Робинзонаду придумали члены Новокузнецкой городской организации Всероссийского общества инвалидов (ВОИ) более 20 лет назад. С тех пор она проводится и в других регионах: Тюмени, Горном Алтае, Хакасии. А в этом году Робинзонада перешагнула через Уральский хребет и сегодня проходит в Ленинградской области.
36 молодых людей-инвалидов и команда сопровождения раскинули палатки в живописном месте неподалёку от небольшого озера и реки Томь, и прожили там 9 дней, совершенно самостоятельно обслуживая себя, занимаясь спортом и участвуя в творческих конкурсах. Сейчас городскую организацию ВОИ возглавляет Марина Курбаткина, а кемеровскую областную – Алла Захарчук. Они и Юлия Романова, руководитель Академии малышей, – костяк робинзонского движения.
Когда-то журналист городской газеты Новокузнецка Марина Герман поделилась впечатлениями от увиденной телепередачи «Последний герой»: до чего, мол, неприятно смотреть, как люди друг другу всякие пакости подстраивают. Вот бы наоборот – увидеть, как они друг другу помогают.
Эта мысль легла на уже подготовленную почву, потому что организация ВОИ под управлением тогдашнего председателя Ольги Зефировны Быковой как раз занималась развитием творческих и спортивных возможностей своих членов, участвовала в СПАРТианских играх. А почему бы не совместить турпоход и различные состязания?
Где как не на природе, когда все объединены общими заботами, и многое зависит от того, как складываются взаимоотношения, раскрываются люди, их возможности, о которых они порой и сами не подозревают?
И всё-таки поначалу было не очень ясно, какой же быть Робинзонаде и даже, на какие средства её проводить. Но – и это закон! – если идея верна, непременно придёт помощь. Откликнулась Центральная городская библиотека имени Гоголя. Тогдашний её директор Вера Васильевна Скалинчук и Ольга Зефировна Быкова придумали Библиотечно-информационный центр «Крылья», который стал для членов ВОИ помощником в обучении и досуговым клубом. Сейчас уже определённо можно сказать: Робинзонада – это летнее продолжение работы БИЦ, включающим в себя протеатр «Крылья». Сюда инвалиды приходят, как к себе домой, выбирают маршрут для Робинзонады, здесь полным ходом идёт подготовка к лету.
Интересно вспомнить историю начинания, которая обросла всевозможными байками.
Первая «Робинзонада» длилась всего четыре дня в местечке под названием «Осиновые плёсы» на реке Терсь. Всего 17 участников, из них 6 колясочников, пятеро сопровождающих. Тогда впервые был поднят флаг Робинзонады – белое полотнище с крупными зелёными горошинами.
Просто в хозяйстве у Ольги Зефировны нашёлся именно такой отрез ткани. Но «робинзоны» истолковали рисунок по-своему: это обозначены места, где мы должны побывать.
Поначалу родители очень боялись отпускать своих домашних детей одних на природу. И те же мамы через год уже заявляли: «Я тебе майки, носки, купила, – давай-ка поезжай на "Робинзонаду"»!
Оказалось, что рядом раскинули лагерь афганцы, так что эстафеты проводили совместные, веселились, песни пели.
На второй «Робинзонаде» Дима Пахоруков получил прозвище «Молоток». И вот почему. Когда из автобуса разгрузили вещи, они лежали одной большой кучей. Дима, инвалид 1 группы по зрению, ходил вокруг неё и всех спрашивал: «Извините, пожалуйста, но не видели ли вы мою сумку – красную с чёрными полосочками, там чайничек?». Самые сильные парни перекидали всю кучу, чтобы найти эту сумку: как сквозь землю провалилась. И только когда все разобрали своё имущество, на поляне сиротливо осталась сумка синяя в горошек. Внутри действительно оказался чайничек. «Как хорошо!» – обрадовался Дима. «Ну, молоток!» – выдохнула Юлия в смысле «Молодец, Дима». «А вот молоток – не мой!» – тут же заявил Дима. «Это форма такая, хотела добавить, речи». – «Из форм у меня только чайничек!».
А ещё, как оказалось, робинзоны раскинули лагерь... на городском пляже города Мыски. А ведь когда зимой приезжали сюда, местность показалась безлюдной, и одинокий рыбак заверил, мол, здесь всегда так. Особенно стало весело в день ВДВ. Размягчённые души десантников жаждали добрых дел. Увидев людей на колясках, парни от чистого сердца стали предлагать им деньги.
Ещё тогда впервые опробовали конкурс "Кладоискательство". Клад был запрятан в большом дупле большого тополя, и до него надо было скорее добежать. Так вот Андрей Бородин, у которого тяжёлая форма ДЦП, помчался с такой скоростью, что оператор телевидения не мог за ним угнаться, а только кричал: «Постой, мне тебя надо сбоку снять!». Но труднее пришлось тем, кто пытался ночью спрятать клад. Во-первых, команда соперника всю ночь сидела у костра и пела песни. Во-вторых, видя какие-то усилия и не подозревая о намерениях, завтрашние кладоискатели простодушно предлагали помочь.
Почётным гостем той Робинзонады стал депутат ГД от Новокузнецка С.И. Неверов. На выделенные им деньги робинзоны закупили 4 спальных мешка и 3 скамейки. Лавки и сейчас используются – то по прямому назначению, то, сдвинутые вместе, как теннисный стол. Сейчас проведение Робинзонады финансирует областная организация ВОИ.
Робинзонады выбрали место подальше – на реке Пызас близ посёлка Усть-Кабырза Таштагольского района. Но и здесь не обошлось без гостей. Корова Маня, забредшая на поляну, сжевала приготовленный вовсе не для неё торт, закусила мешком картошки. Видимо, Мане в гостях понравилось, и она стала наведываться каждый день. А после конкурса театрализованного анекдота на поляну пожаловали шесть лошадей.
«Ну правильно, мы же «ржали», – прокомментировала Юлия.
На той Робинзонаде Алексей Макулов был выбран капитаном команды, а вскоре женился. С будущей женой познакомился здесь же. Кстати, на следующих Робинзонадах, похоже, возникнут и другие семейные пары: Маликовых, Крыловых, тележурналистов Бамбульских. Внуку Ольги Зефировны одноклассники завидовали и говорили: «Везёт тебе. У тебя бабушка инвалид. Ты то на сплав, то на Робинзонаду. А мы с родителями всё в Турцию да в Египет».
Две девушки стали героинями одного эпизода. Не желая утруждаться, они решили разогреть в костре банки тушёнки, не открывая их.
Евгений Буров мирно спал в палатке. Раздался взрыв, потом другой. Евгений как смог выбрался наружу, и тут ему на голову упало что-то мягкое и тёплое. Ну что мог предположить человек, побывавший на войне? Оказалось, это разогретая тушёнка стекала с веток сосны.
Шестая Робинзонада запомнилась обилием мошкары. Но зато приехал из Тувы Артыш Хомушку. Выходец из творческой среды, его дед играл в кинофильме «Дерсу Узала», вёл себя скромно, охотно помогал тем, кто слабее, «вытягивал» все творческие конкурсы для команды. А в ночь показа «ужастиков» разыграл зрелище, о котором до сих пор вспоминают тогдашние робинзоны.
Темнота. Вдруг появляется шествие с факелами. В середине процессии деревянная клетка. А в ней с длинными черными развевающимися волосами в «туземной» фосфоресцирующей раскраске Артыш. Клетку соорудил Андрей Завалов. Он всегда что-то мастерит для своей команды сопровождения: то лучший в лагере стол, то резной умывальник, то медали для участников Робинзонады и деревянных Оскаров, которыми награждаются команды-победительницы.
О, а на седьмой Робинзонаде натерпелись! Во всё сверхестественное поверили сразу! Решили в познавательных целях инсценировать, как народы весну встречают. Отпраздновали славянский Ярилин день. А вот когда стали показывать, как шорцы обряд шачиг проводят, духов здешних заклинают, – вот тогда разверзлись хляби небесные и посыпались на землю шаровые молнии, что снаряды: ведь все дни такая жара стояла! Было откровенно страшно. Промокли до нитки, но ребята продолжали заботиться друг о друге. У кого палатка не протекла – туда набивались. Делились уцелевшей сухой одеждой. Организаторы решили: впредь никаких духов не беспокоить!
На нынешней Робинзонаде погода явно благоволила. Даже мошки с комарами не донимали. Потому удалось провести все задуманные конкурсы и спортивные соревнования.
Надо сказать, робинзонский спорт отличается от обычного. Ну, например, задание закинуть дискету от компьютера в баскетбольную корзину метров с полутора-двух. Легко думаете? А если руки сведены спастикой, а если глаза не видят? Слепые кидали на звук. И попадали!
Волейбол играется сидя на земле и сразу двумя мячами. Сидя – потому что многие просто не могут стоять. Или, например, пластмассовой рукой метнуть дискету на дальность, той же рукой выстроить пирамиду из пластиковых стаканчиков. Соревновались и в настольных играх: шафлборде, джакколо. И даже простейший конкурс «Смело с маршмелло», когда надо на скорость поедать конфеты, проводится для того, чтобы колясочники с тяжёлой формой детского церебрального паралича, не имеющие физических возможностей участвовать в других соревнованиях, могли бороться за победу команды. И битвы за победу, и болельщицкие страсти были нешуточные. А вечером все собирались под традиционный колокольчик и читали записи в своих журналах о том, как прошёл день у команды. У команды «Снаряды» записи были построены на впечатлениях новичка и опытного робинзона по одному и тому же поводу. Новичок: «Родители уехали. Наконец-то». «Старичок»: «Ещё не все палатки поставили, а они уехали». Команда «Морские львы» отличилась протокольной формой записи событий дня: встали, позавтракали, соревновались, сидели у костра, пересчитались, пошли спать. И вдруг среди такого протокола неожиданно: «Примитивизм обыденного дня на фоне грамотно организованных событий. Всё прошло нормально».
Были и театрализованные анекдоты, были и пародии на телепередачи «Голос», «Магазин на диване», рекламные ролики. Все смеялись от души. Ну а доклад лектора перед аудиторией банковских работников на тему «Что такое любовь?», который сочинила и озвучила Арина Галямова из команды «Морские львы», можно разбирать на цитаты.
Очень впечатлило отмечание дня Ивана Купалы. В тот день накупались все, даже инвалиды-колясочники. На них надевали спасательные жилеты и те выбирали: либо держаться на воде самостоятельно, либо лежать на плавательной доске, которой играючи управляла Юлия Романова. Кто-то из ребят вообще впервые оказался в водоёме.
Но есть ещё и скрытый эффект, о нём не говорят вслух, да и не сразу осознают сами инвалиды. Меняется их мироощущение. Люди становятся увереннее в себе, а значит, их жизнь начинает строиться по-другому.
Ольга Воднева впервые побывала на Робинзонаде три года назад. Тогда она мне рассказывала: «Я только раз в своей жизни выезжала с родителями на природу. Здесь меня донимали комары и мошки. Но это мелочи жизни. Я не думала, что могу быть актрисой, а здесь пришлось». Тогда Ольга, ведя ежедневный журнал команды, дотошностью описания превзошла всех: потомки узнают, в какой день какое настроение было у капитана команды, что члены команды ели на завтрак, обед и ужин, какие песни пели. Сейчас Ольга участвует в спектаклях протеатра «Крылья», занимается историческими танцами и рукоделием. Стала очень самостоятельной. На вопрос Юлии Романовой, надо ли ей чем-то помочь, отвечает: «Я сама воды принесу и дрова наколю».
Для Елены Кемеровой из Кемерова нынешняя Робинзонада была уже шестой. После аварии Елена передвигается на коляске. «После Робинзонады я почувствовала, что для меня нет преград. Здесь очень сплочённые люди, отношения почти семейные. Появились новые друзья. Жизнь стала для меня как-то обширнее», – говорит она.
Елена рассказывает: «Сейчас я живу одна в квартире. Обслуживаю себя самостоятельно, передвигаюсь по городу. Благо, на маршрутах много низкопольных автобусов. А где не могу сама въехать в салон, люди помогают. Занимаюсь разными видами спорта: дартсом, стрельбой из ружья, гонками на колясках, армрестлингом, настольным теннисом. В 2014 году в Крыму проводился международный марафон. Надо было одолеть 42 километра. Так вот я гнала свою коляску 5 часов без отдыха. К финишу пришла четвёртой. Всего у меня 33 медали за спортивные достижения. Но самое моё большое достижение – это моя уже взрослая дочь Алина».
Станислав Михалёв, колясочник, из Прокопьевска так рассказывает о себе: «После того как я первый раз приехал на Робинзонаду, я стал участвовать в КВНах, играть в протеатре "Крылья". Сейчас я перешёл на второй курс Кемеровского института культуры. Учусь заочно по специальности "режиссёр театральной студии", работаю педагогом сценической речи, руковожу клубным формированием «ПРО-стих» при Центре культуры и театрального искусства (Театр артиста). У меня 20 подопечных инвалидов с нарушениями речи. Лиза Пригородова, Владилен Камболин, Михаил Липских, участники нынешней Робинзонады, – мои ученики.
До Робинзонады я просто сидел дома. А после начались поездки. Впервые с Юлией Романовой я поехал на Робинзонаду в Хакасию, 2 года назад побывал в Челябинске. Тогда Челябинская городская организация ВОИ выиграла грант и провела на эти деньги конкурс "Необыкновенные люди". Участников было много. Оценивали актёрское мастерство профессионалы. Я читал монолог из произведения Тургенева о лишнем человеке и заслужил похвалу от Ивана Охлобыстина, актёра и режиссёра. Вообще хочу отметить, что, к счастью, отношение здоровых людей к инвалидам заметно меняется в лучшую сторону».
Екатерина Королёва за то, что всегда приходила на общие сборы неспешно, на Робинзонаде три года назад прозвали Королевой. «Просто у меня ходунки тогда были неудобные, – смеётся Катя. – А вообще Робинзонада открыла во мне таланты, о которых я не подозревала. Я теперь занимаюсь вокалом, научилась вышивать крестом, изготавливаю алмазную мозаику. Могу почистить овощи, сделать бутерброды. Но, главное, я на Робинзонаде встретила своего мужа».
«Здесь, на Робинзонаде, я по-настоящему счастлива, – говорит Ольга Акопова, инвалид по зрению. – Я училась в КемГУ на третьем курсе, когда на меня накатила депрессия. Учёбу бросила. Жила как в оцепенении. А Арина Галямова, будучи сама больна ковидом, звонила мне и убеждала, что надо поехать на Робинзонаду. Это было в прошлом году. Так появилась цель хотя бы собрать рюкзак. На Робинзонаде я участвовала в творческих конкурсах и мне сказали, что у меня есть актёрские способности. Я потом стала играть в «"Крыльях"». Мне, практически незрячей, пришлось играть зрячего человека, который не видит в темноте. Депрессия отступила, поскольку появилась ответственность перед другими: ведь если я не приду не спектакль, то всех подведу. А потом я поступила в кунгурский техникум и за время учёбы создала там студенческий театр. Мы поставили «"Метель"» Пушкина. Педагоги просили нас три раза сыграть этот спектакль. Так что Робинзонада для меня – это путёвка в полноценную жизнь».
Три года назад Татьяна Чуржакова из Томска, колясочница, вернувшись после Робинзонады домой, сказала родителям, что хочет жить отдельно. Взяла ипотеку, устроилась на работу в косметическую компанию, живёт в своей квартире.
На меня произвела впечатление история Арины Галямовой. Она жила с родителями в посёлке с сельским укладом. Дом, огород, птицы, скотина. На Робинзонаду впервые приехала в 2014 году. Здесь Арина поняла, что инвалидность – не преграда.
Она попробовала свои силы и сразу же поступила в КемГУ на филологическое отделение. Закончила здесь бакалавриат, хотела учиться и дальше, но странная оптимизация в образовании скрестила университет с пищевым вузом, уволились именитые профессоры, и Арина решила, что ей надо поступить в МГУ. На Рождество Арина написала три своих желания и бумажки положила под подушку, чтобы утром вытянуть. Такое гадание. И вытащила именно "Поступить в МГУ". Решила действовать. Сказала родителям, что поедет в Кемерово, а сама села в самолёт и прилетела в Москву. Там её встретил друг по Робинзонаде Аян Идинешев из Хакасии, он уже год как учился в столице, помог снять квартиру. Он и сейчас помогает Арине, сопровождает её там, где ей трудно идти. Арина набрала 92 балла из 100 и стала студенткой МГУ. Сейчас она уже учится в аспирантуре.
«Робинзонада формирует братское отношение к людям. Уже не замечаешь их физические недостатки. Чтобы попасть на Робинзонаду, я досрочно сдаю экзамены, прохожу летнюю практику. Робинзонада – это особый мир, где тебя любят и ждут.
Мне понравилось помогать другим людям. Я видела, что люди здесь влюбляются и женятся. А мама мне говорила, что полюбить инвалида невозможно. Теперь я понимаю, что у неё просто не было перед глазами такого примера. А я вижу таких людей, а значит, и я смогу создать семью. И ещё. Инвалидность оберегает от гордыни. Мне проще принять неидеальность других людей».
Татьяна Савватеева