Российская Конституция не поспевает за нашей действительностью, существующее определение идеологии, а точнее, запрет государственной не отвечает на вызовы времени. По крайней мере, к такому выводу пришел автор доклада "Государство как важнейшая ценность идеологии России", представленного на заседании "Екатеринбургского клуба", доктор философских наук и советник свердловского губернатора Анатолий Гайда. Подробнее — в материале Накануне.RU.
Еще недавно говорить в России об идеологии было дурным тоном, либеральная повестка диктовала четкие установки, что даже само обсуждение идеологии противоречит концепции построения мира. Все же это было лицемерием — либеральная идеология существует и до сих пор главенствует. Просто пропагандируется все не так топорно — не через агитки и лозунги, есть и другие средства. Так происходит не только у нас, например, ни для кого не секрет, что Голливуд — фабрика идеологии. Вот и у нас все "установки" идут через кино, СМИ, экспертов, инфлюенсеров и прочих лидеров мнений.
Под идеологию антисоветизма очень грамотно и цинично провели приватизацию, вбивая в головы студентам 30 лет простую, но не всегда верную истину: что государство — плохой собственник. А ведь именно на собственности СССР многие и построили свое нынешнее крупнобуржуазное счастье. Идеологию отменили в Конституции, но ее невозможно отменить, как воздух, воду или смерть. Она всегда есть. Просто либеральная — хитрая и маскируется под свое полное отсутствие. Сегодня борьба обострилась, в экономике — между сторонниками либеральной, рыночной идеи и протекционистами, в обществе начали явственней проявляться патриотические настроения в пику существовавшим ранее. Пришло время и пересмотреть подход к идеологии в Конституции?
Примечательно, как и пишет автор, борьба между либералами и консерваторами у нас совсем не та, что происходит на Западе. К тому же, в России все новое — хорошо забытое старое, спор между западниками и славянофилами оставил отпечаток на всем обществе, до сих пор раздираемом противоречиями. Обидно, что молодое поколение предпочитает не думать о таких вещах, как идеология, считая ее либо слишком эфемерным понятием, либо наоборот слишком кондовым. Как пишет Анатолий Гайда, идеология для них — это "единство", только в плохом смысле, каждый хочет оставаться индивидуалистом и быть на своей волне, при этом старшее поколение тяготеет к более слаженным механизмам сборки общества. Назревает конфликт и именно идеология должна помочь снять какие-либо противоречия, без дискуссии на эту тему сегодня не обойтись.
Автор доклада уверен, что Конституция от 1993 года — это лишь антитеза к советскому периоду, но отрицание не может действовать на созидание. Каким же предстает государство в таком свете? Государство — не более, чем сервис, который не может ставить для себя глобальных задач, таких как развитие каждой личности, повышение культуры и улучшение образования, не задается и такими вопросами, как — что формирует этику и чем является русская цивилизация. Если же от высоких материй переходить к делам насущным, то и здесь все не слава богу – в Конституции нет конкретных задач для экономических отношений, что многое объясняет? Обращаясь к международному опыту, автор доклада ссылаются на то, что главы "Экономические отношения", "Экономика и финансы" и другие подобные есть в конституциях Германии, Италии, Испании и многих других стран.
Анатолий Гайда приходит к выводу, что логика развития Российской Федерации, да и события последних лет предопределяют усиление государства, что с необходимостью ведет к пересмотру конфигурации самой власти, пересмотру полномочий различных уровней власти. В отсутствие идеологии мобилизовать людей на достижения невозможно. Общество подвержено "идеологическому цинизму", и это основная проблема, не допускающая даже мысли о серьезной дискуссии.
Фото: Накануне.RU
В докладе автор ссылается на социологическое исследование телеграм-канала "Незыгарь" с фокус-группами жителей Приволжского и Центрального федеральных округов. По этим данным, никто из опрошенных не смог сформулировать, какая идеология сегодня доминирует в России.
"Никто из опрошенных не мог сказать, какая идеология нужна. Почти 50% опрошенных полагают, что стране не нужна никакая идеология. В основном это молодёжь и люди среднего возраста. Хочу обратить внимание — в их понимании государственная идеология отождествляется с единомыслием. При этом у старшего поколения выявлено стойкое неприятие либерализма", — сказано в докладе.
Идеология — это политическая модель будущего нашей страны, предполагающая описание целей развития и смыслов происходящего.
Идеология — ответ на вызовы и угрозы в конкретных политических и экономико-социальных условиях.
Автор доклада приходит к неутешительному выводу, что та свобода, за которую так ратовали либералы в начале 90-х годов, под флагом которых осуществлялись все реформы, оказалась "свободой брошенного в воду человека, который не умеет плавать". Новый разворот на Восток же призывает обратить внимание на опыт Китая, и здесь сравнение не в нашу пользу, особенно в экономике.
Ведь очевидным проявлением либеральной идеологии является особая роль Центрального банка России. Ст.75 Конституции РФ установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка России, который обладает исключительным правом на осуществление денежной эмиссии, не являясь при этом органом государственной власти. Но, как сказано в докладе, даже самые яркие современные либералы, например, экономист Д. Кейнс признавали необходимость усиления государственного регулирования рынка ценных бумаг, банковской сферы в условиях кризиса, об этом же говорил Сергей Глазьев на сессии Московского экономического форума "Китай. Опыт модернизации для России" в апреле 2023 г., он точно подметил: "В Китае деньги — для развития. В России — для финансовых спекулянтов".
Профессор Гайда в итоге предлагает в рамках государственной идеологии устройства России поставить вопрос о пересмотре всей нормативно-правовой базы, начиная с Основного закона России, в целях формирования действительно единой системы публичной власти, включая экономические разделы Конституции. Либеральная концепция о невмешательстве государства в экономические процессы должна уйти в прошлое.
Усиление государства выражается и должно выражаться в следующих процессах:
- В активизации роли органов власти всех ветвей и уровней в управлении социально-экономическими процессами, бюджетно-налоговой политикой, регулировании денежного обращения;
- В распределении полномочий в пользу федеральных органов государственной власти;
- Углублении справедливого характера государства, расширением социальной функции государства, в том числе в обеспечении занятости, поддержки малообеспеченных граждан;
- Борьбы с коррупцией;
- Формировании основ государственной идеологии консервативного характера.
Автор: Александр Назаров
Заглавное фото: nakanune.ru