Россиянам хотят закрыть удалённый доступ к ряду госуслуг при отсутствии биометрических данных. Центробанк обязует банки активно собирать биометрические данные клиентов. В магазинах "Перекрёсток" на кассах самообслуживания теперь можно оплачивать покупки с помощью сканирования лица. А скоро и в "Пятёрочке". Шанс заплатить лицом за проезд планируют до конца года предоставить всем пассажирам московского метро. Такие интересные новости настигли нас в марте.
Объявленный в прошлом году всероссийский сбор биометрических данных россиян не работает. Поэтому правительство намерено применять «административные меры». Например, отказывать в предоставлении ряда госуслуг при отсутствии таких данных. По данным СМИ, на совещании в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций было озвучено прямо: «Без сдачи биометрии ряд госуслуг будет недоступен удалённо». Собирать биометрию предлагается не только через банки, но также через МФЦ и специальное приложение, которое разрабатывает оператор реестра Единой биометрической системы (ЕБС) "Ростелеком". Таким образом, данные людей хранятся не в банке на сервере, а передаются в облако "Ростелекома". При этом пока отсутствует регулирование этого вопроса на федеральном уровне.
По закону на сегодняшний день данные ЕБС могут собирать только банки. Руководство ЦБ ещё в начале 2020 года объявило, что уже к концу года система заработает в полную силу. Но, кажется, что-то пошло не так. На тот момент в ней были данные 120 тыс. граждан, сейчас их 164 тыс. Путём несложных вычислений видим, что за год свои данные предоставили 44 тыс. человек. ЕБС оказалась слишком громоздкой и дорогой.
Теперь от банков требуют, чтобы до конца марта 80% отделений, работающих с физическими лицами, собирали данные биометрии. Таким образом, за счёт бренда, доверия и инфраструктуры банков, Минцифры планирует оцифровать максимальное число россиян. Согласно новому плану, в результате этих мер за два года Минцифры рассчитывает увеличить число биометрических данных граждан в ЕБС до 70 млн, что равно числу подтверждённых профилей на портале Госуслуг. Надо ли это банкам и клиентам – вопрос для регулятора второстепенный.
«С самого начала было совершенно непонятно, зачем эта биометрическая информация Банку России, Минцифры или кредитным организациям. У всех граждан РФ есть паспорт, и этого вполне достаточно. Более того, есть биометрические загранпаспорта. А учитывая деятельность Банка России, если этот мегарегулятор будет где-то централизованно хранить наши с вами данные, то это сильно повышает вероятность их утечки и мошенничества. Это большая потенциальная проблема. Так что в данном случае, мне кажется, люди всё также просто хотят освоить деньги на какое-нибудь красивое начинание», — считает Михаил Делягин.
Ольга Четверикова: «Как уже неоднократно говорилось: когда был взят курс на создание «цифровой экономики», речь шла не столько о том, чтобы перевести нашу промышленность и наше хозяйство на новейшие технологии, сколько о создании эффективной системы контроля за населением, единой системы сбора данных, которую уже называют системой электронного концентрационного лагеря. Это, естественно, вписывается в общую мировую программу. Но у нас в каких-то сферах, каких-то областях пошли ещё дальше, чем на Западе. Где-то пошли дальше в Китае, где-то — у нас.
Главная сторона оцифровки заключается в том, что живого человека действительно переводят в цифровую аватару для того, чтобы контролировать каждый его шаг, каждое его действие. А изначально главным дирижёром всей «цифровой экономики» выступал и выступает Сбербанк, которому с 2017 года начали передавать функции многофункционального центра, МФЦ.
Концепция и «дорожная карта» по созданию единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы была утверждена ещё в июле 2017-го Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, а подрядчиком выступал Ростелеком.
Для чего же на самом деле собирают эти данные посредством ЕБС? Во многом это происходит в интересах крупных IT-компаний, которые сегодня заняты как раз созданием продукции, связанной с распознаванием лиц. И надо сказать, что объём этого рынка в России сегодня составляет несколько миллионов долларов, в то время как объём мирового рынка сейчас составляет порядка 6,8 млрд долларов, а в 2022-м, обратите внимание на разницу, должен составить 32,73 млрд долларов. Это объём общемирового рынка распознавания лиц. Поскольку российские IT-компании на российском рынке занимают относительно небольшую нишу, они поставили задачу довести прибыль до максимума. То есть им переход на биометрию сулит большой рывок на рынке. Речь идёт о том, чтобы действительно создать рынок для крупного IT-бизнеса. Лидером здесь является российская компания VisionLabs, которая совместно со Сбербанком реализует самую крупную биометрическую платформу в России.
Энтузиасты ЕБС говорят о том, что эта система упростит доступ к банковским услугам. Но надо сказать, что, хотя все процессы цифровизации осуществляются под лозунгом «обеспечение безопасности», на самом деле, как признают серьёзные эксперты, создание общей цифровой базы крайне повышает риски хакерских взломов, потенциальных утечек данных. Поскольку в отличие от стандартных средств — логина и пароля — внешность человека легко можно украсть. Можно взять фотографию из соцсетей и не только, голос можно присвоить, позвонив человеку по телефону и сделав запись разговора. В общем, эта система крайне ненадёжна. Риски подмены и кражи будут резко усилены. Кроме того, биометрические признаки не статичны, это тоже все знают. Голос имеет свойство меняться, так же как внешность. Поэтому обещания вилами по воде писаны. Никакие аргументы в пользу того, что эта система безопасна, не срабатывают».
Анна Скок