Германия окажет финансовую помощь жителям города на Неве, пострадавшим во время страшной блокады, длившейся 900 дней, и унесла жизни почти миллиона человек. Часть средств транша, состоящего из 12-ти миллионов евро будет направлено на развитие петербургского госпиталя для ветеранов. В нем в основном проходят лечение участники Великой Отечественной войну и пережившие вражескую осаду горожане. Медицинское учреждение оказывает помощь пятнадцати тысячам пациентов в год. Их средний возраст – более восьмидесяти лет.
Уже приобретено современное оснащение для стерилизационного модуля и аппаратура для отделения реабилитации, а именно - для обследования, диагностики и проведения терапевтических процедур.
Кроме того, в Россию прибудут немецкие волонтеры, которые будут общаться с блокадниками и оказывать им помощь на дому. Первая группа молодых людей уже прибыла в Санкт-Петербург и после прохождения интенсивного курса русского языка они приступят к работе.
Новость вроде хорошая. Иностранная помощь позволит хотя бы немного облегчить жизнь людей, которые и так настрадались сверх меры. Но к благодарности примешивается недоумение. Вправе ли мы брать деньги у тех людей, чьи предки во Время Великой Отечественной обрекли жителей Ленинграда на невыносимые мучения, а многих – на смерть?
Наверняка в их домах висят портреты родственников, среди которых на почетных местах изображения дедушек Ганса, Петера, прадедушек - Йозефа, Вальтера, которые прекрасным летним днем 1941 года отправились в «путешествие» по России. Возможно, они даже стояли у стен Ленинграда. Обстреливали его дома, улицы и с любопытством рассматривали в бинокли жителей города, похожих на скелеты.
После войны эти Гансы, Петеры, Йозефы, Вальтеры, если их не убил русский снаряд или пуля, возвратились домой. Они трудились, растили детей, потом - радовались внукам. Многих давно нет на свете, но, возможно, кто-то из бывших солдат вермахта еще доживает свой век. По ночам старикам снится красивый русский город, превратившийся в неприступную крепость…
Ленинградская блокада была одним из самых страшных преступлений нацистского режима. Немцы не пытались сломить сопротивление жителей. Они хотели уморить их голодом. Теперь другие поколения немцев пытаются искупить перед жителями города на Неве вину предков.
Долгое время в Германии не говорили преступления вермахта. Его солдат и офицеров вермахта, в отличие от эсэсовцев, не принято было считать преступниками. Мол, они просто воевали – были приказы, и они их выполняли.
«Прозрение» наступило в 80-х годах. Немцы с ужасом стали узнавать, каким издевательствам подвергали вояки рейха мирное население. Но неужели они раньше это не знали?!
Шесть лет назад, когда отмечалось 70-летие снятия блокады Ленинграда, немецкие парламентарии пригласили на «Час памяти» Даниила Гранина. 95-летний писатель рассказал о том, что видел:
«Я был на переднем крае, начиная с 1941 и часть 1942-го года. Честно признаюсь, возненавидел немцев не только как противников, солдат вермахта, но и как тех, кто, вопреки всем законам воинской чести, солдатского достоинства, офицерских традиций и тому подобное, уничтожали людей, горожан самым мучительным, бесчеловечным способом…».
Гранин говорил, как всегда, спокойно, негромко, но от его слов шевелились волосы, холодела в жилах кровь. В зале стояла мертвая тишина. Воспоминания писателя потрясли собравшихся – многие сидели, опустив головы. Канцлер Германии Ангела Меркель странно и часто моргала, вероятно, пытаясь сдержать слезы. Впрочем, может, это просто показалось…
Было ли это покаяние за своих кровожадных предков? Или немцы просто притворялись? Бог им судья...
Мы благодарны Германии за финансовую помощь. Но лучше было не брать эти деньги. Точнее, не брать именно для блокадников. Потому что в подобной акции что-то унизительное и даже оскорбительное – ведь в данном случае побежденные помогают победителям
Видано ли такое? Неужели Россия сама не может обеспечить своих престарелых и заслуженных граждан самым необходимым? Не так уж много их осталось…
В нынешнем году мы будет отмечать 75-летие Великой Победы. Самое время надо обратить самое пристальное внимание на фронтовиков, людей, работавших в годы войны в тылу – людей, число которых год от года безудержно тает. Не только поддержать их добрым словом, но и помочь конкретным делом – наконец, всех их обеспечить жильем, достойной пенсией, окружить подлинной, а не фальшивой заботой. Увы, есть опасение, что 9 мая, как уже было не раз, превратится в чисто бутафорский праздник – с пылкими речами, военным парадом, мелодиями времен Великой Отечественной и антуражем тех времен.
Разве не могли власти Санкт-Петербурга сами обеспечить госпиталь для ветеранов необходимым оборудованием? Если не хватало средств, обратитились в Москву. Наверняка федеральные власти нашли бы деньги на благое дело. Есть же в России и какие-то резервные фонды, да и состоятельные люди, у которых не спит совесть, еще остались
На днях в Санкт-Петербурге состоялись мероприятия по случаю 76-й годовщины полного снятия блокады. Утром зажглись огни на Ростральных колоннах. На Дворцовой площади открылась интерактивная выставка военной техники. На Невском проспекте, 14, возложили цветы к мемориальной табличке «Героизму и мужеству ленинградцев», предупреждающей об артобстрелах. Торжественно-траурная церемония состоялась на Пискаревском кладбище. На стрелке Васильевского острова состоялась реконструкция прошлого – шагали солдаты, грохотали танки, гремел салют…
Разумеется, действо не обошлось без представителей власти Вместе с ветеранами и блокадниками венки к могилам погибших возложили губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов и спикер Совета федерации Валентина Матвиенко. Они говорили то, что говорят всегда – о стойкости и патриотизме, о том, что память о страшных испытаниях необходимо хранить для будущих поколений.
Все правильно, но кроме слов, повторяю, нужны дела, много дел. Но их очень мало. Не лучше ли и полезнее сделать мероприятия более камерными, оттененными печалью, а больше средств перечислять блокадникам. Ведь многие из них живут, мягко говоря, скромно и финансовая поддержка для них была бы очень своевременной
Да и не уместен был в данном случае пышный и шумный праздник, каким он был организован властями. Ведь это - скорбная, не приемлющая суеты. Отмечая ее, уместно было задуматься о многом: добре и зле, благородстве и милосердии. И том, как хрупок наш мир, как беззащитны населяющие его люди. А войны на планете все не стихают…
Валерий Бурт