Я еду в утренней электричке. Вагон полон народу разных возрастов: те, кто постарше, держат путь на работу, кто помоложе – на учебу. Ехать с окраины города до центра ровно час, и потому все находят себе занятия. Кто-то спит, кто-то просто смотрит в окно и слушает музыку. Но мое внимание посвящено другим. Тем, кто достает из сумок книги, телефоны и планшеты.
Вот мужчина напротив. Он раскрывает толстый затертый томик на заложенном месте и погружается в чтение. А вот студент слева. Включает внушительных размеров смартфон и по экрану начинает мелькать калейдоскоп ярких изображений, рекламы и демотиваторов.
Мужчина и парень одинаково поглощены своими занятиями: первый чтением книги, второй – интернет «серфингом» в социальной сети. Но что в голове у них? Диаметрально противоположное. Мужчина читает длинный последовательный текст. Его захватывает выстраивающийся в воображении мир, сюжет, разворачивающийся в этом мире, логично связанные и вписанные в мир и сюжет образы. Думаю, все, кто читал книги, это легко представят.
Парень же скачет по хаотичным, посвященным совершенно разным темам «блокам»: небольшой текст плюс ассоциативная картинка. Все, кто «прыгал» по постам в новостной ленте ВК, тоже легко могут себе это представить. Хаотичный «салат» из броских образов, мемов, глумных комиксов, псевдофилософствований, и прочее, и прочее.
Другое наблюдение. Университет. Ждем начала пары перед кабинетом. Никто не достанет книги: все опять утыкаются в телефоны и продолжают «скакать» по новостным лентам.
Еще ситуация. Компания молодых людей выходит прогуляться на улицу. Вечер, лавочка, пивко, семечки и.., думаете веселый разговор? Нет, все щелкают пальцами по экранам. В лучшем случае извлеченное из Сети становится предметом беседы, в худшем – все происходит в тягостном молчании.
Знакомы эти ситуации? Я думаю, многим. Что это такое? Кто-то скажет, что это ерунда, и ничего особенного тут нет. Ну, сидят люди в интернете, и что? Может и ничего, сам ведь сижу, хоть и не «скачу» по ВК все свободное время. Но с помойкой Сети действительно знаком лично, не «через друзей».
Так вот, хочу поделиться наблюдением уже за самим собой. Сажусь читать серьезную, требующую включения мозга, книгу. И спустя минут 20 чтения замечаю за собой – хочется оторваться, сходить за чайком, почесаться, посмотреть в окно. Голова устает, тяжело держать внимание. Вспоминаю, как раньше, когда не знал еще интернета, мог ночи напролет читать, и далеко не простые книги. Как погружался в них без остатка. И ужасаюсь, понимая, что меня что-то меняет.
Это вовсе не ерунда. Это другой способ мыслить. Поверхностный, скользящий. Мозг просто отучается строить масштабные и многомерные образы. Нужно либо давать полностью готовые – как в компьютерных играх – либо не перегружать мозг тем, в чем «многобукоф».
А теперь самое важное. Современная школа, урок литературы. Проверяем знания по Пушкину. Думаете, нужно показать понимание сложных образов, выстраиваемых писателем? Нет, в рабочей тетради вопрос: «Сколько лет было Гриневу во время начала восстания Пугачева?». Вот и вам и «русский бунт, бессмысленный и беспощадный».
Тесты… В чем их настоящее, глубинное содержание? Чтобы сдать тест, нужно переживать культуру или достаточно… её просто холодно запомнить? Понимаете, что стоит за этой фразой? Все русские писатели дружно переворачиваются в гробах.
Вы чувствуете? На наших глазах происходит изменение фундаментального принципа. Людей перестает формировать книга, их начинает формировать нечто хаотичное и безжизненное, во что сегодня превратилась наша информационная среда, и во что стремительно превращается (кем?) наше образование. Если ничего не изменить, то человек в массе своей в ближайшие десятилетия изменится кардинально. Он будет уже совсем другим.
Но я затеял эти все рассуждения ради одной простой мысли. Этот «новый человек» со «скользящим» мышлением обладает одним важным свойством – им очень легко манипулировать. Довольно просто конструировать внутренний мир человека, если он представляет из себя не сложную систему, а примитивный набор «хотелок». И манипуляция тогда заключается лишь в контроле за информационными потоками. Всё остальное человек, подсевший на определенный тренд, сделает сам, ему просто нужно не мешать и иногда помогать.
А теперь финальный штрих. Слышали ли вы, что в элитных учебных заведениях Запада для учащихся максимально жестко ограничивают доступ к интернету? Что заставляют детей читать очень большие и очень сложные тексты. Дети элиты должны уметь по-настоящему думать. Ведь им самим становиться элитой. Они должны уметь управлять. Управлять, естественно, вот тем «текучим» общественным сознанием, что я описал выше.
И что это такое вместе? А это реализованные антиутопии. Это оформление окончательного разделения человечества на элиту и охлос, на господ и рабов (может, иногда и очень сытых, но все же рабов). Возможно, даже разделение антропологическое. Вы, кстати, уверены, что контролирующие основные мировые ресурсы элиты все еще считают нас такими же, как они, людьми? Я вот вовсе не уверен. Нехитрая логика может повести нас и дальше, но мне достаточно и этого.
Есть ли из этого выход? Есть. Он одновременно очень прост и колоссально сложен. Подумайте, кто заставляет нас часами просиживать перед разжижающими наши мозги экранами и мониторами? Никто. Кто запрещает нам читать и постигать мировую культуру и этим по-настоящему формировать себя? Никто. Кто велит не заниматься с родными детьми, оставляя все на откуп школе? Опять никто.
Видите, какая штука. Суть современного переформатирования информационной среды состоит в том, что всё происходит как бы само собой. И воспринимается всеми как нечто естественное, как неизбежное следствие прогресса. Нет принуждения, нет единого центра. Есть формирующая всеобъемлющая среда. И в этом сила такого переформатирования. Но в этом же и его слабость. Потому как никто не заставляет нас отказываться от настоящей жизни, нас просто от нее …отвлекают. А значит, и никто не запретит нам к ней обратно вернуться, была бы к этому настоящая воля.
Представьте на мгновение, что миллионы людей перестали смотреть ТВ и сидеть часами в соц.сетях. Что начали учиться сами и учить своих детей (когда-то, кстати, это было нормой…). Что стали понимать происходящее вокруг и передавать это понимание окружающим. Что стали объединяться и менять жизнь вокруг себя, изменив сперва себя самих. Что в этом невероятного? Да ничего. Прецедентов подобных низовых движений в истории – масса. Так что слово за нами. Хотим мы быть информационными одноклеточными? Хотим видеть, как такими растут наши дети? Я думаю, все согласятся, что нет. Так что нужно просыпаться самим, будить других, объединяться и «учиться, учиться, учиться».
Кто-то, кстати, уже начал нечто подобное.
Статья родилась не на пустом месте, а под впечатлением от выступления Рады Грановской, доктора психологических наук, профессора СПбГУ, академика Балтийской педагогической академии на Втором Съезде «Родительского Всероссийского Сопротивления»
Виктор Шилин, РВС.