Самая страшная космическая катастрофа, угрожающая человечеству — это не астероиды, не бури на Солнце, не вспышка сверхновой, не заражение внеземными микроорганизмами, не Нибиру и не вторжение инопланетян. Самая величайшая опасность, связанная с космосом, — это коллапс пузыря под названием «частная космонавтика».
Термин «частная космонавтика», или «коммерческий космос», сейчас популярен, как никогда. Различные издания, посвященные бизнесу, постоянно публикуют статьи на эту тему, а многие недалекие либертарианцы свято веруют в то, что первый космический корабль, который опустится на марсианский грунт, будет частным — совсем как в романах Хайнлайна.
Они совсем забывают, что Хайнлайн творил в те времена, когда сомневаться в обитаемости Марса считалось недопустимым. На самом деле, мало кто понимает, что перед нами очередной финансово-технологический пузырь, наподобие доткомов.
Современное общество вообще полностью лишено памяти — в лучших традициях Оруэлла. Например, я прекрасно помню проект Mars One и весь хайп вокруг него. Тогда экзальтированные сектанты тоже уверяли всех, что пока NASA ковыряется, пытаясь реализовать свои проекты и выбить у Конгресса побольше средств, Марс будет колонизирован вышеупомянутой конторкой (которая, кстати, была вовсе не компанией, а некоммерческой организацией, НКО).
Тогда я и другие немногочисленные скептики пытались указать на очевидные вещи: каким образом какая-то частная шарашка на общественных начинаниях сможет осуществить такое высокотехнологическое и ресурсоемкое предприятие, как полет на Марс, не имея для этого ни технологий, ни чего-либо вообще? «Ты мракобес и христианский фундаменталист», — отвечали на это сектанты Mars One.
Наконец появился ОН. Доктор астрофизики Джозеф Роше, бывший сотрудник NASA, который разоблачил Mars One, рассказав всему миру, что это не более чем обычная финансовая пирамида, наподобие МММ. При этом Роше на самом деле не открыл ничего нового — все те доводы, которые он привел, я приводил в свое время сам — вот только меня никто не слушал, обзывая тупым вруном (почему врун я, а не сектанты Mars One, я так и не понял).
Но кончился Mars One только тогда, когда один из патентованных умников сказал «это плохо» и «фарс». Тут остается только пожать плечами, ну и еще выдвинуть конспиративистскую гипотезу, что копченые выращивают поколение зомби, которые будут свято верить всему, что сказала ученая мразь в костюме — но этого мы делать все же не будем.
Теперь у нас есть Mars One 2.0 — проект колонизации Марса от Илона Маска, ITS, Red Dragon и прочая. И точно так же есть толпа упоротых фанатов, которые преданно смотрят Маску в рот и верят всему им сказанному.
Я называю таких людей масковерами, дабы как-то кодифицировать данную секту, как это сделали с яблочниками в свое время. Я неоднократно пытался обратить внимание масковеров на тот факт, что марсианские прожекты их гуру — это Mars One на стероидах и всерьез рассматривать возможность создания ITS, как минимум, глупо. «Ты мракобес и религиозный фундаменталист», — отвечали они.
Конечно, мне можно возразить, что если Mars One была мутной левой конторкой, то SpaceX является серьезной компанией, реально запускающей космические ракеты.
Вот только SpaceX на самом деле всего лишь частный подрядчик NASA, запускающий свои ракеты и корабли также на деньги налогоплательщиков, просто теперь NASA спихнуло запуски на аутсорс и может не париться с технической стороной дела. Точно так же NASA спихнуло доставку астронавтов на МКС на «Роскосмос», и что-то мне подсказывает, что данная отечественная контора будет этим заниматься до самого закрытия МКС в 2024 году.
Более того, SpaceX не единственный и не первый подобный подрядчик NASA — также запуски для американского космического ведомства осуществляют корпорации ULA (дочернее предприятие «Боинг» и «Локхид-Мартин») и Orbital ATK (погуглите по запросам «ракета Антарес» и «корабль Сигнус»). Более того, NASA, как и прочие государственные ведомства в США, пользовалась услугами частных подрядчиков всю свою историю.
Например, знаменитые шаттлы также были созданы частной компанией. Это вам не СССР, где государство само по сути было мегакорпорацией-монополистом.
На самом деле, чтобы понять всю несостоятельность самой концепции частной космонавтики, нужно понять следующее.
Существует такое понятие, как первая и вторая космические скорости. Первая космическая скорость нужна для того, чтобы выйти на орбиту вокруг небесного тела, вторая — чтобы вообще покинуть его гравитационный колодец.
Первая и вторая космические скорости у каждого тела свои, у Земли это 8 и 11 километров в секунду. Есть еще третья и четвертая космические скорости, но они нам сейчас не нужны. Итак, 8 км в секунду нам нужно развить, чтобы выйти на околоземную орбиту и не упасть обратно на Землю. А 11 км/с нам нужны, чтобы покинуть околоземное пространство и направиться куда-то еще — к той же Луне или Марсу, скажем.
Чтобы ты, читатель, проникся, скажу, что, например, скорость вылета пули из ствола обычно исчисляется сотнями метров в секунду. То есть, чтобы достичь космических скоростей, нам нужно затратить уйму энергии, а именно — сжечь очень много топлива.
Более того, топлива нужно столько, что баки из-под него превращаются в мертвый груз. Именно поэтому ракеты-носители, доставляющие спутники в космос, состоят из ступеней, которые после отработки отбрасываются.
Итак, топлива нужно очень много. В результате у нас получается ракета высотой в несколько десятков метров, которая выводит на орбиту небольшую, по сравнению, капсулу — спутник или космический корабль.
Также такая ракета может разогнать до второй космической скорости небольшую автоматическую станцию, размерами с легковой автомобиль, но только либо для полета в один конец, либо для облета и возвращения обратно без посадки на другое небесное тело (как это было с советской программой пилотируемого облета Луны).
Если же мы хотим отправить пилотируемый космический корабль, который должен будет сесть на другом небесном теле, а потом взлететь с него и вернуться обратно, то нам нужно еще и отправить вместе с ним груз топлива для нового разгона, для обратного пути. Тут нам уже нужна будет сверхтяжелая ракета. Это башня высотой около ста метров, под завязку заполненная горючим.
Естественно, сверхтяжелая ракета — крайне сложная и ресурсоемкая вещь. За всю историю мировой космонавтики было создано всего две реально работающие сверхтяжелые ракеты — американская «Сатурн-5», которая использовалась для лунных миссий, а потом для вывода на орбиту станции Skylab, и советская «Энергия».
При этом, что самое интересное, оба проекта были закрыты, причем проект «Энергия» почти сразу, после всего двух полетов ракеты — один раз с макетом лазерной орбитальной пушки на борту и второй раз с выводом на орбиту советского челнока «Буран». Лучше всего о причинах закрытия данного проекта высказался конструктор ракетно-космической техники Д.И. Козлов: «В настоящее время в космическом пространстве просто нет объектов, для обслуживания которых понадобились бы полёты (кстати, очень дорогие) этой огромной ракеты грузоподъёмностью свыше 100 тонн».
Таким образом, мы приходим к выводу, что полеты в дальний космос есть весьма ресурсоемкое (то есть дорогое) удовольствие. И чтобы оно стало окупаемым (а окупаемость есть основа любого коммерческого предприятия), нужно, чтобы в космосе обнаружили некий совершенно сказочный ресурс, вроде какого-нибудь унобтаниума, ложка которого сможет обеспечить энергией несколько городов в течение нескольких лет.
Или, скажем, если на Луне или Марсе вдруг обнаружат инопланетный звездолет. До тех времен полеты в дальний космос будут сжиганием миллиардов долларов в вакууме. А это прерогатива государств: частному бизнесу подобное не просто неинтересно — это для него смерти подобно. Он, частный бизнес, от этого банкротится.
Да, для тех, кто хочет мне что-то рассказать про гелий-3 и его добычу на Луне, заранее говорю, что для получения одной тонны гелия-3 необходимо переработать сто миллионов тонн лунного грунта. Это уже не говоря о том, что управляемый термоядерный синтез, для которого гелий-3 и нужен, пока что остается всего лишь мечтой.
Все это ставит крест на любых идеях космических колоний. Колонии в Новом Свете возникли именно потому, что новые континенты оказались настоящей сокровищницей, из которой в Европу везли уйму всяких ништяков — от золота и серебра, до новых экзотических сельскохозяйственных культур.
С космосом же дело обстоит с точностью до наоборот — поток ресурсов идет с Земли в космос, причем безвозвратно. Поэтому ни о каком освоении космоса и речи быть не может.
Таким образом то, что называется «частной космонавтикой», есть не что иное, как финансовый пузырь. Это целая куча компаний, которые существуют исключительно за счет дотаций, кредитов и прочих искусственных вливаний, которые никогда не вернутся к инвесторам, так что к здоровому рынку частная космонавтика не имеет никакого отношения.
Надо сказать, такое положение дел имеет место быть не только в космической отрасли: так называемая «альтернативная энергетика» (в частности, электромобили) такой же пузырь. Более того, подобное сейчас происходит даже, стыдно сказать, в IT-среде.
Рано или поздно, но пузырь под названием «частная космонавтика» неизбежно лопнет так же, как лопнул некогда пузырь доткомов. Когда именно это произойдет, судить трудно.
Могу лишь предположить, что это произойдет после 2024 года, когда NASA закроет проект МКС и затопит саму станцию в Тихом океане, после чего SpaceX — главный флагман коммерческого космоса — лишится своего основного источника доходов и все наконец поймут, что король голый.
Конечно, возможен вариант, что правительство США кинется спасать SpaceX от банкротства — поддерживает же оно на плаву другую компанию Маска, Tesla. В таком случае развитие событий предсказать трудно. Впрочем, возможно, что крах космического пузыря произойдет и раньше.
И у меня есть подозрение, что крах данного пузыря является самой серьезной космической угрозой для человечества. Особенно, если синхронно с коммерческим космосом схлопнется еще и альтернативная энергетика. В таком случае боюсь, что эффект от данного коллапса будет сравним с экономическим кризисом 2008 года.
Очень плохо, что о данной угрозе молчат все экономисты, хотя их молчание и понятно, поскольку и частная космонавтика и экологичные технологии являются частью научных неорелигий, а с этим дерьмом в современном «светском» мире связываться чревато.
Что же касается России, то глупо думать, что данный кризис обойдет ее стороной — даже если не учитывать, что тема коммерческого космоса не прошла мимо этой страны — современный мир глобален.
Однако для России тут могут найтись и положительные аспекты. Если «Роскосмос» выйдет из МКС в прямом смысле, отстыковав российский сегмент станции, то вполне может оказаться единственным на планете космическим агентством, владеющим реальной орбитальной станцией и реально летающими космическими кораблями, а не компьютерными рендерами. Хотя, с другой стороны, от подобных вещей практической пользы маловато.
Но, разумеется, я всего лишь мракобес и христианский фундаменталист...