Русские Вести

«Шутники»


Розыгрыши бывают разными — безобидными и не очень, банальными (вроде «У тебя спина белая»), и более изощренными, как в популярной истории на форумах (молодой человек обработал лицо некой смесью, и отправился в церковь — при попадании на него воды, которой брызгал на прихожан священник, раствор на коже юноши вспенился, а он сам изобразил одержимого). Но, наверное, самыми популярными стали телефонные розыгрыши: с развитием этого вида связи растет количество и «качество» шутников, или, как их теперь называют — пранкеров.

Значение термина

Само слово «пранкер» образовалось от английского prank — «шутка», «проказа». Если раньше дети баловались, набирая первый попавшийся номер и потом весело хохотали, бросив трубку, то пранкер целенаправленно ищет жертву розыгрыша. Обычно ей становится весьма известный человек, так как его реакция будет более интересна пользователям Интернета, — ведь именно во всемирную сеть впоследствии сливается аудиофайл с разговором. Чаще всего цель пранкера — добиться от собеседника неадекватной реакции, состояния бешенства, спровоцировать его на нецензурную брань. Словом, пранкер в каком-то плане компрометирует того, кого собирается «разыграть». Но для самого шутника существует правило, которое он старается не нарушать: максимально корректная и вежливая речь, спокойный тон. По крайней мере, это в среде пранкеров считается нормой поведения, от которой зависит популярность телефонного хулигана в сети.

Есть у них и другие правила. Например, никто не будет разыгрывать человека за деньги. Доход пранкера зависит от его «профессионализма», и чем больше подписчиков он соберет — тем больше заработает. В существование меценатов в этой области мне верится слабо. Словом, как и любой блогер, пранкер зарабатывает на качестве и количестве предоставляемого контента, то бишь — тех самых розыгрышей. Тем не менее, известно несколько случаев, когда шутники продавали записи на радиостанции и в редакции журналов (но это больше исключение, чем рядовой случай). Еще одно правило: никаких звонков с целью розыгрыша людям, которые недавно потеряли своих близких, либо пострадали в результате теракта или катастрофы. Казалось бы, что так поступает каждый нормальный человек — никому и в голову не придет пытаться подшутить над человеком, только-только похоронившим родственника или друга, но и в среде пранкеров встречаются абсолютно беспринципные люди, готовые на все ради популярности в сети. Вывести из себя того, кто находится в нестабильном психологическом состоянии, легче легкого — этим и пользуются хулиганы. Известно, что, когда только похоронили Жанну Фриске, было несколько попыток «розыгрышей» (язык не поворачивается их так назвать) ее отца.

Несколько лет назад на телевидении вышла в прокат передача «Давайте мириться». Ее сюжет был закручен вокруг пранкеров и их деятельности. Один из гостей студии, известный под ником Kergan, сказал такую фразу: «Не надо воспринимать наше движение как что-то монолитное». Пранкер подразумевал, что несмотря на неписанные правила, существующие в этом движении, оно весьма неоднородно, и зачастую вместо безобидного и корректного розыгрыша получается самое настоящее хулиганство, за которое в реальной жизни можно и по лицу получить. Но кого и когда это останавливало? В век интернета в человеческом сознании четко отпечаталось ощущение собственной безнаказанности, особенно в том случае, когда собеседник находится у черта на куличках и заведомо ничего не сможет сделать. Самовыражение? Разумеется, мои последние слова относятся не ко всем пранкерам поголовно, а к тем самым «уникумам» с лишней хромосомой, которые не желают будить в себе хоть что-то человеческое и соблюдать те самые неписаные правила.

Виды пранка

Думаю, что все слышали по радио, как ведущий звонит какому-нибудь известному (или не очень, не суть) человеку, и начинает нести какую-нибудь откровенную чушь. Обычно такой разговор веселит обоих собеседников, и его цель — поднять настроение и себе, и радиослушателям, которых ведущий заранее предупреждает о грядущем розыгрыше. Сейчас подобное развлечение попадает в категорию так называемого лайт-пранка, то есть легкого, безобидного и несерьезного разговора. В конце диалога ведущий обычно признается, что это была всего лишь шутка, и довольные друг другом собеседники мило прощаются, оставляя на память о разговоре пучок положительных эмоций. Полной противоположностью лайт-пранка является хард-пранк. У звонящего совсем другая цель: он будет до победного провоцировать собеседника на нервный срыв и нецензурщину. В идеале выведенный из себя человек начинает угрожать пранкеру своими связями в правоохранительных органах, и на повышенных тонах доказывать, что вот-де, еще одно слово, — и за тобой уже выехали. Как вариант это может быть не полиция, а криминальные структуры — и в том, и в другом случае на голову хулигана будут сыпаться все беды мира. Правда, если только этим «связям» удастся до него добраться.

Но в пранке, как и в любом движении, нет только черного и белого: существует множество «полутонов», отличных друг от друга по исполнению и содержанию. К ним относится радиопранк: ситуация, в которой разыгрывает уже не ведущий, а посторонний человек. Обычно он старается дозвониться в прямой эфир, и серьезным тоном несет какую-нибудь ересь, часто с применением ненормативной лексики; и так до тех пор, пока ведущий не сообразит забить эфир чем-нибудь другим.

Еще один вид — технопранк. Здесь уже нужна хотя бы небольшая подготовка, так как весь розыгрыш будет строиться не на реальных словах пранкера, а на заранее вырезанных фразах из фильмов или публичных выступлений, то есть — на чужом голосе. В идеале используются слова самого разыгрываемого: ролик пранкера в интернете будет невероятно популярным, если его жертва не догадается, кто с ним говорил, и не узнает своих же слов.

Целью пранк-конференции будет соединение в определенный момент двух людей, которые до этого беседовали с двумя пранкерами. Выглядит это примерно так: хулиганы доводят каждого собеседника до неадекватного состояния, дожидаются, пока те «перейдут на личности», и по команде соединяют друг с другом. В пылу скандала скандалисты не замечают подмены, и продолжают череду взаимных оскорблений. Она заканчивается только тогда, когда у кого-то из жертв телефонного хулиганства сдают нервы, и телефон улетает куда-нибудь с глаз долой.

Как все начиналось

Нельзя с точностью сказать, кто стал в России первым пранкером, но считается, что череда телефонных розыгрышей начала набирать популярность с 1989 года, когда Ярослав (Hooker), тогда еще — студент МИРЭА (Московского института радиотехники, электроники и автоматики), ошибся номером. Вместо адекватного ответа вроде «Молодой человек, вы ошиблись», Ярослав услышал череду отборных ругательств. Видимо, юноша оказался весьма злопамятным, да к тому же оригиналом — он не просто перезвонил хамоватому собеседнику, но и записал очередную партию ругани, которая отправилась во всемирную сеть. Немногочисленные тогда еще пользователи узнали о человеке с «кодовым именем» Дед ИВЦ. Аббревиатура расшифровывается как «Информационно-вычислительный центр слушает вас» — видимо, мужчина ранее работал там, и у него вошло в привычку приветствовать собеседников этой фразой, даже в телефонном разговоре. До сих пор в Сети можно найти аудиозаписи, в которых Дед ИВЦ красочно и нецензурно дает свою оценку событиям тех лет. По сути, именно эти записи и являются первыми российскими пранками.

Какой же Дед без Бабки? Несколько лет спустя у ИВЦ появилась компания: Бабка АТС. В 1998 году кемеровский студент Роман звонил в местную АТС, но, как и его предшественник, ошибся номером. Собеседница не дала парню и слова вставить, разразившись длинной тирадой с использованием непечатных выражений. Не знаю, что двигало Романом, но только и он, и его друзья стали регулярно повторять звонки и записывать разговор, который впоследствии также отправлялся в интернет.

Такие записи набрали большую популярность, и привело это к тому, что множество молодых и не очень людей решило, что они — короли телефонных розыгрышей. Количество пранкеров резко возросло — каждому хотелось урвать свою минуту славы, и, может быть, растянуть это мгновение на больший срок. К 2005 году сотни пранкеров действовали по всей России, какая-то их часть была до жути банальной и скучной, но некоторые (например, Евгений Вольнов, весьма известный пранкер) подходили к своему занятию творчески. Так, Вольнов часто менял свой голос при помощи программы и разыгрывал известных собеседников мужского пола, представляясь Настенькой и приглашая их на свидание. Среди поклонников этого движения «Настенька» получила прозвище Богиня пранкоты.

Телефонные ребята

Но наиболее известными в стране стали Вован и Лексус, они же Владимир Кузнецов (Vovan222), и Алексей Столяров (Lexus). Может, на заре карьеры они и разыгрывали простых смертных, но в последние годы жертвами пранкеров становились известные артисты и политики, включая Александра Лукашенко, Филиппа Киркорова, Михаила Саакашвили, Анастасию Волочкову и множество других. Они ухитрились позвонить даже Виталию Мутко, в 2012 году занимавшему пост министра спорта РФ. Вован, представившись Романом Широковым (для справки — российский футболист), попросил у Мутко сущую мелочь — прибавку к зарплате. Чиновник не особо стеснялся в выражениях, когда объяснял лже-Широкову, что после провала российской сборной в Ванкувере его «чуть не расстреляли».

Полагаю, что, помимо прочего, Вована и Лексуса можно считать яркими представителями еще одного направления в пранке — пранк-журналистики. В этой ситуации цель звонящего не столько розыгрыш, сколько своеобразная «разведка» — добывание информации, получить которую каким-то другим образом практически невозможно. Результаты таких бесед часто публикуются в СМИ. Но эта парочка не гнушается и розыгрышами: так, в 2015 году в Сети появилась запись разговора Вована с Элтоном Джоном. Пранкер представился Владимиром Путиным, обсудил с исполнителем проблему секс-меньшинств в России, и пообещал разрешить гей-парады. Запись стала настолько популярной, что в итоге дошла до настоящего президента, которому пришлось звонить англичанину и извиняться за действия российских хулиганов. Пранкеры же оказались на пике своей популярности, и вскоре уже вели программу «Звонок» на НТВ, и передачу «Телефонные ребята» на радиостанции «Комсомольская правда». В названии своего эфира они обыграли фразу Путина, сказанную им в беседе с Элтоном Джоном: «Я знаю, что вас разыграли телефонные ребята, вы на них не обижайтесь, они люди безвредные».

Как бороться?

Если «пережить» лайт-пранк не составит никакого труда, то с более тяжелыми и грубыми видами розыгрыша все сложнее. Практика показывает, что внесение в черный список номера телефона, с которого звонит пранкер, — бесполезное занятие. Он дозвонится с другого. Поэтому наберитесь терпения: главная цель телефонного хулигана — вывести вас из себя, вынудить повысить голос и разозлиться. Поэтому не стоит вступать с ним в конфронтацию: это только раззадорит пранкера, да и вас тоже. Нечего ответить? Молчите. Есть? Можно и побеседовать, но ни в коем случае не повышайте голос.

Есть хороший пример. Вышеупомянутые Вован и Лексус как-то дозвонились до Ксении Бородиной. Представившись Воландом и Коровьевым (персонажи булгаковского романа «Мастер и Маргарита»), они начали убеждать телезвезду, что ее кошка одержима демоном, и нужно вызывать экзорциста. Девушка только отшучивалась в ответ, но не проявляла никаких дополнительных эмоций: в итоге шутка не удалась, и пранкерам пришлось попрощаться с собеседницей. По сути, это и есть главное наказание для пранкера — осознание собственного бессилия.

Отмечу, что наказание это не только главное, но и единственное. Цитирую:

Согласно ст. 20.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, нецензурная брань в общественных местах и оскорбительное приставание к гражданам признается мелким хулиганством и влечет наложение административного штрафа или ареста. В юридической литературе к подобным действиям приравнивается и «телефонное хулиганство». Наказуемым является заведомо ложное сообщение о преступлении или происшествии, в частности, о террористическом акте.

По мнению адвоката Игоря Трунова, состава преступления, в том числе и по статье «мелкое хулиганство», в действиях звонящих нет, потому что пранки не нарушают общественный порядок. Как пояснил Трунов, такие дела настолько мелкие, что милиция ими не занимается. В 2007 году в ГУВД Москвы сообщили, что «заявлений от граждан по подобным фактам в московские отделения милиции не поступало».

Что остается делать? Телефонный хулиган зависим от ваших эмоций, он питается ими. Поэтому есть простой выход — держите его на голодном пайке.

Источник: slavyanskaya-kultura.ru