Дети – наше будущее. Эта расхожая фраза приобретает особый смысл накануне 1 июня – дня защиты детей. Мне кажется накопилось немало инфоповодов прямо или косвенно обсудить детскую тему.
Например, поговорить о воспитании подрастающего поколения. Или его отсутствии. Точнее - о неправильном, искаженном понимании воспитателями (а это чаще всего родители) своей задачи. Насколько я прав, насколько нет судите сами…
Дьявольские мелочи
Сам праздник, учреждённый в ноябре 1949 года решением конгресса Международной демократической федерации женщин, впервые отмечался в 1950 году (Спустя 10 лет специальной резолюцией ГА ООН была принята Декларация прав ребёнка).
Но ясно, что и до этой даты защита детей признавалась во всем цивилизованном мире делом государственной важности. И Россия не была исключением. Но, как говорится, дьявол скрывается в мелочах, то есть в нюансах. Давайте для начала разберемся: что мы подразумеваем под защитой детей?
Прежде всего это сбережение всеми возможными способами и силами их жизни и здоровья, в т.ч. психического. Человечество накопило достаточный опыт решения данной проблемы, однако даже в наше время не всё выглядит так однозначно. Да и сам взгляд на воспитание детей (ведь защитить его, не воспитав правильно, сложно) всего за одно столетие претерпел весьма существенные изменения. Лучшим же способом воспитания является по мнению педагогов личный пример. Об этом и порассуждаем.
Жили-были дед и баба…
Если вспомнить Россию наших бабушек (прабабушек) и дедушек (прадедушек), родившихся до печально известных событий 1917 года, то почти наверняка окажется, что большинство из них воспитывались в многодетных семьях, испытывающих по меркам нынешнего дня нужду во многом. Еда у них была самая простая, из игрушек преобладали деревянные и тряпичные, бегали по улицам они босиком, а красивые рубашки да сарафаны одевали только по воскресеньям, да в дни церковных праздников. Лакомством для них считался пряник или кусок сахара. Детских садов, специальных игровых площадок, телевизоров с мультфильмами тогда не было, а в школу приходилось ходить за много километров. Причём чаще всего пешком.
Тогда практически все дети с раннего возраста привлекались помощниками к ведению домашнего хозяйства, имея круг своих обязанностей, который с каждым годом взросления, расширялся. 7-10 летняя девочка вполне справлялась с обязанностями не только няньки, но и кухарки, а мальчик её возраста был вполне полноценным помощником отцу по хозяйству. А вот первый половник щей, лучший кусок мяса и самое наиболее вкусное в таких семьях давалось вовсе не младшему ребёнку – а главе семьи, коим безоговорочно были дедушка или отец. Сегодня это называли бы трудным детством с нарушение прав ребёнка.
Ещё тяжелее оказалось детство у их потомков, т.н. «детей войны», родившихся накануне, в ходе, либо через некоторое время после её окончания. Пережитые ими тяготы и лишения также не сопоставимы с нынешними, ведь кроме проблем с едой и одеждой, многим приходилось ютиться с подселением в коммуналках или плохо приспособленных под жильё помещениях.
Прибавим к этому, что отцы многих из этих детей не вернулись с фронта и поэтому многие выросли безотцовщиной. Поэтому взрослеть мальчишкам приходилось досрочно, заменяя мужчин в семье. В полной мере такое детство выпало на долю моего отца, родившегося в накануне освобожденном от оккупантов разрушенном селе Воронежской области.
Таковы были суровые будни наших ближайших предков. Но разве можно сказать, что они выросли невоспитанными? А незащищёнными, учитывая, что именно их жизни в первую очередь и защищали отцы ценой своей!
Логично будет вспомнить, что как раз эти поколения не только воспитали и защитили уже нас, но и создали ту базу, на которой сегодня благополучно существует мы и наши дети и внуки. И какие же уроки извлекли мы из их опыта?
Мирные войны
На мой взгляд, нам - послевоенному, вполне благополучному на вид поколению, особенно гордиться нечем! Уже 75 лет нет войны, но положение в наших семьях вряд ли можно назвать мирным или даже просто нормальным! По не самым свежим данным Росстата число семей без одного родителя в России после распада СССР возросло многократно, «благодаря» чему сегодня отца или матери нет в одной из трёх семей страны.
Специалисты утверждают, что если даже в середине «лихих» 90-х количество неполных семей на фоне общего числа равнялось приблизительно 13%, то нынче эта цифра выросла до 30%, коснувшись 6,2 миллиона семей. Почти всегда детей воспитывают матери (5,6 миллионов прецедентов).
Так какая же война прокатилась по стране под громогласные лозунги о мире и призывы защитить детей, ведь согласно положения 6 Декларации прав ребёнка, он «для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании... должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви…»?
У этой войны есть имя – безответственность беспечных родителей, прежде всего отцов по отношению к семьям, к своим вторым половинам, к родным детям. Я готов назвать одну из главных причин этой проблемы – явная и скрытая пропаганда через СМИ, интернет, телефильмы, бесконечных ток-шоу и некоторые современные песни подобных действий и образа жизни. Об этом со всей ответственностью заявляют известные семейные психологи и публицисты, такие как Ирина Медведева и Татьяна Шишова.
Супружеская измена, например, выставляется, как оправданное и естественное желание: «мол, полюбил другую, что тут поделаешь?». Семейные отношения и ценности дискредитируются, принижаются или откровенно высмеиваются. И всё это на фоне беззастенчивой рекламы «брать от жизни всё», призывов срывать всё новые и новые цветы удовольствия в поиске свежих ощущений и наслаждений. А это в свою очередь способствует взращиванию гедонистов, самовлюблённых нарциссов, а то и просто откровенных и банальных эгоистов. И наслаждаться без перерыва жизнью им чаще всего и мешают… семья и дети.
Но не надо забывать и о вкладе в воспитание подобного типа мужчин самих родителей. Ведь схожее отношение к семье скопировали как минимум треть мальчиков – то, что они испытали на себе, будучи оставленными отцами. А дурной пример, как гласит народная поговорка, заразителен, и что посеяли отцы, то будут пожинать их дети.
Ну а что же матери? Вариантов много, но давайте рассмотрим один из самых типичных. Любая нормальная мать, оставшись одна с ребёнком на руках изо всех сил будет стремиться создать ему все условия для полноценной жизни, чтобы он не испытывал ни в чем проблем. Даже, если она удачно выйдет замуж повторно, её программа вряд ли претерпит изменения и весь процесс воспитание сведётся к обслуживанию ребёнка, его быстро растущих потребностей, требований, а то откровенных капризов.
Как правило, ни братьев, ни сестер, с которыми можно разделить и невзгоды, и радости; научиться уступать младшему у них нет, т.к. у многих женщин сложилась чёткая установка, подсказанная теми же СМИ: «Зачем плодить нищету»? Так на свет Божий выползает чудо юдо, которое специалисты называют «педоцентризм», т.е. когда ребёнок становится не только центром, но и фактическим главой семьи. И из защищаемого и оберегаемого, такой ребенок со временем превращается в монстрика, терроризирующего родителей.
Обратной стороной медали становятся дети, до которых родителям наоборот нет дела: от них либо откупаются подарками и возможностью торчать целыми днями в интернете, либо они остаются недолюбленными и ищут заменители родительской любви на стороне, что таит в себе не меньшую опасность. Именно такие дети чаще всего становятся участниками резонансных ЧП или членами деструктивных групп и организаций. Таким образом они мстят родителям и равнодушному к ним обществу. Это в частности подтверждают исследования известного российского политолога и исламоведа Яны Амелиной.
А как у них?
На куда более материально благополучном и сытом Западе в экспериментах по дальнейшей защите детей пошли ещё дальше. Там под сурдинку о новых подходах и взглядах на семейную политику, продвигаемых в рамках насаждаемого повсеместно мультикультуризма и толерантности, кризис семьи достиг куда больших масштабов.
Причина всё та же – отказ от прежних ценностей, деградация национального самосознания и отход от традиций, в первую очередь христианских. Результаты не заставили себя долго ждать. Если в 2000 году вне брака у европеек рождалось 27% детей, то в 2017 году – уже 43%. А впереди всех законодатели моды – француженки, 60% детей у которых рождены вне брака. Вот вам и ответ о причине активности и нарушения законов «жёлтыми жилетами» - их детьми, воспитанными без отцов.
Процесс этот не ограничивается фактическим разрушением семьи, но идёт дальше, переходя в иную, гендерную плоскость. В Швеции и Норвегии, например, в порядке вещей говорить с 5-летними детьми о смене пола. А в Великобритании в некоторых школах вводится ограничение на ношение юбок девочками, либо наоборот поощряется их ношение мальчиками. И все естественно под разговоры о настоящей, ничем не ограниченной свободе, абсолютном равноправии и защите детей - т.е. из самых лучших побуждений.
К чему приведет подобная забота о детях при лишь бегло перечисленных изъянах воспитания даже страшно представить! Так что будоражащие сегодня родительское сообщество России такие проблемы, как побег подростков из дома, перебегание оживленной улицы или воровство в магазине на спор, покажутся в будущем действительно детскими шалостями.
Какой же напрашивается вывод? На мой взгляд, как минимум не доверять не подтвержденным временем сомнительным экспериментам, а делать ставку на опыт наших предков. Они доказали свою любовь к детям и готовность их защитить делом.
Роман Илющенко