27-29 апреля 2016 года в Москве состоялся V Съезд социальных работников РФ... с участием представительств иностранных посольств, чиновников Совета Европы и руководителей влиятельных международных неправительственных организаций.
Съезд, посвященный 25-летию социальной работы в РФ, по каким-то причинам, прошел совсем незамеченным со стороны СМИ, несмотря на участие таких политических VIP-персон как Сергей Железняк, Максим Топилин, Ольга Баталина, Галина Карелова и пр.
В СМИ - ни одного упоминания. А зря. Съезд представляет собой довольно занятное мероприятие, значение которого традиционно недооценено с точки зрения "мягкой силы", формирования будущего России и трансформации российского общества.
Начинался Съезд соцработников РФ с мероприятия в... Посольстве Франции. Приветственную речь посла Франции Жана-Мориса Риппера можно прочитать здесь.
Именно там - в Посольстве Франции - 27 апреля проходил первый лекционный день в рамках Съезда.
С соблюдением лучших традиций современной западной демократии, оператора РИА "ИВАН ЧАЙ" допустить в Посольство отказались, обосновав отказ тем, что "этот день будет посвящен в основном пожилым людям, а вы занимаетесь семьями и детьми".
Однако почему-то это не помешало массовому присутствию в посольстве Франции российских чиновников по работе с семьями и детьми, которым по окончании посольского мероприятия даже выдали ценные международные сертификаты участника.
Со стороны просвещенной Европы мероприятия Съезда российских социальных работников любезно посетили:
- Режи Брийя, директор Директората Европейской социальной хартии Совета Европы и Европейского комитета социального обеспечения, гендиректор по правам человека и верховенству закона Совета Европы,
- Луи Галлуа, президент национальной федерации общественных организаций по приему и социальной интеграции людей, находящихся в трудной жизненной ситуации (FNARS)
- Жаклин Марешаль, представитель Министерства социальной сплоченности во Франции,
- Рей Джоунс (Великобритания) - профессор социальной работы Университета Кингстон и Университета Святого Джорджа, бывший директор социальных служб, Великобритания
- Тони Видмер (Великобритания) - директор Российско-Европейского Фонда в поддержку социальных реформ
и пр.
Кстати, последний персонаж - это одна из ключевых персон с начала 90-ых гг в создании и становлении института социальной работы в РФ как способа изменения нашего общества.
Из материалов Съезда видно, что главная цель - дальнейшая тесная и плодотворная работа с западными партнерами из Совета Европы, полная ратификация Европейской социальной хартии, и, главное, дальнейшее формирование в России искусственно создаваемого и принципиально нового сектора бизнеса - индустрии частных социальных услуг населению. Об опасностях некоторых положений и трактовок Европейской социальной хартии еще в 2009 году руководство "Единой России" в лице Вячеслава Володина и Андрея Исаева предупреждал Патриарх Кирилл.
Индустрия социальных услуг семьям, детям, пенсионерам, инвалидам в мире уже давно находится в руках транснациональных корпораций, принося огромные прибыли, льющиеся из госбюджетов и карманов граждан. Теперь эта индустрия идет и в Россию семимильными шагами.
В западных странах процесс приватизации сферы социальных услуг также произошел сравнительно недавно. Государственные сиротские приюты, дома престарелых, детдома, службы психологической помощи и пр были за короткое время приватизированы бизнесом и чиновниками, ранее руководившими этими учреждениями.
Теперь владельцы приватизированных социальных учреждений оптом через систему госзакупок продают государству места в своих детдомах, домах престарелых, продают услуги психологов, кураторов, социального патроната и пр.
Говоря только о секторе услуг по защите детей, напомним, что в цикл услуг, которые покупает государство у частных организаций, входят следующие услуги:
- услуги контроля за семьей, выявления неблагополучия,
- услуги социального патроната семьи,
- услуги психологической помощи,
- услуги социально-реабилитационных служб,
- услуги службы медиации,
- услуги отобрания ребенка по причине возможного риска насилия,
- услуга размещения ребенка в частном детдоме,
- услуга подбора замещающей семьи,
- устройство в нее ребенка.
Несоответствие стандартам благополучия жизни ребенка, инвалида или старика, отсутствие компетентного ухода, любой из видов жестокого обращения, безнадзорность, пренебрежение нуждами - все это, под предлогом "защиты прав и законных интересов", стало прибыльной "кормушкой" для целой цепочки поставщиков социальных услуг - от наемных работников органов опеки до владельцев сетей по оказанию социальных услуг. Все - только под благовидным предлогом защиты прав и законных интересов.
С принятием закона №442 "Об основах социального обслуживания" 1 января 2015 года в России также стала возможной приватизация сферы государственных социальных услуг. В последние два года бросается в глаза невероятное форсирование участия социально ориентированных НКО в сфере услуг, заблаговременное создание для них системы налоговых льгот и пр.преимуществ за счет российского бюджета.
По материалам норвежской газеты Aftenposten, например, по статье "Защита детей превратилась в огромный бизнес", можно воссоздать схему, как за последние 12 лет разворачивался аналогичный процесс в этой стране.
Сначала мелкие НКО по оказанию услуг детям и семьям выросли в крупные фирмы по продаже государству услуг по защите детей, а затем были скуплены транснациональными корпорациями. В настоящий момент вся сфера соцуслуг детям и семьям Норвегии находится в руках 7 главных бизнес-игроков, все они - иностранные инвесторы:
К примеру, одна из этих семи - компания Aleris Ungplan & Boi - принадлежит шведской финансово-промышленной группе Валленбергов и имеет в Норвегии оборот чуть менее миллиарда ежегодно. При том, что группа Валленбергов производит автомобили SAAB, холодильники Electrolux, они не гнушаются оказанием услуг, и примерно две трети оборота компанииAleris Ungplan & Boi - это частные социальные услуги по защите детей, оплачиваемые государством.
Вторая - Argan Capital - одно из британских инвестиционных подразделений Bank of America со штаб-квартирой в Лондоне. «Argan Capital стремится увеличить до максимума прибыль путем тщательного отбора своих предприятий». Выходит, продажа услуг по защите детей – это и есть та самая тщательно отобранная коммерческая среда для получения сверхприбыли?
И действительно, объемы капиталов "защитников детей" таковы, что частные компании "по защите детей" за 4 года заплатили налогов 550 млн крон, что соответствует 4.5 млрд рублей. Это больше 1.1 млрд рублей в год.
Для сравнения: это равноценно 1.1 млрд рублей в год налогов, которые платят в бюджет Москвы все владельцы всей столичной недвижимости, сдаваемой в аренду, включая здания бизнес-центров.
Норвегия - это лишь печально известный пример развития схемы приватизации рынка социальных услуг, который стабильно, год за годом, демонстрирует стабильный финансовый рост.
Наивно было бы предполагать, что для России международные корпорации уготовили иной сценарий, учитывая, что куш слишком велик - детей в России в 350 раз больше, чем в Норвегии - 28 000 000 против их 800 000.
Да и население России больше в 290 раз, поэтому как дополнительный бонус - навязанные платные социальные услуги для семей, стариков и инвалидов - всего 146 млн граждан.
При отработке инновационных социальных моделей в разных городах России, к примеру, в Москве, уже сейчас социальных работников, к которым теперь относятся и органы опеки, ориентируют на сдельную форму оплаты труда в зависимости от норм выработки:
"При увеличении производственной нагрузки социального работника рассмотрена возможность оплаты труда в условиях реализации сдельно-прогрессивной системы оплаты труда, при которой оплата труда повышается за выработку сверх нормы"
Основной плюс сдельной оплаты труда - большая заинтересованность персонала в работе, поскольку при сдельной системе сотрудник напрямую заинтересован в том, чтобы увеличить производительность своего труда, и следовательно, заработок", -
(из Отчета "Опытно-экспериментальная работа на базе учреждений социального обслуживания населения города Москвы", 1 полугодие 2015 года)
Трудно себе представить последствия "повышения производительности труда" работников органов опеки...
При прослушивании ряда выступлений с Круглых столов, проходивших в рамках Съезда социальных работников России, многое шокирует. Например, чиновники от соцсферы с придыханием рапортуют о том, что во всех российских стратегиях и концепциях в сфере социальной политики они руководствуются международными нормами и документами (Азизова Р., замдепартамента правовой и международной деятельности Минсоцтруда РФ).
Они не стесняются цинично заявлять о том, что "для того, чтобы у нашего населения были деньги платить за социальные услуги, мы позаботились и о том, чтобы у них повысились минимальные зарплаты" (Иванова Ленара Хакимовна, министр социальной защиты Башкортостана, мероприятие Съезда - Круглый стол в ОПРФ «Общественная дипломатия и роль социальных работников и социальных педагогов в продвижении Европейской социальной хартии» (видео с 11 по 28 мин)).
Из выступлений участников этого же Круглого стола стало известно, что в России разрабатывается Национальная стратегия по обеспечению гендерного равенства.
Возможно, у развития рынка социальных услуг будут и другие, положительные стороны.
Но, если ничего не помешает приходу транснациональных компаний на российский рынок социальных услуг в ближайшие годы, то наверняка потом кто-нибудь из участников нынешнего V Съезда социальных работников РФ, подобно бывшему норвежскому министру по делам детей Инге Марте Торкилдсен, заявит, что он или она "в шоке оттого, что произошла монополизация рынка детей иностранными компаниями". И что "произошла монополизация как раз в то время, когда ее партия была у власти и управляла бизнесом по защите детей."
Да минует нас чаша сия...
Анна Кисличенко