Телеканал RT выпустил нашумевшее расследование о финансовой деятельности иностранных агентов на территории нашей страны. По данным отечественного медиа, Соединённые Штаты Америки и их ближайшие союзники тратят на поддержку "независимых" журналистов десятки миллионов долларов. Серым кардиналом агентуры является представитель Швеции Андерс Александерсон. Именно его фамилия фигурирует чуть ли не в каждом сомнительном инфопроекте.
Немалые потоки финансов идут и от структур евробюрократии. Министерство юстиции России выступило с разъяснениями по поводу причин внесения телеканала "Дождь" в список иноагентов. По словам ведомства, данное СМИ получило от Европейской комиссии 130 тысяч евро для выгодного Европе освещения отношений между Россией и ЕС, а также регулярно получало западные деньги опосредованно через зарегистрированные в нашей страны фонды.
За подробным комментарием по поводу зарубежного финансирования медийных групп влияния внутри России Царьград обратился к правозащитнику, основателю Общественного комитета по выявлению иностранного вмешательства Александру Ионову.
– Александр Викторович, расскажите, кто такой Андерс Александерсон? Почему именно этот человек играет ключевую роль в деятельности наших иностранных агентов?
– Андерс Александерсон является одним из главных идеологов OCCRP по России и странам Балтии, он это не особо скрывает в своей биографии. Господин Александерсон – вице-президент Стокгольмской школы экономики, возглавляет Фонд устойчивого развития, активно взаимодействующий с оппозицией в Беларуси. Кроме того, он также является членом совета директоров "Медузы"* и "Важных историй"**. Андерс, помимо всего прочего – казначей OCCRP. Но тут нужно понимать, что OCCRP – это лишь бренд. У них есть четыре юридических лица. Одно из этих юрлиц – Journalism Development Network. Там он также является по форме 990 для общественных организаций Соединённых Штатов (Return of Organization Exempt From Income Tax) казначеем, бухгалтером. Эта организация осуществляет финансовую поддержку структур в Восточной Европе, занимающихся расследовательской деятельностью в отношении России. По нашей информации, именно на неё они получают деньги, а не на новостной контент.
– Почему структуры, которые вносят в список иноагентов, не признают нежелательными организациями, если они наносят ущерб нашему государству?
– Некоторые структуры, признанные иноагентами, всё же признаются нежелательными организациями, но далеко не все, вы правы. Мы видим как, например, Роман Баданин, закрыв "Проект"***, открыл новую организацию "Агентство". Поэтому здесь, наверное, должна в будущем работать методика признания иностранными агентами журналистов. Ведь они могут закрыть одно издание, открыть новое и заново начать работу. Здесь вопрос весь в настроении Минюста, Генеральной прокуратуры. В руках этих ведомств находится законный рычаг, используя который можно признать эти организации либо нежелательными, либо иностранными агентами.
– Кто, на ваш взгляд, является кандидатом на внесение в список иноагентов? Много ли ещё таких структур, которые по недосмотру не внесены в реестр?
– Мы проводим сейчас проверку ряда организаций. Не только русских, но и зарубежных. У нас же и в России работает Стокгольмская школа экономики, а мы видим, какое бурное участие в жизни этой трансграничной шведской семьи она принимает. Поэтому организаций ещё много, но мы будем раскрывать это всё постепенно, когда у нас будет собрана фактура, будет ответ от органов власти и понимание, какой ущерб они наносят нашей стране.
– С чем связано, по-вашему, то, что так медленно идёт процесс внесения в реестр? К примеру, в 2017 году внесена радиостанция "Голос Америки", а телеканал "Дождь" только на днях, хотя о наличии зарубежного финансирования было известно уже давно?
– Полагаю, связано это с тем, что не было политического решения. Все думали, на Западе плохо отреагируют. Но когда уже этот каток проехался по всем нам, по русской элите, по армии, затронул силовые министерства и ведомства, прокуратуру, стало понятно, что дальше продолжать подобный диалог с так называемыми "независимыми журналистами" в формате, который существовал в 2017 году, уже невозможно. Ведь если мы посмотрим, это целенаправленное создание трансграничной сети, некоего конгломерата, который включает в себя 55 так называемых "независимых СМИ". И их деятельность абсолютно понятна и укладывается во внешнюю политику стран НАТО, в их доктрину по стратегическому сдерживанию России и Китая. Думаю, правильные действия всегда приходят немножко с опозданием. Надеюсь, в будущем ситуация изменится и регуляторы смогут чётче отслеживать нарушения русского законодательства в части иностранного финансирования и в части работ тех структур, которые ведут, мягко говоря, подрывную, антиконституционную деятельность в нашей стране. И эти структуры, в конце концов, будут признаны нежелательными организациями.
Владимир Александров