Демографические проблемы страны решаемы только при активном вмешательстве государства.
Министр труда и соцзащиты Максим Топилин на заседании правительства 6 апреля отчитался о результатах проведения демографической политики и предложил, "несмотря на положительные результаты", обсудить предложения по обновлению пакета мер, направленных на улучшение демографической ситуации.
Министр труда и соцзащиты Максим Топилин
Большая страна может иметь небольшое население. Но только если она находится на краю ойкумены. Для расположенной в центре Евразии России, окруженной перенаселенными Востоком, Югом и Западом, это не вариант.
БИТВА ЗА РОЖДАЕМОСТЬ
Проблема демографической политики России не первый год остается одной из самых актуальных для общества, даже несмотря на то, что, к сожалению, не занимает первых строчек в рейтингах зрительского внимания. Тем не менее, при обсуждении чуть ли не каждого вопроса социально-экономического развития страны всплывают и демографические факторы - старение населения, миграция, депопуляция территорий и так далее. Это логично, ведь масштабные задачи, которые ставит перед собой Россия, не могут быть решаемы без оглядки на текущее и будущее состояние трудовых ресурсов.
Увы, сегодня нам все еще приходится разгребать последствия тяжелого предшествующего периода. Рождаемость в России ко второй половине 1990-х годов упала вдвое относительно показателей середины 1980-х, а смертность, наоборот, выросла более чем в полтора раза. В результате, к началу президентской каденции Владимира Путина естественная (хотя, конечно, ее стоит называть, скорее, противоестественной) убыль населения достигла почти 1 миллиона человек в год. Постепенно дело исправлялось, но только в последние 3 года этот показатель стал положительным, причем рождаемость до сих пор значительно ниже, а смертность - выше, чем в середине 1980-х годов. То есть демографическая ситуация, пусть и значительно улучшившаяся за последние годы, по-прежнему остается далекой от идеала. Учитывая же провал в рождаемости (когда ежегодно страна недосчитывалась почти 1 миллиона младенцев), который сейчас начинает играть все большую роль в количестве рождений, становится понятным, что руководству страны необходимо в срочном порядке принимать меры не просто по стимулированию рождаемости, но по поддержке именно многодетных семей. Ведь для сохранения положительной динамики нужно, чтобы большее число детей рождалось у меньшего количества женщин, то есть чтобы рос коэффициент суммарной рождаемости (число рождений у женщины в течение ее жизни). А значит, одна из целей общества состоит в том, чтобы доля семей, которые имеют трех и более детей, выросла кратно.
ОТ МАТЕРИНСКОГО КАПИТАЛА К МАТЕРИНСКОЙ ЗАРПЛАТЕ
Все слышали про материнский капитал. За почти 10 лет существования этой формы государственной поддержки рождаемости ею воспользовалось более 6 миллионов семей. Безусловно, вклад этой программы в увеличение рождаемости в стране довольно серьезен, что и позволило продлить ее (как минимум, до 2018 года), несмотря на предложение Минэкономразвития об отмене этой субсидии. Обсуждать профпригодность работников указанного министерства, считающего, что материнский капитал - пустая трата денег, которые можно было бы потратить на что-то другое (кстати, а на что тратит деньги Минэкономразвития? Судя по состоянию экономики России и по статистике рождаемости, это большой вопрос, что эффективнее - материнский капитал или деятельность министерства как бы экономического развития), мы не будем. Заметим только, что идея не нашла поддержки у президента и на детях экономить не стали (или почти не стали, ведь от индексации все же отказались). Стало быть, этот вид поддержки родителей продолжит оказывать положительное влияние на рождаемость. Тем более что в регионах уже несколько лет действуют аналогичные программы местного уровня.
Однако очевидно, что для увеличения числа действительно многодетных семей (то есть с тремя и более детьми) одного материнского капитала недостаточно. Прежде всего потому, что с появлением каждого следующего ребенка родителям (в первую очередь матерям) становится все сложнее совмещать дом и работу. Если же у женщины несколько детей рождаются с промежутками в 3-4 года, то можно считать, что такая мать фактически выпадает из рынка труда. Для рынка труда это, конечно, не принципиальный момент, но для отдельной семьи - едва ли не самый важный.
К сожалению, далеко не каждый отец семейства при сложившихся в России практиках оплаты труда может в буквальном смысле прокормить такое количество людей (поэтому, к слову, многие пары, которые искренне желали бы иметь большее число детей, просто не могут себе этого позволить). Поэтому совершенно естественным будет предположение о том, что, занимаясь содействием многодетным семьям, общество должно рассматривать многодетную мать (а при действительно большом количестве детей - и отца) как человека, находящегося на фактически государственной службе. То есть должно существовать не просто какое-то пособие на ребенка, а своеобразный аналог зарплаты, которую бы страна выплачивала родителям за выполнение общественно важной работы - за поддержание и увеличение населения, воспитание граждан и, как бы грубо это ни звучало, формирование трудовых ресурсов. (Ведь, повторимся, для нашей страны вопрос перенаселения не стоит вовсе, тогда как освоение территории - не только экономическое, но и культурное - требует больших людских ресурсов). Строго говоря, в этой идее нет ничего необычного и неправильного. Человеческий капитал в современной экономике начинает играть все большую роль, и было бы глупо не инвестировать в него. Безусловно, подобные "материнские зарплаты" должны следовать рука об руку с механизмом государственного и общественного контроля за их использованием.
Впрочем, было бы большой ошибкой считать, что многодетные родители не могут быть вовлечены в экономику. Информационные технологии, сельское хозяйство, неокустарная промышленность (основанная, например, на использовании 3D-принтеров) - вариантов обеспечения занятости родителей и, возможно, подростков в многодетных семьях может быть найдено довольно много, а значит, такую семью можно считать и своеобразной основой для организации малого бизнеса. Нет сомнений, что при правильной постановке вопроса даже самые скептически настроенные против затрат "моих налогов на чужих детей" увидят, насколько полезными не только для общества, но и для экономики могут быть большие семьи.
НЕ ТОЛЬКО РОЖДАЕМОСТЬ
Рождаемостьимногодетность, безусловно, очень важны для стабилизации и роста численности населения. Однако ни на секунду нельзя забывать о том, что для достижения этой цели должны быть полностью использованы и другие возможности улучшения демографической ситуации.
Как мы уже отметили, у нас до сих пор очень высокая (по европейским меркам) смертность. Развитие и совершенствование медицинского обслуживания населения, модернизация поликлинического и больничного оборудования, массовое внедрение современных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний помогут оздоровить нацию и снизить смертность.
Жесткие административные меры, используемые одновременно с массовой пропагандой здорового (во всех смыслах) образа жизни, помогут снизить смертность от внешних причин, которая у нас также выше, чем могла бы быть. Отравления алкоголем, дорожно-транспортные происшествия, несоблюдение техники безопасности - безалаберное отношение россиян к своим и чужим жизням ежегодно приводит к десяткам тысяч смертей, которых не так уж сложно избежать.
К ряду негативных отличий от Европы нужно отнести и по сей день излишне терпимое отношение российского общества к абортам. Число этих узаконенных убийств, пусть значительно уменьшившееся за постсоветский период, все еще остается высоким. В результате, сегодня на почти 2 миллиона рождений у нас приходится более 900 тысяч прерванных беременностей. Такого соотношения нет ни в одной развитой стране мира. Пропаганда не просто осознанного подхода к планированию семьи, но необходимости соблюдения морали и трепетного отношения к семейным ценностям в православной России не только сохранит здоровье миллионам женщин, но, уверены, отправит в прошлое само словосочетание "нежелательная беременность".
В "КОПИЛКУ" НАЦИИ
Да, сегодня многое двигается в правильном направлении. Рост цен на табачную и алкогольную продукцию, ужесточение правил дорожного движения, модернизация здравоохранения и внедрение диспансеризации, - шагов, направленных на оздоровление нации, можно перечислить много. Однако их должно быть больше. И, возможно, стоит несколько сместить акцент с социальной стороны вопроса на экономическую. В первую очередь, наверное, требуется исправить ситуацию с перекосами в оплате труда или, если быть точными, с частым несоответствием средних доходов со сложившимся уровнем цен. Вряд ли мы откроем тайну, сказав, что довольно большая часть населения живет не очень богато. А небогатый человек скорее позволит себе сигарету или алкоголь, чем спортзал или поход в театр с семьей. Можно построить современную больницу, но если заболевший гражданин не сможет себе позволить взять больничный или даже банально доехать до нужного лечебного учреждения, то демографический эффект от государственных вложений в здравоохранение будет значительно ниже ожидаемого. Следовательно, одновременно с любой демографической программой должна решаться и другая программа - ликвидация бедности.
МИШЕНЬ - БЕДНОСТЬ
Хотя проблематика искоренения бедности часто воспринимается как "борьба за все хорошее против всего плохого", в ней имеется прямая связь со всеми сторонами существования социума, в том числе с демографической ситуацией. Так, например, нет сомнений в том, что упомянутая ситуация с абортами была бы менее печальной, если бы потенциальные родители были обеспеченнее. Миллионы детей не появились на свет в 1990-2000-е годы только потому, что родителям было их даже не прокормить. К сожалению, этот фактор играет свою негативную роль и сегодня. Устранив его, мы сможем обеспечить не только рост рождаемости, но и качественное воспитание и взросление новых поколений россиян, ведь и здравоохранение, и образование будут более доступны. И это мы даже не говорим о психологическом состоянии нации...
Богатому (а потому спокойному) обществу будет легче справиться с текущими и будущими проблемами, в том числе с демографическими, которые, к слову, едва вчерне решенные, уже в ближайшей перспективе могут "нанести ответный удар".
НЕ ТЕРПИТ ОТЛАГАТЕЛЬСТВА
Почему обсуждаемые задачи крайне важны для России, можно понять, если взглянуть на демографические прогнозы Росстата. В так называемом "среднем варианте" прогноза, который предполагает небольшой рост числа рождений (с нынешних около 1,8 до около 2 детей на женщину), численность населения России к 2050 году - даже с учетом миграционного прироста! - останется на сегодняшнем уровне. В "низком варианте", предусматривающем незначительное падение числа рождений (до примерно 1,5-1,6), даже с учетом миграционного прироста, россиян к середине века станет на 20 миллионов меньше, а ежегодная убыль будет составлять до 600-700 тысяч человек в год (минус, например, Ульяновск ежегодно!). И только в "высоком варианте", если число рождений вырастет до 2 детей на женщину, население страны немного увеличится - до 158 миллионов человек (но и тут - во многом благодаря миграционному приросту: 25 лет из 35 естественный рост будет отрицательным). Получается, что даже для того чтобы фактически остаться на месте, России нужно бежать вперед во всю мочь.
Конечно, все прогнозы - всего лишь варианты, и реальность далеко не всегда с ними совпадает. Ничто не мешает нам создать устойчивое и счастливое, богатое и стабильное общество, в котором семейные ценности и идея материнства были бы ближе к традиционным, чем к современным западным концепциям. Сложно, но не невозможно и победить избыточную смертность, и создать условия для возвращения на Родину ранее эмигрировавших граждан России. В конце концов традиционная Россия может быть привлекательна как место жительства и для тех немцев, итальянцев, французов, греков и других европейцев, которые не очень желают растить детей в том болоте, в которое, вполне вероятно, выродится пораженная вирусом псевдотолерантности Европа. Фактически любая область даже Центральной России может "вместить" в разы больше населения, чем сегодня. А сколько у нас таких областей... Что уж говорить про восточные регионы...
Иными словами, демографическая ситуация в современной России - серьезная проблема, но не приговор. И самые радужные, и наиболее мрачные перспективы - всего лишь варианты будущего. Какое именно мы получим - зависит только от нас самих. Именно эту простую до банальности мысль нужно донести до всех граждан России. Но донести не просто так, а вкупе с конкретными практическими мерами по созданию благоприятной для россиян социальной, экономической, политической, культурной и психологической среды обитания, находясь в которой у супругов не возникало бы ни малейших сомнений в том, рожать или нет: конечно, рожать!
"В состоянии ли мы создать такую среду? Безусловно! Мы обязаны ее создать - и мы делаем это", - вот что хотелось бы слышать от чиновников и политиков не только в предвыборный период, но ежедневно. И более того - видеть действительную работу в этом направлении.
Николай Нильский