1990-е. Между подростками 90-х и нынешними старшими школьниками - глубокая пропасть.
Социологи сравнили ценности современных подростков и их сверстников из 90-х [инфографика].
Взрослые привычно жалуются: мол, дети испорчены интернетом, Голливудом, компьютерными играми и ни во что не ставят традиционные ценности. Подростки привычно от этого брюзжания отмахиваются. Конфликт поколений, ничего нового. Рано или поздно оболтусы образумятся. А когда заведут собственных детей, изумятся: почему они ни во что не ставят их столь ценные ценности? Так ведь было всегда.
Но вот психологи из МГУ задались вопросом: а что, если на этот раз все пойдет не так? Ведь нынешние дети - они и правда совсем другие. Можно сказать, иные. Ученые опросили больше двух тысяч подростков в пяти федеральных округах. Результаты они сравнили с данными, которые собирали в конце 90-х годов. И вот что получилось.
ПЛОХО ПОНИМАЮТ ТЕКСТ
- Нам было интересно, как сказывается влияние массмедиа, кино и интернета на сознание? Мы поставили эксперимент, - рассказывает руководитель проекта Андрей Подольский, зав. кафедрой психологии образования и педагогики МГУ. - Одной группе раздали тексты, другой - специально снятые видеоролики. Там и там речь шла о некой девочке, которая оказалась в проблемной ситуации. В видеороликах действующие лица - подростки, говорят на понятном детям языке. И оказалось, что у ребят, которые смотрели видео, уровень понимания в шесть раз выше, чем у опрошенных традиционным способом. Дети почти не понимают текст, им нужна картинка.
- А что тут плохого? Один формат передачи информации меняется на другой...
- Не совсем. Книг, над которыми нужно размышлять, современные дети не читают, им это сложно. У них - образно-клиповое мышление. Фильмы и сериалы дают готовое решение, точнее, его иллюзию. И мы имеем в итоге такую картину: в наших анкетах 48% отметили - они не имеют ни малейшего понятия, как заработать деньги. Конечно, тут сказывается финансовая и политическая ситуация в стране. Окружающая неразбериха успешно перекочевала в детские головы. Но не только.
«ПЛЕВАЛИ МЫ НА ВАШЕ БОГАТСТВО»
- В 90-х ценности у детей были совсем другие, - отмечает Андрей Подольский. - На первых местах были богатство и желание власти над людьми. Им было абсолютно ясно, как этого достичь. На вопрос, кем ты хочешь быть, подростки тогда отвечали: сутенером, валютной проституткой.
- А сейчас?
- Нынешних детей вопрос о том, кем они хотят работать, вообще вводит в ступор. Они плохо представляют, чем хотят заниматься. Да и сам факт, что в скором времени им придется регулярно трудиться, не укладывается в головах.
- Может быть, потому, что они вообще плохо представляют себе, какие профессии существуют?
- Информации вокруг - море. Тут хуже - у них нет установки на работу. Они такое пишут в категории «Профессия», что за голову хватаешься! Может президентом стать, может в сатанисты податься. Наше образование и круг общения подростков не делает ценностным работу. Оно учит ценить деньги, славу, известность, но не работу, то есть не путь, как этого достичь. У нас Емеля на печи - светлый детский образ.
РАССЧЕТЛИВЫ
Поколение юных романтиков, увы, ушло. В отличие от своих книжных родителей и дедушек, воспитанных пиратами и мушкетерами, нынешние подростки более приземленны и прагматичны. По сравнению со сверстникам из 90-х, они подростки благоразумны, словно старички. Например, совершенно неожиданно они уделяют большое внимание своему здоровью.
- Ребята отмечают здоровье, как одну из главных ценностей. В отличие от их сверстников из 90-х - те об этом мало думали, им казалось, что здоровьем они успеют заняться позже, во взрослом возрасте.
- Но это же хороший сигнал? Другое поколение - занимается спортом, ходит на фитнес, на велосипедах катается.
- Но еще это значит, что у них уже в этом возрасте не все в порядке в организме. Они это и не скрывают, отвечая на вопрос, что вам может помешать в осуществлении поставленных целей: «Проблемы со здоровьем».
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Они не идут в космонавты, но корить их за это не надо
Александр МИЛКУС
Здрасьте, приехали. Вон уж действительно племя младое, незнакомое. О том, что нынешняя молодежь, только-только входящая в жизнь, будет по ценностным ориентациям существенно отличаться от родителей и бабушек с дедушками, психологи и социологи предупреждают уже лет десять. Оно и понятно. Раньше времена менялись не так динамично - и папы, и дедушки нынешних школьников в свои школьные годы успевали походить в форме одного и того же образца. А теперь время меняется со скоростью автомобилей Тесла. Напомню: смартфоны появились только 7 лет назад, планшеты - еще позже. Соответственно меняются и способ получения знаний, и способ потребления информации.
А еще наши дети другие, потому что они дольше остаются детьми. Растет продолжительность жизни, и пубертатный период, по мнению физиологов, теперь заканчивается не в 13 - 15 лет, а в 21 год! Вузовские преподаватели говорят, что на первом и втором курсе учатся совсем дети, только к третьему они начинают прозревать: «Ой, а чему нас учат, где мы будем работать?»
Это не плохо и не хорошо. Таковы законы смены поколений в XXI веке. Нужно их понимать и не укорять 14-летнего отрока за то, что он еще не готов на вопрос, мальчик, кем ты хочешь стать, бодро ответить: «Космонавтом!»
У нынешней молодежи другие навыки и другое отношение к жизни. Они лучше своих родителей умеют ориентироваться в информации, более свободно чувствуют себя в мире. Да, им нужно дорасти еще до понимания взрослой жизни. А, может, взрослая жизнь в их исполнении будет совсем не такой, какую мы понимаем под этим словосочетанием? В любом случае лет через десять нынешнее поколение оперится и станет переделывать мир. Каким он будет? Посмотрим.
Ксения Конюхова, Александр Милкус