В Кремле подвели итоги 2019 года и назвали свои главные достижения. Как ни странно, это не только устойчивость экономики и социальной системы России, но и рост реально располагаемых доходов населения, несмотря на пенсионную реформу.
Как заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, «последние три-четыре года» уровень благосостояния россиян «топтался на месте или сокращался по объективным причинам», но в 2019 году тенденцию удалось переломить.
«И это на уровне абсолютно гарантированной макроэкономической стабильности», — добавил он.
Хотя вообще-то, реальные доходы населения сокращались не три-четыре года, а все пять, начиная с 2014-го, и в общей сложности уменьшились более чем на 11%. Да и рост в 2019 более чем сомнителен. По предварительным оценкам Росстата, за три квартала ушедшего года доходы выросли на 0,2%. Причем в декабре ведомство увеличило прогноз до 0,8%, но окончательные итоги будут известны только в конце января, ведь теперь данные публикуют только раз в квартал.
В 2020 году, по словам Пескова, работа над ростом благосостояния россиян продолжится, так как это первоочередная задача правительства. Так, с 1 января страховые пенсии будут проиндексированы на 6,6%, что выше инфляции за 2019 год, которая составит около 3%. Правда, как и в предыдущие годы индексация коснется только неработающих пенсионеров, средний размер выплат которым составит 16,5 тыс. руб. Те, кто продолжит трудиться после достижения пенсионного возраста, увеличения суммы не получат.
Кроме того, в 2020 в связи с пенсионной реформой изменится возраст выхода на заслуженный отдых части россиян. В первом полугодии 2020 года на пенсию смогут выйти женщины, которые родились во втором полугодии 1964 года, и мужчины, родившиеся во втором полугодии 1959 года, то есть которым исполнится 55,5 и 60,5 лет соответственно. По старым правилам они вышли бы на пенсию на полгода раньше.
Естественно, это тоже негативно отразится на ситуации с доходами населения. Неудивительно, что согласно всероссийскому опросу лучше всего к пенсионной реформе относятся люди с высокими доходами и социальным статусом, то есть те, для которых потеря скромного дополнительного дохода в виде пенсии не так принципиальна.
Согласно опросу АКСИО-8, в котором приняли участие почти 86 тысяч человек, чем ниже социальный статус, тем более социально незащищенным чувствует себя респондент. В связи с этим, среди людей, которых отнесли к «низшему социальному слою», к пенсионной реформе отрицательно отнеслись 88% человек, нейтрально — 6%, и положительно — только 3%. Зато среди россиян из так называемого высшего социального слоя положительно к пенсионной реформе отнеслись 14%, нейтрально — 13% и негативно — 71%, что тоже совсем немало.
Конечно, если человек получает высокую зарплату, а потом будет получать высокую пенсию, он может подождать несколько лет. Собственно, этот аргумент и приводили противники пенсионной реформы, когда наши власти говорили о том, что в Европе возраст выхода на пенсию гораздо выше. Они напоминали, что в Европе гораздо выше и зарплаты с пенсиями, причем не только в Западной Европе, но даже в Польше или странах Прибалтики.
Видимо, о чем-то таком задумались и чиновники, потому что стали убеждать россиян, что если они будут работать еще дольше, они смогут получать пенсию в размере 50 тысяч рублей. Во всяком случае, об этом в конце декабря заявлял глава Пенсионного фонда России Антон Дроздов. По его словам, если человек добровольно отложит свой выход на пенсию на 10 лет, он может накопить 200 пенсионных баллов и получать до 52 тысяч в месяц. Если, конечно, доживет, ведь средняя продолжительность жизни в России составляет чуть более 73 лет, а среди мужчин — всего 67,5. То есть с учетом выхода на пенсию даже в 60 лет, не говоря уже 65, дожить до такой «огромной» пенсии шансов крайне мало.
Не говоря уже о том, что даже это ничего не гарантирует, ведь система начисления баллов крайне запутанная и непрозрачная, и даже с учетом отсрочки пенсии на 10 лет получить максимум можно разве что имея огромную зарплату вроде депутатской или работая на Крайнем Севере или вредном производстве.
В большинстве же своем россияне не получают не то, что максимальных, а даже средних пенсий, да и тех на жизнь не хватает. Как подсчитала уже в прошлом году Счетная палата, после расходов на ЖКХ, приобретения жизненно необходимых лекарств и продуктов личной гигиены у «счастливых обладателей» средней пенсии, коих в стране большинство, на питание остается 6 тысяч рублей или 200 рублей в день, и то при условии, что они не будут покупать обувь и одежду, не говоря уже о других статьях расходов.
Но, возвращаясь к людям с «высоким социальным статусом», неудивительно, что такие проблемы нашим депутатам не ведомы. Вот, к примеру, депутат Госдумы Светлана Журова в начале декабря заявила, что повышение пенсионного возраста стало стимулом для людей чтобы «стать здоровее». И вообще, ее знакомые, которым по 65 лет, не то, что на пенсию не хотят, но и умоляют повысить пенсионный возраст до 70.
Видимо, это другие обладатели «высокого социального статуса» — депутаты, чиновники и прочие представители круга общения Журовой, которые не хотят терять насиженных мест, высоких зарплат и льгот, а потом еще и будут повышать максимальные пенсии. А что делать подавляющему большинству остальных россиян «низкого социального статуса» депутатов не сильно волнует. Наверное, заниматься здоровьем, иначе не то, что до максимальной, а и до обычной пенсии не дожить.
Впрочем, непонятно как авторы опроса отнесли абсолютное большинство населения страны к «низшим слоям общества». То есть фактически обозвали быдлом тех, кто получает не очень высокую зарплату, а такие есть как среди ученых, так и среди рабочих. Ведь в нищей России не принято платить достойные зарплаты людям. Загляните в словарь — быдло — выполняющие тяжёлую работу и занимающие низкое социальное положение люди. И никогда у нас людей не делили на низшие и высшие слои, видимо, это случилось только после пенсионной реформы.
Проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов уверен, что самые бедные и незащищенные слои населения и стали главными жертвами пенсионной реформы, поэтому их отношение к ней вполне оправдано.
— Средняя пенсия в Российской Федерации составляет 14 с небольшим тысяч рублей. Минимальную пенсию установить сложно, так как в каждом субъекте РФ она разная и не может быть ниже прожиточного минимума, установленного в этом субъекте. Понятно, что, например, в Москве эта цифра будет намного выше, чем в Поволжье, и поэтому посчитать количество людей, получающих минимальную пенсию, очень сложно.
«СП»: — Почему же такой разброс мнений по пенсионной реформе?
— Да потому, что люди с высоким социальным статусом изначально не планировали выходить на пенсию в 60 лет. У них высокая степень самореализации, интерес к работе, который поддерживается тем, что они занимают высокие позиции или же связаны с творчеством. С трудом можно представить, что именитый ученый считает, что выйдет на пенсию и перестанет рожать научные идеи в 60 лет. То же самое можно сказать о музыкантах, художниках, поэтах или управленцах. Повышение пенсионного возраста эти люди восприняли, как возможность продлить период своего высокого статуса.
Когда же речь идет о лицах, которые занимаются рабочими профессиями, ситуация кардинальным образом меняется. Во-первых, у них гораздо ниже степень удовлетворенности работой. Многие воспринимают ее просто как источник получения дохода, тянут лямку до определенного периода, как бурлаки. Чем тяжелей работа, тем быстрей хочется выйти на пенсию. Это касается и военных с полицейскими, и рабочих. Здесь бывает сочетание тяжелых условий труда, отсутствия возможности развиваться профессионально с не очень высокой заработной платой. Поэтому особой мотивации оставаться на рынке труда нет.
К тому же, для лиц с рабочими профессиями, занятых в тяжелых условиях труда, часто наступает утрата трудоспособности по физическим кондициям. Люди приобретают профессиональные заболевания и хотят пораньше уйти на пенсию. И это касается не только чисто физического труда. Не знаю ни одного учителя, который не хотел бы раньше уйти на пенсию, потому что это работа тяжелая психологически. Не даром ВОЗ внес профессиональное выгорание в перечень профессиональных заболеваний.
Все эти факторы приводят к тому, что пенсионная реформа и продление срока работы воспринимается так тяжело. Люди считали, что отдых вот-вот наступит, а его нет.
Кроме того, лица предпенсионного возраста, особенно те, кто получает маленькую заработную плату, рассматривали выход на пенсию как возможность получения дополнительного дохода, пусть даже без индексации. Естественно, они к пенсионной реформе и продлению пенсионного возраста относятся негативно.
Нельзя забывать и о состоянии нашего рынка труда. Возрастную дискриминацию никто не отменял, более того, она наступает в более ранний период времени, чем в Европе, где-то с 45 лет. По обычным профессиям найти работу после этого возраста становится все труднее. Люди воспринимали выход на пенсию как способ избежать трудностей с поиском работы. Для людей с высокой квалификацией эта проблема не так актуальна. Отсюда и такое разделение в восприятии пенсионной реформы. Если вы владелец собственного бизнеса, вы выйдете на пенсию, когда сочтете нужным, а вот если рабочий — то когда это разрешено.
Кстати, если мы посмотрим на международный опыт, средние показатели выхода на пенсию по данные ОЭСР отличаются на 2−3 года в меньшую сторону по сравнению с законодательным пенсионным возрастом. То есть если это уровень в 67 лет, то в среднем на пенсию выходят в 64 года, если 65, то в 62.
«СП»: — Почему?
— Потому что люди не могут в этом возрасте найти работу, но пенсионная система позволяет получать неполную пенсию, которая достаточно высока, и многие пользуются этой опцией. Даже не в силу здоровья, а в силу занятости на рынке труда.
Еще один момент негативного отношения к пенсионной реформе — это солидарность поколений. Ведь повышение пенсионного возраста коснулось всех. Скажем, молодые люди рассчитывали, что их родители выйдут на пенсию, и они смогут переложить на них часть домашних забот, а сами больше внимания уделять работе и больше зарабатывать. Но их ждало разочарование, теперь эту проблему нужно решать самостоятельно.
Так что здесь есть множество факторов, которые приводят к тому, что большая часть населения, особенно те, кто работает за низкую зарплату в неблагоприятных условиях труда, так негативно восприняли повышение пенсионного возраста и пенсионную реформу.
Анна Седова