Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные спо-собности, губит благосостояние семей и, что всего ужаснее, губит их потомство, и, несмотря на это, с каждым годом всё больше и больше распространяется употребление спиртных «напитков» и происходящее от него пьянство.
Заразная болезнь захватывает всё больше и больше людей: пьют уже женщины, девушки, дети. И взрослые не только не ме-шают этому отравлению, но сами, пьяные, поощряют их. И бога-тым и бедным представляется, что весёлым нельзя иначе быть, как пьяным или полупьяным; представляется, что при всяком важном случае жизни — похоронах, свадьбе, крестинах, разлуке, свидании — самое лучшее средство показать своё горе или радость состоит в том, чтобы одурманиться и, лишившись человеческого образа, уподобиться животному.
И что удивительнее всего, — это то, что люди гибнут от пьянства и губят других, сами не зная, зачем они это делают. В самом деле, если каждый спросит себя, для чего люди пьют, он ни-как не найдет никакого ответа.
Сказать, что вино вкусно — нельзя, потому что каждый знает, что вино и пиво, если они не подслащены, кажутся неприятными для тех, кто их пьет первый раз. К вину приучаются, как и дру-гому яду — табаку,— понемногу, и нравится вино только после того, как человек привыкнет к тому опьянению, которое оно производит.
Сказать, что вино полезно для здоровья — тоже никак нельзя теперь, когда многие доктора, занимаясь этим делом, признали, что ни водка, ни вино, ни пиво не могут быть здоровы, потому что питательности в них нет, а есть только яд, который вреден.
Сказать, что вино прибавляет силы, тоже нельзя, потому что не раз и не два, а сотни раз было замечено, что артель пьющая, во столько же людей, как и артель непьющая, сработает много мень-ше. И на сотнях и тысячах людей можно заметить, что люди, пью-щие одну воду, сильнее и здоровее тех, которые пьют вино.
Говорят тоже, что вино греет, но и это — неправда, и всякий знает, что выпивший человек согревается только накоротко, а по-сле скорее застынет, чем непьющий.
Сказать, что если выпить на похоронах, на крестинах, на свадьбах, при свиданиях, при разлуках, при покупке, продаже, то лучше обдумаешь то дело, для которого собрались, — тоже никак нельзя, потому что при всех таких случаях нужно не одуреть от вина, а со свежей головой обсудить дело.Чем важнее случай, то трезвее, а не пьянее надо быть.
Нельзя сказать и того, чтобы вредно было бросить вино и то-му, кто привык к нему, потому что мы каждый день видим, как пьющие люди попадают в острог и живут там без вина и только здоровеют.
Нельзя сказать и того, чтобы от вина и больше веселья было. Правда, что от вина накоротко люди как будто и согреваются и развеселяются, но и то и другое ненадолго. И как согреется человек от вина и ещё пуще озябнет, так и развеселится от вина человек и ещё пуще делается скучен. Только стоит зайти в трактир да посидеть, посмотреть на драку, крик, слезы, чтобы понять то, что не веселит вино человека.
И что же? И не вкусно вино, и не питает, и не крепит, и не греет, и не помогает в делах, и все-таки столько людей его пьют, и что дальше, то больше. Зачем же люди пьют и губят себя и других людей? «Все пьют и угощают, нельзя же и мне не пить и не уго-щать», — отвечают на это многие, и, живя среди пьяных, эти люди точно воображают, что все кругом пьют и угощают. Но ведь это неправда. Если человек вор, то он и будет водиться с ворами и будет ему казаться, что все воры. Но стоит ему бросить воровство, и станет он водиться с честными людьми и увидит, что не все воры. То же и с пьянством. Не все пьют и угощают. Если бы все пили и угощали, то жизнь сделалась бы адом, но этого не может быть, потому что среди заблудших людей всегда были и теперь есть много разумных; и всегда были и теперь есть много и много миллионов людей непьющих и понимающих, что пить или не пить — дело не шуточное. Если сцепились рука с рукой люди пьющие и наступают на других людей и хотят споить весь мир, то пора и людям разумным понять, что и им надо схватиться рука с рукой и бороться со злом, чтобы и их детей не споили заблудшие люди.
Пора опомниться!
Журнал «Посредник», 1888 г.
Примечание.
Толстой Лев Николаевич (28 августа (9 сентября) 1828 – 7 (20) ноября 1910) –русский писатель и мыслитель, почитаемый многими как один из величайших писателей мира. В 1887 году создал одно из первых влиятельных обществ трез-вости в Российской империи под названием «Согласие против пьянства», чле-нами которого были представители всех слоёв общества, в том числе известные писатели (П. И. Бирюков), художники (Н. Н. Ге, Е. И. Репин), учёные (Н. Н. Миклухо-Маклай), военные и общественные деятели. Перу Л. Н. Толстого при-надлежат свыше 13 произведений по алкогольному вопросу и утверждению трезвости: «Праздник просвещения 12 января», «К русской молодёжи», «Первый винокур, или как чертёнок краюшку заслужил», «Солдаткино житьё» и др.
Материал взят из книги: "Русская общественная мысль об алкоголе и трезвости: сборни статей".
Серия методических пособий "Трезвое просвещение молодёжи, родителей, педагогов". Выпуск 1. Составитель А. А. Головин. М.: РадиоСофт, 2013. С. 3-6.