Русские Вести

Почему дети подсели на опасную моду


АУЕ шагает по стране. Подростки цитируют блогера Мопса, «держат» торговые центры, кошмарят прохожих и собирают с одноклассников «на общак». Этим занимаются школьники из приличных семей и благополучных городов. Воровская романтика стала не просто модной, но и опасной. Виноват интернет. И вы тоже.

Фарту масти

Подмосковье, апрель 2018 года. Двое мужчин идут из магазина. По пути замечают пьяную армию школьников. Мужчина делает замечание. Его с другом избивают до потери сознания. Жители говорят — компашка собирается каждый день. Малолетки пьют алкоголь, ругаются матом и скандируют криминальные лозунги.

Саратов, июнь 2018-го. Местный блогер хочет увидеться с администрацией ТЦ «Победа плаза» — ему не понравилось поведение охраны. Вместо руководителей с ютьюбером встречается дюжина подростков. Они называют себя «плазовскими», они «из АУЕ» и сейчас похоронят непрошенного гостя. Блогера и его друга избивает десяток пацанов 12-15 лет. Неудивительно — на поведение школьников в этом ТЦ жаловались давно.

Санкт-Петербург, август 2018 года. Молодой учитель отдыхает с друзьями в Таврическом саду — центре города. К нему подходит толпа оболтусов: парни и девушки из старших классов. «Чё сидим?» — спрашивает один из них.

Учитель отвечает. Ему ломают челюсть.

Толпа входит в раж: сворачивает нос прохожему, разбивает припаркованный автомобиль, громит ларёк, грабит магазин со спиртным и оглушает пожилую женщину. Старушку потом найдут на автобусной остановке без сознания.

Москва, сентябрь 2018-го. Кумир молодёжи Иван Дрёмин, он же рэпер Face, даёт интервью русской службе Би-би-си. Речь заходит о детстве артиста в Уфе. Рассказывает:

У нас был ТЦ «Иремель», я был там одним из чуваков. Это такая группировка по понятиям АУЕ. То есть ничего общего с ворами в законе мы не имели. Просто мы стремились к такому образу жизни — воровскому. Отбирали у обывателей деньги на бургеры. Схема была обкатанная: самый младший задевал плечом или хамил посетителю, ему в ответ что-то говорили, он шёл жаловаться «к большим». А те подходили со словами: «Ты что мелкого руками трогаешь, ему 13, тебе 25. Ну всё, пошли на парковку. Давай, финансы или здоровье?» В итоге он огребал [срамился] в любом случае. Или отдавал телефон, или деньги.

рэпер Face в интервью BBC

Что объединяет эти жуткие истории? Три буквы — АУЕ.

Новая подростковая мода. Примерно десять лет назад она захлестнула традиционно криминальные районы страны, преимущественно сибирские. Тогда никто не стал бить тревогу, ведь ужасы из той же Читы воспринимаются буднично: город давно окружён колониями. Однако сейчас школьное увлечение блатной романтикой вылилось на европейскую часть России. АУЕ гуляет по обустроенным городам-миллионникам, охватывая сытые слои общества — как писали СМИ, ряд участников «петербургского погрома» был из вполне благополучных семей. Откуда взялся этот вирус, почему он заражает детей и при чём тут «ВКонтакте» с YouTube?

Криминальный мир

Аббревиатура АУЕ расшифровывается как «арестантский уклад един» или «арестантское уркаганское единство». Термин изначально использовался как приветствие в письмах заключённых. А сейчас им обозначают субкультуру — детей от 10 до 17 лет, подражающих бандитской эстетике.

Явление родилось в 90-х в колониях для малолетних, где были так называемые бригадиры, или бугры, то есть ставленники администрации. Они издевались над другими сидельцами и курировали тюремный быт. Бригадиры специально навязывали «малолеткам» блатную идеологию, чтобы избежать бунтов и не потерять власть. Сейчас в воровском мире подростков из АУЕ не уважают. Однако взрослые могут использовать наивных юнцов, очарованных «романтикой» блатного мира. «Сидевшие по множеству "ходок" всерьёз их не воспринимают, некоторые даже относятся как к клоунам. Однако нужно понимать, что взрослые могут использовать малолеток в своих целях, раз уж те сами этого так хотят», — рассказали 4PDA авторы телеграм-канала SIedak, бывшие и действующие сотрудники СКР РФ.

Почему дети подсели на опасную моду

Казалось бы, что тут страшного — просто ещё одна волна хайпа, как спиннер и Pokemon Go. Покричат дети любимые три буквы, наиграются «в зэков» и забудут. С большинством наверняка так и произойдёт. Однако тюремная риторика может подтолкнуть к бандитизму тех, кто в «серой зоне». Кроме того, школьники ещё не до конца понимают тяжесть своих поступков. «Опасность этого движения банальная — подражание преступникам лишает подростков восприятия норм морали, приличий, стирает грани между проступком, правонарушением и преступлением», — уточняют авторы канала Sledak. Поэтому движение АУЕ опасно.

Так откуда пошла эта мода?

В 2016 году на YouTube-небосклоне зажглась новая звезда — киевлянин Мопс дядя Пёс. Уркаган с 27-летним стажем читает лиричный рэп о зоне, рассказывает «как заходить на хату», посвящает в «тюремные лайфхаки» и проводит тесты «кто ты по масти». А ещё — получает «лещей» на потеху публике. Народу нравится: подписано почти полмиллиона человек, за стримами наблюдают до пяти тысяч зрителей разом.

Сейчас канал переживает не лучшие времена, однако на пике популярности о нём говорил весь цвет русской блогосферы — благодаря Хованскому, «Немагии» и Соболеву их аудитория посмотрела Мопса, выучив мантру «Фарту масти АУЕ». Впрочем, другие YouTube-арестанты Мопса не жалуют. Экс-заключённый Станислав Андреевич так охарактеризовал творчество украинского коллеги:

Насмотрятся Мопса и потом блатуют. Не знаю чё творят.... Есть один канал, известный, где, по моему мнению, разыгрывают [безумную] клоунаду. Там иногда проскакивает, как там на самом деле. Но это же насколько надо себя не любить и насколько надо любить деньги... Но если это преподносится как реальное АУЕ, то это [ужас], вообще трэш.

Станислав Андреевич блогер, бывший заключённый

Почему дети подсели на опасную моду

Другой рассадник АУЕ — тематические сообщества в соцсетях. Ещё недавно их было несколько сотен, а суммарная аудитория превышала миллион человек. Посты в пабликах предсказуемые: «жизнь ворам», «пацанская честь», Саша Белый из «Бригады» и прочие обязательные атрибуты «сидящей романтики». Подписчики радостно пересказывали друг другу уличные постулаты и делились нюансами лагерного быта. Почему мы пишем в прошедшем времени?

Недавно государство взялось за АУЕ-группы. Закрыли самые популярные.

На некоторых администраторов завели уголовные дела. По мнению СМИ и правительства, паблики виноваты в «ауезации» подростков — дети впитывают тюремный колорит. При этом сами администраторы таких сообществ не считают, что несут «блатняк в массы». Рассказывает Евгений, редактор группы «✵АУЕ✵Выращенные улицей✵Хата для своих✵» (орфография и пунктуация авторские):

Люди кто собрался в группе где они связаный единомышлениям по образу жизни. Мода для нас вообще роли не какой не играет, главное чтоб человек жил по совести и чести и будет в мире больше честных людей, а рост популярности связан с тем, что понятия, АУЕ, воров поливают грязью с тв приписования ярлыков и всяких беспредельщиков, алкашей, типов кто лупит по синьки жён и алкашей крадунов ,и цирк свой играют, взгляд убирают, проблема в стране далеко не в АУЕ.

Подростковые банды это не АУЕ вообще никак, так как это беспредел, таких не где не уважают не на улице не в тюрьме, за просто так отбирать и темболее бить вообще нельзя это ярлыки пресса делает специально так. Беспредельщиков всегда во все времена хватало, а вот и от того зависит что понятии нет что можно что нет, они на улицу выходят а там нет того кто может подсказать по жизни. Вот юнцы и глупЯт.

Евгений, редактор сообщества «✵АУЕ✵Выращенные улицей✵Хата для своих✵»

АУЕ-сообщества действительно вредят или законотворцы просто нашли крайнего? Скорее всего, первое. Без блогеров и пабликов, окучивающих многомиллионную аудиторию, подростки едва ли узнали бы о зэковских кричалках. Чтобы не быть голословными, мы обратились за комментариями к Марине Зыковой, специалисту сайта психологической помощи подросткам «ПомощьРядом.рф».

В подростковом возрасте ребят особенно волнуют две вещи. Желание быть принятым в среде людей, которые имеют авторитет для ребенка. И дух авантюризма, стремление «попробовать всё», расширить собственные границы. Определённые сообщества, в том числе в сети, могут манипулировать этими потребностями и вовлекать подростков в совершение опасных для жизни и здоровья поступков. Это может подаваться под соусом романтизации, лозунгов в стиле «один за всех и все — за одного!». К тому же, находясь «в стаде», в толпе, намного легче решиться на сомнительные авантюры. Подросткам также интересно наличие иерархии в сообществе, некой социальной лестницы, что позволяет расти в глазах членов группы и приобретать соответствующий статус с различными «ништяками».

Марина Зыкова, специалист сайта психологической помощи подросткам «ПомощьРядом.рф»

Как бороться?

Даже после зачистки «ауешных» групп в интернете хватает подобных сообществ. Да и сам вирус въелся столь глубоко, что ему не требуется «постоянная подпитка» — школьники и без всяких «мопсов» знают об АУЕ. Как минимизировать интерес к тюремному движению? Рассказывает Марина Зыкова:

Запретный плод сладок, поэтому родителям необходимо попытаться найти разумный баланс между контролем и предоставлением свободы действий своим детям. Очень важно, чтобы мамы и папы действительно глубоко интересовались, чем живёт и дышит их ребёнок, чтоб они знали его друзей, хобби и увлечения, где он обычно бывает. Хорошо бы отслеживать, что пишет чадо в соцсетях, в каких группах состоит, что пишут ему — имеется в виду открытая информация, которая доступна для пользователей. Стремление подростков к авантюризму, получению адреналина можно направить в спорт. Обычно родители, которые беспокоятся, что их сын свяжется с плохой компанией, стремятся максимально плотно забить его время всякими кружками, репетиторами и так далее. Но у подростка обязательно должна быть отдушина для выплеска энергии и перезарядки.

Марина Зыкова, специалист сайта психологической помощи подросткам «ПомощьРядом.рф»

Почему дети подсели на опасную моду

Наш собеседник уточняет, что ребёнка надо научить фильтровать поступающую информацию, в том числе из интернета.

Надо развивать его критическое мышление, вместе обсуждать причинно-следственные связи и последствия его реальных или возможных поступков. В этом помогают онлайн-тренажёры, где есть смоделированные небезопасные ситуации, встречающиеся в жизни и сети. Например, онлайн-игра «И-риски.рф» — она обучает безопасному поведению в интернете. Ещё есть «КлассныеИгры.рф» — эта игра учит эффективным стратегиям противостояния травле со стороны сверстников.

Марина Зыкова, специалист сайта психологической помощи подросткам «ПомощьРядом.рф»

Авторы телеграм-канала @Sledak отмечают, что теоретически методы борьбы незатейливые. Но как их применять на практике? Не всегда понятно.

Бороться просто и крайне сложно одновременно. Нужно проводить политику, направленную на прививание ценностей доброты, порядочности, морали, самообразования и стремления к развитию. Каким-то образом регулировать контент, потребляемый школьниками, направлять мышление населения к неприятию любых негативных и антисоциальных явлений. Однако на словах всё просто, а на практике мы даже не знаем, как это осуществить.

ведущие телеграм-канала Sledak

В итоге рецепт один — не бросать ребёнка на произвол судьбы. Не забывать о нём, не оставлять наедине со своими проблемами. Тогда никакие группы «ВКонтакте», тюремные блогеры и блатные аббревиатуры не заставят его встать на путь криминала.

Мария Даровская

Источник: 4pda.ru