни слова по-русски, хотя имеют сертификат о знании русского языка, после чего ввёл запрет на их работу в некоторых сферах экономики. И что интересно: Калужская область спокойно пережила отсутствие мигрантов в торговле, пассажирских перевозках и общепите. Всё нормально работает и развивается. Таким образом, миф о том, что русское население всё поголовно пьющее, ленивое и неспособное к физическому труду, а следовательно, мигранты нашей экономике необходимы, этот миф, который нам десятилетиями навязывали лоббисты завоза мигрантов, лопнул как мыльный пузырь.
Однако демографическая катастрофа в русской провинции – это, к сожалению, не миф, а реальность.
Что же нужно делать, чтобы в русских семьях стали рождаться дети, много детей? Ответы как будто лежат на поверхности: нужна уверенность в завтрашнем дне, стабильная работа, хороший заработок, а ещё каждой семье нужен свой домашний очаг – собственная квартира, а ещё лучше – свой дом в экологически чистой местности. И с первым, и с вторым, и с третьим, и с четвёртым дело в России обстоит неважно.
Средняя заработная плата в исконно русских регионах составляет по официальным данным от 40 до 50 тысяч рублей в месяц, что крайне мало – на эти деньги можно разве что только выживать, а не жить.
Льготная ипотека, конечно, есть, и она действительно по процентной ставке выгодно отличается от «нельготной» - для молодой семьи не более 8% годовых. Но разве такая процентная ставка нужна молодым семьям? Конечно, ипотека для будущих (или уже состоявшихся) молодых матерей и отцов должна быть бесплатной либо близкой к бесплатной. Но только ли в этом дело? Ведь в Европе ипотека гораздо дешевле, чем в России – например, в Германии она обходится всего в 1,5% в год – однако сей факт не приводит там к бэби-буму, европейцы как не рожали детей, так и не собираются это делать. А вот африканцы наоборот, не имея никакой ипотеки, а часто и работы, и денег, рожают детей десятками на семью. Выходит, причина в ином?
Скорее всего, подтверждается диагноз профессора Преображенского: «разруха в головах». Если люди имеют в голове модель идеальной семьи, в которой мать и отец окружены многочисленными детьми, то даже бедность и недостаток квадратных метров в квартире не помешают им обзавестись чадами, потому что для них это более важно, чем материальные блага. И напротив, если супруги имеют загородный дом, виллу, яхту, прекрасный доход, но понятия не имеют о том, что всё это тлен, а главное в жизни – дети, то никакими стимулирующими мерами государство не подтолкнёт их к нужным действия. Тут уж хоть налог за бездетность взимай, хоть уголовную ответственность вводи, ничто не поможет.
Поэтому задача государства, как мне кажется, заключена в том, чтобы в головах у людей (у молодых людей прежде всего) создать модель идеальной семьи, на которую они должны ориентироваться. И такая семья должна быть обязательно многодетной, и это без вариантов. Кто-то сможет создать её, кто-то нет, бывают разные жизненные ситуации, но к идеалу должны стремиться все без исключения. А создавать такую идеальную модель можно с помощью средств пропаганды, с помощью художественных произведений: литературы, театра, кино, вплоть до компьютерных игр – инструментарий давно известен, просто им никто не пользуется в данном направлении.
И что ещё хочется несколько слов сказать о миграции населения внутри страны – федеральной власти пора всерьёз задуматься о том, что нельзя ориентировать умных детей и талантливую молодёжь из регионов на переезд в Москву. Такая пагубная практика повлечёт за собой не только перенаселение Московского мегаполиса (это ещё полбеды, пока нас есть мэр, который открывает по пятьдесят станций метро каждый год), но что гораздо хуже - это приведёт и уже приводит к оскудению и вымиранию русской провинции. Ведь из регионов уезжают в Москву, в поисках богатой и сытой жизни самые энергичные, самые талантливые, самые смелые. А кто же, простите, останется в Архангельской, в Оренбургской, в Волгоградской областях? Кто там будет учить детей в школах, кто будет сеять и пахать, работать на заводах? Кто путешествовал когда-нибудь по этим областям знает: они, в общем, производят впечатление вполне безлюдных. Так, по Волгоградской области можно ехать целый час на машине в абсолютно незаселённой местности, любоваться красивейшими видами и не встретить ни одной души на своём пути. Нормально ли это? Нет. Терпит ли природу пустоту? Нет, не терпит.
Отток русского населения из регионов в Москву может иметь одно неприятное долгосрочное последствие – приток на эти земли мигрантов из чужих стран, с чужим языком, с чужой культурой, без понимания наших традиций, без уважения к нашей истории, к нашей вере и нашим ценностям. И такой приток уже идёт. И власти регионов принимают его в большинстве случаев как должное, не понимая, что через поколение-другое эти регионы, оставаясь формально субъектами Российской Федерации, будут заселены наполовину или больше совсем не гражданами РФ или гражданами только номинально, по паспорту, приобретённому за небольшую мзду у вороватого чиновника. Эти регионы будут заселены людьми, которые с детства усвоили, что Россия – это их угнетатель и колонизатор, Россия им должна. Так их учили в школе, а думать самостоятельно они в своём большинстве не привыкли. Наши российские губернаторы не ведают, что на их землях прямо сейчас вырастает, возможно, новое Косово.
Делает ли наше государство что-либо для решения проблемы? Да, вроде бы цели сформулированы, ответственные назначены.
Президент России поставил перед правительством задачу: в 2023 году нужно добиться увеличения роста реальных зарплат, снижения уровня бедности, увеличения продолжительности жизни и рождаемости. Но вот только мало кто задумывается о том, что снижение уровня бедности и повышение рождаемости – это две противоречивые цели. Каждый взрослый человек, в семье которого рождался ребёнок, знает: уровень жизни семьи после сего радостного события падает, ибо дети требуют больших и постоянных расходов. Если правительство искренне хочет искоренить бедность, то оно как-то уже и не очень заинтересовано в бурном росте рождаемости, потому что все усилия по борьбе с бедностью будут этим ростом нивелироваться. А чтобы совместить выполнение этих целей, требуется просто недюжинный государственный ум.
Вот вице-премьер правительства РФ Татьяна Голикова, отвечающая за рождаемость, очень любит порассуждать о количестве российских женщин в репродуктивном возрасте: таковых слишком мало у нас, по мнению чиновницы, потому и детей мало рождается. И это очень удобная жизненная позиция – вице-премьеру можно, собственно говоря, ничего не делать, когда сама природа против.
Закончить хочется опять-таки статистикой. У Апти Алаудинова, по открытым данным из интернета, в общей сложности двенадцать детей, что выше среднего показателя по Чеченской Республике. Можно только искренне и по-хорошему порадоваться за него и пожелать не сбавлять темпов. Нам бы такого генерала, чтобы он взял на себя федеральный проект по повышению рождаемости в России, тогда уж точно вымирание русских прекратилось бы.
Кстати, у Татьяны Голиковой детей нет. Вице-премьер, отвечающая за повышение рождаемости, бездетна. В общем-то это всё, что нам с вами нужно знать о демографической политике в России.
Денис Сухоруков
Илл. Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"