Хорошие новости: издевательство чиновников над бедными и слабыми в России становится менее циничным. Плохие новости: происходит это очень медленно.
Льготы есть, а данных нет
1 декабря 2020 года вступил в силу очень значимый для десятков миллионов жителей России пункт из Федерального закона от 27.12.2019 N 461-ФЗ. Статус действующего закона приобрела включённая тогда в ФЗ "О государственной социальной помощи" статья 5.2:
Гражданин вправе получать персонифицированную информацию, сформированную в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также информацию об условиях их назначения и предоставления.
Переведу это творение бюрократического разума на нормальный русский язык: на "Госуслугах" должны появиться уведомления о положенных гражданину льготах и пособиях.
Не появились. Система не работает. 1 декабря ни у меня, ни у моего среднего сына на сайте госуслуг нет никакой "анкеты, которую надо заполнить для подтверждения согласия на получение информации", что само по себе издевательство - почему просто не создать раздел "Вам полагается"? Нет, разумеется, и иной информации о причитающихся льготах, хотя льготы эти существуют (оплата ЖКХ, автомобильный налог и т.д.). В ответственном за реализацию закона Министерстве труда и социальной защиты сообщают, что "эта функция полноценно заработает до конца года".
Здесь впору задать вопрос о персональной ответственности чиновников: кого уволили, лишили премии за срыв сроков? Какие меры приняли для того, чтобы подобные опоздания не повторялись? Вопрос, к сожалению, пока что риторический. С коррупцией у нас уже борются, с непрофессионализмом – увы.
Как можно понять из текста закона, должна также заработать система рассылки уведомлений о доступных льготах (судя по всему, тип уведомлений – email или sms – можно будет настроить на "Госуслугах".
Экономия на слабых
При этом само по себе нововведение не то что нужное – абсолютно необходимое. Люди в России вообще мало знают о своих правах, тем более когда эти права – материального характера. Поскольку подавляющее большинство льгот финансируется из региональных, а порой и местных бюджетов, администраторы этих бюджетов кровно заинтересованы в том, чтобы льготников у них было поменьше. Из года в год я вижу, как всё менее охотно, всё ниже опуская глаза, сотрудники социальных служб и МФЦ отвечают на вопросы о полагающейся моей семье помощи. Но ладно я, журналист, где-то могу сам найти информацию, а где-то и отказаться от незначительных льгот. Как быть людям, у которых нет такой возможности?
Если хотя бы одному миллиону русских граждан не предоставили льгот хотя бы на 100 рублей в месяц – это уже 1,2 миллиарда годовой экономии для местных и региональных бюджетов. А у нас пенсионеров только по возрасту 35 миллионов, добавим к этому другие категории льготников и получим более 50 миллионов граждан, которым вполне может что-то полагаться, но узнавать об этом они должны с боем. Общую "экономию" собранных всем миром налоговых денег на незнании людьми своих прав я оцениваю примерно в 20 миллиардов рублей ежегодно. А сейчас и того больше – одна только информация о праве на бесплатные лекарства стала поистине золотой! Удивительно ли, что государственные жернова мелют эту проблему крайне медленно и неохотно?
А поговорить?
Не за горами новые достижения в этом направлении. Так, с 1 июля 2021 года, вы не поверите, заработает специальный номер телефона, по которому можно будет получить те же самые сведения. А с 1 января 2022 года чиновников наконец обяжут… нет, это слишком невероятно… "информировать граждан о мерах социальной защиты… при личном посещении органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки)". То есть ещё 13 месяцев клерки департаментов сохраняют полное право утаивать от граждан их же права.
Собственно, только когда всё это заработает, можно будет говорить о том, что система сформирована. И напрасно начали с "Госуслуг" – несмотря на все усилия государства, основными получателями льгот, кроме чиновников, до сих пор являются люди, испытывающие трудности при пользовании интернетом.
Мы же знаем, что всё это можно было сделать куда быстрее. Ребята, когда вам потребовалось посадить всех по домам для самоизоляции, вы моментально организовали горячие линии, и эти линии худо-бедно работали. Вы рассылали уведомления миллионами, и это тоже работало. Вы отслеживали наши перемещения и штрафовали за них – замечательно работало! А просто донести до народа информацию о вами же утверждённых правах этого народа – требуются десятилетия.
Пусть вас не сбивает с толку неизбежная в тексте о нашей бюрократии ирония – дело-то делается доброе и нужное. В общей сложности у нас существует 380 видов социальной поддержки – это, кажется, даже слишком много, и система запутана так, что даже сотруднику соцзащиты бывает нелегко в ней разобраться, что уж говорить о 80-летней бабушке! В результате и без того обездоленные люди недополучают поддержку, на которую мы через налоговую систему скидываемся всем миром.
Ну ничего, вот ещё немного, вот "полноценно заработают функции" – и заживём!
Михаил Мельников