Русские Вести

Сироты по "госзаказу"


Бедность теперь порок?

Нашумевшая история многодетной семьи Шадриных из Тюмени вновь обнажила все "дыры" в российском законодательстве. По сути, к любому в дом могут ворваться "уполномоченные" защитники детей и "спасти" их от собственных родителей. Государство одной рукой пытается пристроить сирот, а другой – рушит семьи. История одной из них в материале "Уралинформбюро".

Семья Шадриных, где воспитываются 5 сыновей, жила хоть и бедно, но счастливо, пока ей не решило "помочь" государство. Летом 2014 года к ней домой наведались полицейские и забрали мать с тремя маленькими детьми в участок (отца со старшими сыновьями дома не было). В ОП №6 Ларису Шадрину продержали до глубокой ночи, детей в возрасте 2, 5 и 7 лет изъяли под предлогом антисанитарии в комнате общежития, где они ютились, и плохой заботы. 40-летняя мать, страдающая врожденным пороком сердца и малокровием, оказалась в больнице.

Против нее возбудили уголовное дело по ст.156 УК РФ за неисполнение обязанностей по воспитанию детей. Родители пытались собрать все справки, чтобы вернуть сыновей, но им было сказано, что не раньше, чем закончится суд. До этого момента Лариса не дожила… Только после ее смерти детей вернули отцу – как сказано в заключении надзорных органов, якобы он создал для них все условия. Они живут так же небогато, все в той же комнате в общежитии, но уже без мамы.

Оставить ее смерть безнаказанной отец пятерых детей не может. Он еще до кончины жены обратился за помощью в общественный фонд "Отчий дом". Как рассказал "Уралинформбюро" председатель правления организации Константин Шестаков, после долгих разбирательств удалось добиться того, что СО по Центральному административному округу Тюмени СКР возбудил уголовное дело по ст.292 УК РФ (служебный подлог).

По его словам, они рассчитывали на уголовное преследование полицейских по более тяжкой статье - 299 УК РФ (привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности). Она предусматривает до 5 лет заключения. Однако пока речь идет только о фальсификации.

"Есть все основания полагать, что подписи были подделаны. И возбуждение уголовного дела тому подтверждение. В частности, речь идет об объяснительных самой Ларисы и ее 16-летнего сына о том, что она якобы пила. Хотя оба в голос утверждали в суде, что ничего подобного не было, и они ничего не подписывали. То же касается актов обследования жилого помещения".

Как рассказала представительница фонда Александра Кудрявцева, которая "вела" семью, уголовное дело против Ларисы было шито белыми нитками. Общественники неоднократно навещали семью без предупреждения, дома всегда было чисто: "Где полицейские нашли там антисанитарию, непонятно - кроме голословных утверждений, никаких доказательств нет".

По словам А.Кудрявцевой, изначально обвинения подавались как "жестокое физическое, психологическое и моральное обращение с детьми". Но факты кулачного воспитания доказать не удалось. Дети от мала до велика твердили, что мама их и пальцем не трогала. С их слов, родители ни разу не ругались, бывало только закрывались на кухне и тихо что-то обсуждали.

Когда сыновей с матерью забрали в полицию, никаких доказательств пьянства Ларисы и распускания рук не нашлось. Синяков на детях не было, а женщину даже не повезли на медосвидетельствование, хотя потом в бумагах написали, что мать была пьяна.

В итоге в уголовном деле пришлось "зачеркнуть" 40 страниц – на Ларисе остались обвинения в жестоком психологическом и моральном обращении с детьми. "Один из доводов – с ними жила собачка, а это неприятный запах, и детям от этого плохо", - рассказывает А.Кудрявцева, которая была на всех судебных заседаниях.

Мать также обвинили в том, что она не заботится о среднем  сыне, поскольку не отдала его в первый класс в 7 лет. "Хотя Лариса объясняла почему – ребенок был маленький, щупленький: как она говорила, ранец был больше него. Лариса согласовала этот вопрос с департаментом образования, и ей разрешили отложить поход в школу на год. Так поступает немало семей", - рассказывают в общественном фонде.

Еще один "смертный грех" - то, что детям не ставили прививки. Хотя это тоже нормальная практика – родители вправе отказаться от вакцинации, которая порой имеет необратимые последствия.

После того как история получила широкую огласку, прокуратура провела проверку. Согласно ее выводам, никакой связи между изъятием детей и смертью матери нет. Все было сделано на законных основаниях, семья стояла на учете в полиции.

По словам К.Шестакова, Шадриных взяли под наблюдение из-за старшего сына, которому сейчас 21 год.

"Сами понимаете, семья бедная, живет, можно сказать, в тюменских трущобах, криминальном районе. Старший сын попал в плохую компанию, дошло до того, что стал воровать из дома. Чтобы отвадить его от криминала, родители сами написали в полицию, юноше дали небольшой срок. Сейчас он вышел на свободу и даже благодарен родителям".

Но после этого случая семью поставили на учет, и все что угодно могло стать признаком неблагополучия. В участок мать с детьми забрали по анонимному звонку. По словам А.Кудрявцевой, судя по всему, "настучали" соседи снизу – они нередко устраивали застолья, Шадрины жаловались на них, а тем в свою очередь не нравился топот детей сверху.

"К тому же в каждом дворе есть бабки, которые придумают с три короба. При этом многие соседи утверждают, что семья хорошая, непьющая. Мы знаем отца не один месяц, и ни разу не видели пьяным. На работе он на хорошем счету, мастер на все руки, рационализатор", - рассказывают общественники.

По их мнению, наделенные властью не вникают в детали, а просто берут под козырек, зарабатывая галочки и звездочки. Беда в том, что при проверке ни один сотрудник прокуратуры не удосужился прийти в семью – выводы сделали по бумажкам, которые теперь могут признать липовыми.

Эта история – прямая угроза каждой семье. Когда в дом могут прийти и без суда и следствия забрать ребенка, хотя по Семейному кодексу это разрешено только, если его жизнь и здоровье в опасности. По большому счету нужно вносить поправки в законодательство по защите прав родителей и детей, но в первую очередь необходимо помочь конкретной семье добиться правосудия. Хотя какой ценой.

Людмила Солодкова

Источник: tum.uralinform.ru