Русские Вести

Российский регион учится жить в условиях «полублокады»


Литовская Республика, хоть и не решилась пока пойти на полную блокаду, продолжает вставлять транспорту из РФ палки в колеса при каждом удобном случае. Из-за этого регион живёт в состоянии постоянного нервного напряжения и готовится в случае необходимости полностью переложить доставку необходимых ему грузов на морской и воздушный транспорт.

Пока не ясно, придётся ли пойти на эту крайнюю меру. Однако соответствующую возможность приходится постоянно держать в уме. В конце июня Литва заявила, что резко ограничит доставку через свою территорию грузов, следующих в Калининград из «материковой» части РФ. Но вскоре последовало разъяснение Еврокомиссии, что, мол, введённые ЕС санкции не распространяются на товары, следующие из одного субъекта Российской Федерации в другой.

Однако литовская сторона всё никак не могла определиться с дальнейшей линией поведения. Проблема заключалась в том, что литовские банки резко отказались сотрудничать с РФ в чём бы то ни было – а, стало быть, и перестали принимать от россиян плату за транзит. Власти Литвы откровенно радостно потирали руки, отстраненно взирая на эти затруднения. А министр иностранных дел прибалтийской республики Габриэлюс Ландсбергис в конце августа прямо заявил, что Вильнюс никак не будет помогать Москве в этом вопросе.

Лицемерие правительства Литвы заключалось в утверждении, что они, дескать, не принуждали свои банки отказываться от сотрудничества с РФ. По словам Ландсбергиса, никаких санкций в отношении оплаты транзита российских грузов не вводилось – а банки будто бы чинят препятствия по собственной инициативе.

«Информация, с которой меня ознакомили, говорит о том, что вопрос расчетов должен быть решён», – подчеркнул министр иностранных дел Литвы. «Нет никаких санкций за платежи. Это означает, что здесь необходимо коммерческое решение, которое позволило бы оплачивать предоставляемые услуги. За урегулирование отвечает само госпредприятие ("Литовские железные дороги" – В.Л.), а возможно, и курирующее его государственное учреждение, которым является Министерство транспорта и коммуникаций», – несколько путано пояснил министр.

Ландсбергис указал, что существуют технические решения, которые позволили бы россиянам оплачивать оказываемые им Литвою транзитные услуги. «Рекомендую ли я сейчас их? Нет, не рекомендую. Не хочу, не вижу смысла, не считаю, что госучреждения или политики должны становиться помощниками России», – патетически воскликнул глава литовского МИД. «Есть литовские компании, которые сотрудничают с Россией? Это факт. Расчёты между литовскими и российскими компаниями осуществляются, я не знаю – через литовские банки? Но они осуществляются, компания оплачивает товары и услуги, не подпавшие под санкции, а значит, это возможно», – сказал Габриэлюс Ландсбергис.

1 сентября «Литовские железные дороги» известили, что получили от российских и белорусских предприятий предоплату в размере 2,5 млн евро, которая должна была обеспечить три-четыре недели транзита в Калининград. В связи с этим губернатор российского региона Антон Алиханов заверил, что решение проблемы, связанной с оплатой железнодорожного транзита, «найдено» – причём и для грузовых, и для пассажирских перевозок. 1 сентября Калининград посетил с рабочим визитом президент России Владимир Путин. К слову, калининградский политолог Александр Носович обратил внимание на то, что в ходе этого визита глава государства говорил о чём угодно, но ни словом ни упомянул Литву. «Литве с её "принципиальной политикой ценностей" нужно, чтобы мировые лидеры уровня Путина про неё говорили всегда. Иначе она получается не боевая, принципиальная и ценностно ориентированная демократия на берегу Балтийского моря, а просто старая кошёлка на лавочке, до которой никому нет дела, что она там бухтит», – иронически пишет политолог.

Начался сентябрь, а поезда в Калининград продолжали идти. 5 сентября губернатор Алиханов привел в своем тг-канале свежую на тот момент статистику по транспортному комплексу области. «За 04 сентября 2022 года всего в Калининградскую область въехало 263 фуры, выехало – 214 фур. Прилетело 54 самолёта, вылетело – 55. Проследовало 13 грузовых поездов (6 прибыло в Калининград, 7 отправились из Калининграда). Паром "Амбал" подходит к порту Балтийск, паром "Балтийск" в Усть-Луге на погрузке. Паром "Маршал Рокоссовский" только вышел из порта Балтийск, Ursa Мajor стоит на загрузке в Усть -Луге. "Холмогоры" идут в порт Бронка, проходят Клайпеду. Судно СТК-1004 заходит в порт Калининграда. Судно СТК-1019 вышло из порта Калининграда, судно СТК-1023 заходит в порт Санкт-Петербург», – проинформировал губернатор.

Носович констатирует, что транзит в Калининградскую область, который мог прерваться 1 сентября, не прервался. «Правительство Литвы заверяет, что транзиту ничего не угрожает: литовские банки продолжат принимать платежи от российских юрлиц; в отдельных случаях, когда будут возникать вопросы о соответствии денежных операций с российскими фирмами санкционной политике, могут быть выданы спецразрешения от государства. Вопрос, надолго ли эта деэскалация? Скорее, нет. Но сейчас Литве невыгодно, чтобы Путин назвал её страной – провокатором международного кризиса. Действует тенденция, заданная после июльских разъяснений Еврокомиссии по санкциям против России. После этого гнуть свою линию и блокировать дальше транзит для Литвы стало означать идти против линии Евросоюза, нарушать европейское единство и нарываться на силовой конфликт с Россией без поддержки союзников. Поэтому Вильнюс нехотя и не сразу, но начал возвращать все, как было», – заключает эксперт.

Но через некоторое время депутат Госдумы России Андрей Колесник сообщил в своём телеграм-канале, что ситуация с грузовым транзитом в Калининградской области вышла на новый уровень сложности. По его словам, начались трудности с получением грузов в рамках квот, установленных Литвой для железнодорожного транзита, поскольку эти квоты заканчиваются.

«Плюс избыточный таможенный контроль в портах по отношению к грузам, перевозимым в регион в рамках работы морских транзитных линий. Поступают жалобы от некоторых предпринимателей на действия таможни в Усть-Луге и Петербурге, когда у нас везутся товары из России в Россию. Согласен с мнением главы региона о неоправданности требования взвешивать на таможне российскую продукцию и о бредовости некоторых практик. Вопрос – какие изменения нужно внести в законодательство, чтобы снять эти административные барьеры в работе таможенных органов? Будем думать», – пообещал Колесник.

Представитель территориального центра фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО) Ирина Юматова дополнила:

«К большому сожалению, квоты, которые выставила нам Литва, заканчиваются. Так, на сегодняшний день цемента нам осталось перевезти 41 тысячу тонн. Это квота до конца года. Также квоты были переданы по ряду нефтяных грузов. Здесь история повеселее, но, тем не менее, всё заканчивается». По словам Юматовой, калининградские железнодорожники несколько раз направляли запросы литовским коллегам, так как разъяснения Евросоюза по этим квотам неоднозначны. «Звоним, разговариваем, но пока безрезультатно. В расчёты не вошли транзитные грузы, в расчёты не вошли грузы, которые ехали из самой Литвы, Белоруссии. Кроме того, непонятно что делать с новыми грузами, с новыми номенклатурами», – пояснила представитель ТЦФТО.

В свою очередь, «Литовские железные дороги» (ЛЖД) сообщили, что до конца года в Калининград ещё можно перевезти. «Согласно регламенту Евросоюза, в перечень включены нефтепродукты и цемент разных кодов, количество которых оценивается конкретно при поступлении заявок. В настоящее время достигнуты средние значения некоторых из них. В этом году ещё можно перевезти около 600 тысяч тонн этих товаров», – рассказала руководитель отдела по связям с общественностью LTG Лаура Габрилавичюте. По словам Колесника, Литва, вводя различные ограничения, уже нанесла Калининградской области ущерб в размере около 1 миллиарда долларов. И на этом Вильнюс не останавливается – в сентябре стало известно, что Калининград больше не сможет получать по железной дороге рефрижераторы – из-за запрета на их транзит. На заседании Калининградской торгово-промышленной палаты Юматова сообщила: «Перевозка рефрижераторов через сухопутные погранпереходы исключена вообще. Потому что недавно мы получили устный ответ из Литвы, что они наконец-то разобрались. Они считают, что агрегат, который охлаждает контейнер, сам подпадает под санкции».

Как свидетельствует Юматова, ранее Литва этот вид транзита не запрещала. Летом в регион пришёл целый рефрижераторный поезд с Дальнего Востока с 32 контейнерами рыбной продукции. Температурный режим, обеспечивающий сохранность груза на всём пути следования, поддерживался автономной холодильной установкой рефконтейнеров.

Именно холодильный агрегат и подпал под санкции. «Мы ввели их (Литву – В.Л.) в заблуждение – как сейчас это ими трактуется – и они пропустили. Но сейчас они разобрались, и уже такого не повторится», – заключила Юматова. Отметим, что на грузовой морской линии между Калининградской областью и портами Усть-Луга и Бронка работают суда, на которых есть места для перевозки контейнеров-рефрижераторов, оборудованные точками энергопитания.

В начале октября на станции Кенна на белорусско-литовской границе была установлена система рентгеновского контроля поездов.

Данная система позволяет литовским пограничникам сканировать поезда, идущие в обе стороны со скоростью до 60 км в час, в автоматическом режиме и рассчитана на работу в круглосуточном режиме. Однако, как показывает практика, зачастую литовцам не нужно сканировать поезд, чтобы запретить ему проезд по своей территории.

Так, в ноябре литовские пограничники, несшие дежурство на контрольно-пропускном пункте Кибартай, не пропустили в своё государство несколько пустых вагонов, на бортах которых была нанесена символика Воздушно-десантных войск Российской Федерации. Пограничники распорядились отцепить пять вагонов из состава и вернуть их в Калининградскую область.

В сентябре правительство России заявило, что направит на субсидирование морских грузоперевозок в Калининградскую область более 1,3 млрд рублей. Данная мера специально предусмотрена для поддержки бизнеса и жителей региона, столкнувшихся с ограничениями на транзит грузов. Для этого вводится механизм субсидирования морских перевозок между Калининградской областью и другими регионами. Соответствующие средства будут направлены Росморречфлоту, который распределит субсидии между морскими грузоперевозчиками.

Планируется, что по льготному тарифу суммарно в обе стороны до конца декабря будет перевезено около 900 тыс. тонн грузов. Речь идёт в том числе о нефти и нефтепродуктах, угле, цементе, торфе, строительном кирпиче, автомобилях, мебели.

«Важно максимально оперативно организовать работу по распределению соответствующих субсидий между российскими судоходными компаниями», – подчеркнул глава правительства России Михаил Мишустин.

В последнее время усилились разговоры о том, что Польша и Литовская Республика рассматривают вариант оккупации Калининграда. Литовский военный эксперт Валдас Сальджюнас подготовивший объёмный доклад для правительства, делает вывод, что НАТО больше нет нужды опасаться российских вооруженных сил, сосредоточенных в Калининграде.


«От угроз, исходивших из западного эксклава РФ, остались только тени. Любые заявления Кремля имеет смысл рассматривать лишь в качестве пропагандистских. Обескровленные на Украине вооруженные силы генерала Сергея Шойгу уже не в состоянии блокировать "Сувалкский коридор" ударом с севера навстречу атаке белорусов с юга. При попытке захвата литовско-польского приграничья обе вражеские армии будут уничтожены», – уверяет Сальджюнас.

Упомянутый им «Сувалкский коридор» представляет из себя сухопутный участок польско-литовской границы, зажатый между Белоруссией с юга и Калининградской областью России с севера. «Лесистый перешеек в брюссельской штаб-квартире называли "слабым звеном безопасности НАТО". По два-три раза в год блоком проводились международные учения, легенды которых всегда увязывались с операциями по деблокаде сухопутного коридора из Европы в страны Балтии. Однако с сентября 2022 года (с началом наступления ВСУ на Правобережной Украине) ахиллесову пяту Североатлантического альянса перестали упоминать в документах. Например, Войско Польское на своих полигонах провело десяток маневров, включая учения с боевыми стрельбами PUMA-2022 стран Вышеградской группы (Польши, Чехии, Словакии, Венгрии), задействовав около 2 тыс. ракетчиков, танкистов, артиллеристов и около 300 единиц техники, но в легендах не прозвучало ни слова об оборонительных операциях в районе Сувалок», – отмечает литовская журналистка Рената Рейнгольдене.

В свою очередь, литовский журналист Артурас Паулаускас откровенничает: «Западные соседи России после 2000 года никогда не скрывали желания покуситься на территорию эксклава. Но никогда прежде так открыто его не демонстрировали. Это ответ на вопрос, почему тема уязвимого участка литовско-польской границы ушла из повестки дня. Те, кто учился его защищать, решили нанести упреждающий удар по Калининграду».

Есть предположение, что именно об этом говорили командующий армией Литвы Вальдемарас Рупшис и начальник Генерального штаба вооруженных сил Польши Раймунд Анджейчак во время ноябрьских консультаций «по обеспечению единства и целостности территорий двух стран». Конечно, даже сейчас в прямой удар стран НАТО по российской территории поверить трудно. Однако 2022 год, надо признать, сильно расширил наши представления о границах возможного…

Виталий Лекомцев

Источник: www.stoletie.ru