Русские Вести

Простые люди, такие как мы...


Скандал вокруг ареста "гениального" и "всемирно известного" режиссера Кирилла Серебренникова в узких кругах других "всемирно известных" людей не утихает. Радует только то, что благодаря комментариям некоторых не всемирно известных, но неглупых людей он начал выходить на новый уровень осмысления: о том, какими должны быть отношения между государством и искусством, и о том, каким должно быть само искусство. Эксклюзивным - "для тех, кто понимает", или таким, чтобы его понимали, если не все, то многие наши сограждане, а в идеале и многие люди во всем мире.

И в связи с этим я задумалась вот о чем. В силу моих интересов и пристрастий больше всего меня в кинематографе всегда интересовали исторические фильмы или фильмы, где герои погружены в исторический контекст. К первой категории относятся фильмы про исторических деятелей, ко второй - фильмы, в которых показывают реальные исторические события, но образы героев являются собирательными. То есть, очевидно, что у героев этих произведений были вполне реальные прототипы, но звали их, скорее всего, не так, выглядели они, наверное, тоже не так, но в таких фильмах ищешь не совпадения до молекулы, а именно исторический контекст. Чтобы понять и прочувствовать его.

Возьмем фильмы про Великую Отечественную Войну. Наверное, никому не надо рассказывать о том, сколько сделал советский кинематограф для увековечивания этого исторического периода. Любой из нас навскидку перечислит, как минимум, десяток замечательных фильмов на эту тему. И возьмем российский кинематограф..., как говорилось в одной из юмористических миниатюр, если, конечно, не противно. Потому, что реально противно, но это еще не вся беда. В советских фильмах про Войну были показаны люди, с которыми каждый из нас легко может себя идентифицировать. Да, в других обстоятельствах, да, другого воспитания, но... Простые люди, такие как мы. В российских фильмах нам чаще всего показывают неких утонченных созданий, предающихся рефлексии, а потому страдающих периодическими приступами истерии. Идентифицировать себя с ними невозможно по той простой причине, что большинство из нас - не утонченные создания, и с психикой у нас все в порядке.

Самый яркий пример - а потому и один из самых успешных фильмов о Великой Отечественной Войне, причем успешных не только в СССР, но и целом ряде других стран - это "А зори здесь тихие". В чем секрет его непреходящего обаяния? В том, что в каждом из персонажей этого фильма люди могли узнать себя. Вот простая девушка, родившаяся в сельской глуши, а вот другая девушка, родившаяся в интеллигентной семье в столице одной из союзных республик. Вот молодая мать, а вот признанная красавица, а вот рядом с ними -девочка, не знавшая своих родителей и выросшая в детдоме. Все они так или иначе близки нам и понятны, кто-то больше, кто-то меньше. Можно попытаться мысленно встать на место каждой из них, особенно если живешь уже довольно долго и успел побыть и молоденькой девочкой, страдающей от первой любви, и юной матерью...

А вот нам предлагают современные фильмы и спектакли о Войне. Герои фильмов и спектаклей носятся по экрану или по сцене, выпучив глаза, чуть ли не пуская пену и произнося монологи с претензией на обличение советской власти. Идентифицировать себя с ними? - Они нам чужие, мы не имеем к ним никакого отношения, они вообще выглядят людьми не из прошлого и не из будущего, а неизвестно откуда взявшимися.

А потом создатели таких фильмов и спектаклей негодующе вопрошают - и почему это быдло ничего не понимает в их творчестве, и не хочет вступаться за них безликой, но грозной массой, когда творцам угрожают неприятности в виде расследования обстоятельств их административно-хозяйственной деятельности? А вот как раз поэтому, в том числе. Вы, дорогие творцы, сами поместили себя на другую планету, а теперь упрекаете нас в том, что у нас нет никакого желания оказаться на баррикаде по одну сторону с вами...

Фото в заголовке: Andrey Bashlykov / Shutterstock.com
 

Анастасия Скогорева (ёжики)

 

Источник: politikus.ru