Несколько месяцев назад мы сидели с моей подругой на диванчике и смотрели очередное телевизионное шоу. По сути, в этом не было ничего плохого или особенного – мы довольно часто в последнее время занимались этим. Это было довольно смешное шоу и нам действительно нравилось смотреть его вместе.
Проблема была в том, что мы провели последние три часа, наблюдая за жизнью совершенно чужих нам людей. За все это время мы не сказали и десяти слов друг другу.
Так мы сидели на диване, держась друг за друга, однако на самом деле мы были бесконечно далеко друг от друга. Я понял, что в этот момент я знаю о том, что думает главный герой фильма, гораздо больше, чем о мыслях моей любимой невесты. Эта мысль поразила меня как удар током: сколько времени мы тратим на просмотр телевизора и как это влияет на нас? Я решил исследовать влияние телевидения на пары и результаты были не очень хорошие.
Вообще говоря, пары, которые много времени смотрят телевизор, имеют, как правило, меньше интересов, ведут нездоровый образ жизни и менее удовлетворены собой в целом. Я начал искать примеры положительного влияния телевидения на взрослых. Это оказалось не так просто. В Интернете практически нет информации, объясняющей, как телевизор помогает взрослым. Есть несколько статей о положительном воздействии образовательных программ для образования детей, вот, пожалуй и все. Последней каплей для меня стала цитата Брайана Трейси:
«Бедные люди имеют большие телевизоры и маленькие библиотеки; богатые люди имеют небольшие телевизоры и огромные библиотеки»
Я решил, что я хочу относиться к последней категории.
После этого я поговорил с моей любимой и уговорил ее на смелый эксперимент: 60 дней без телевидения. Она слушала мои рассуждения и в конце-концов попросила только одну небольшую уступку: 1 вечерний фильм в неделю. Я тут же подсчитал: в результате мы снизим время у телевизора с 25 часов в неделю до 2 – что ж, разумное предложение, так что я принял ее условия.
Первая неделя была действительно трудной для нас. Мы настолько привыкли к сидению на диване перед экраном, что просто не знали, чем еще можно заняться. Что еще хуже, это было в середине жаркого сезона в Анталии, Турция, таким образом о прогулках и активном отдыхе не было и речи.
Примерно через пять дней начались первые изменения: мы начали больше говорить. Значительно больше. За эти 60 дней я узнал о своей подруге больше, чем за последние 6 месяцев. И мне нравилось это. Она действительно классная!
Кроме того, мы оба стали гораздо больше времени уделять выполнению других дел, которые нам всегда нравились. Я в четыре раза больше стал читать, а она занялась своим любимым рукоделием. Теперь у меня есть отличная зимняя шапка благодаря этому эксперименту.
Когда оговоренные 60 дней эксперимента закончились, мы решили, что опять будем смотреть наш любимый сериал. Это совсем не много, по сравнению с теми 32 часами в неделю, которые средний американец проводит перед телевизором. Но прошедшие два месяца не прошли даром, мы почувствовали себя совсем не так, как ожидали.
Я сразу почувствовал, что все идет не так: мы опять стали меньше разговаривать друг с другом, я стал гораздо ленивее и на чтение уже не оставалось времени. Мы стали ругаться. Это привело к тому, что мы обоюдно и осознанно восстановили правило “один вечерний фильм в неделю”.
Это было 8 месяцев назад и мы больше никогда не вернемся опять в ряды телезрителей.
Краткий список выводов из этой истории:
1. Наши отношения стали гораздо лучше. А если и случаются размолвки, то мы говорим и слушаем друг друга, вместо того, чтобы прятаться опять за экраны.
2. Мы стали хорошо готовить и вкусно кушать. Теперь мы не спешим как раньше при готовке, потому что вот-вот начнется передача. У нас есть время, чтобы насладиться приготовлением пищи и ее уничтожением.
3. Наши ужины проходят мирно и спокойно. Мы действительно получаем удовольствие от общения за столом.
4. Наше представление о будущем изменилось. Раньше у нас не было слишком много времени для разговоров о будущем. Многие наши мысли вращались вокруг ТВ-шоу, которым мы увлекались. Сейчас мы много говорим о том, что будет дальше в нашей жизни. И мы точно знаем, что оно не зависит от телевизионной программы передач.
5. Мой бизнес стал спокойнее. Я не чувствую постоянной нехватки времени. Даже когда наваливается несколько задач одновременно, мне гораздо легче разобраться с ними в то время, которое я раньше тратил на бессмысленные развлечения.
6. Мы стали более интересными. Это кажется очень нелогичным, потому что в начале этого эксперимента я очень боялся, что я больше не смогу поддержать разговор о всех этих ТВ-шоу, как я привык. Но вышло совершенно наоборот. Хотя мы не говорим больше о ТВ, зато мы можем беседовать о книгах, которые мы прочитали, и проектах, над которыми мы успешно работаем. У нас действительно появились отличные истории, о которых мы можем поговорить с нашими друзьями. Не говоря уже о том, что мы стали блестяще готовить и все ждут, когда мы пригласим их в гости и чем-то угостим :).
7. Наша социальная жизнь улучшилась. Если вы не прикованы больше к телевизору, то у вас гораздо больше времени остается на реальное общение. Мы стараемся провести хотя бы один вечер в неделю в гостях у друзей. У нас есть время поддерживать старые связи и заводить новые знакомства.
8. Мы стали более активны. Мы любим гулять с нашей собакой в парке. Мы делали это и раньше, но теперь наши прогулки стали гораздо чаще и продолжительнее.
Это выгоды и преимущества отказа от телевизионного плена, которые пришли мне в голову прямо сейчас. Но кроме этого, у нас появилось общее ощущение счастья, которого нам так не хватало раньше. Я не хочу потерять это чувство в обмен на право смотреть телевизор снова.
Теперь ваша очередь: скажите, что произойдет, если вы откажетесь от телевидения в течение 60 дней?
По материалам lifehacker.ru
Справка:
Новости - один из источников психологии "выученной беспомощности"
Впервые феномен «воспитанной» или «выученной» беспомощности был описан психологами после ряда экспериментов с собаками. В лаборатории три собаки были помещены в разные условия. Первая подопытная подвергалась воздействию электрического тока, и у нее не было возможности как-то сопротивляться этому. У второй в клетке была кнопка, и при ее нажатии можно было бы отключить ток. Третья собака вообще не подвергалась воздействию.
На втором этапе эксперимента испытуемых собак поместили в клетки, из которых при желании можно было бы выпрыгнуть. Ученые пустили ток и обнаружили следующее: вторая и третья собаки при сигнале опасности выпрыгнули из клеток. Первая, не сопротивляясь судьбе, осталась в клетке. «Опыт» подсказал ей, что избежать электричества не получится, и она сдалась, как говорится, без боя.
Подобную пассивность Мартин Селигман наблюдал и у людей, страдающих депрессией, и пришел к выводу, что опыт беспомощности в безвыходной ситуации приводит к формированию стойкого мотивационного дефицита. Люди привыкают к ситуации, в которой от их желаний, потребностей, действий ничего не зависит.
Формирование выученной беспомощности
Первый источник – это отрицательный опыт переживания человеком неблагоприятных событий, когда нет возможности что-либо изменить. В этом случае приобретенный опыт автоматически переносится на другие ситуации, даже на те, когда есть возможность рискнуть и что-то изменить. В нашей стране сейчас можно наблюдать этот феномен в социальной сфере. Людей не устраивает рост цен, услуги ЖКХ, образования, медицины, но странным образом они проявляют беспомощность, занимают отстраненную позицию и не стараются что-либо изменить, и только редкие смельчаки что-то реально предпринимают против негативной социальной ситуации.
Второй источник формирования беспомощности - отрицательный опыт наблюдения беспомощных людей. В СМИ появляются бесконечные сюжеты о массовых убийствах, терактах, невинных жертвах, огромный инфомацинный вал новостей делает человека пассивным - ему внушается, что бессмысленно сопротивляться и делать свою жизнь более счастливой и уверенной.