Русские Вести

Песни, сабли, два ствола: во Владимире историков-любителей обвинили в незаконном обороте оружия


Во Владимирской области разгорается громкий скандал: жители города Гусь-Хрустальный требуют прекратить уголовное преследование руководителей военно-исторического клуба «Гардарика». По версии полиции, любители истории попытались переделать макет винтовки Мосина в боевое оружие. Реконструкторы утверждают, что сделать это в принципе невозможно, всё обвинение строится на ложном доносе, а в качестве доказательств в деле фигурируют фотографии с шествия «Бессмертного полка». RT разбирался, как патриотизм довёл владимирских историков-любителей до уголовного дела.

Днём 16 июня 2017 года у здания Гусь-Хрустального историко–художественного музея остановился полицейский автобус, из которого выскочили бойцы СОБРа.

«Всем стоять! Никому не двигаться!» — спецназовцы распахнули дверь в подвальное помещение, где базируется патриотический клуб «Гардарика». Две девушки-старшеклассницы, трое молодых людей и мужчина, находившиеся в комнате, замерли от испуга и удивления.

«Узнаёте себя?» — старший группы протянул смартфон, на котором было открыто фото с шествия «Бессмертного полка» на 9 мая: несколько молодых ребят в форме бойцов красной армии с макетами винтовок и ППШ идут в колонне демонстрантов.

«Узнаём!» — ответили они. После этого полицейский объявил, что сейчас будет проходить опознание, вспоминают участники клуба.

Дружелюбный обыск

Дальше, по словам 40-летнего руководителя патриотического клуба «Гардарика» Алексея Тюренкова, в помещении начался обыск.

«Вся форма, амуниция, макеты стрелкового оружия скидывались в одну кучу в центр комнаты, — говорит RT Тюренков. — Ну а мы стояли лицом к стене с поднятыми вверх руками. Потом нам разрешили отойти от стен, и нас стали по очереди опрашивать».

Полицейский, руководивший собровцами, рассказал патриотам, что к ним поступил сигнал о наличии в клубе огнестрельного оружия, поэтому все макеты, которые участники клуба использовали в постановках сцен сражений Второй мировой войны, будут изъяты для проведения соответствующих экспертиз.

«Знаете, полицейские вели себя тогда даже очень дружелюбно. Говорили, что экспертиза будет в нашу пользу, что это всё это недоразумение. Шутили. И мы, не подозревая подвохов, подписывали все документы, которые нам давали...» — добавил Тюренков.

Полицейские изъяли для экспертизы три макета винтовки Мосина, два ППШ и сигнальный револьвер, а также бутафорские гранаты. Всё это оружие, по словам историков, было приобретено легально. На всех деталях стояла заводская маркировка, и для стрельбы боевыми патронами они не были приспособлены.

«Внутри имеется переменное сечение ствола, там стоят специальные штифты, которые не позволяют дослать боевой патрон в патронник с пулей. Из этих винтовок можно стрелять только холостыми, для придания эффекта постановок», — рассказывает Тюренков.

© 33.мвд.рф

Замруководителя клуба «Гардарика», 24-летний Евгений Терёхин, который сейчас является одним из обвиняемых по делу о незаконном обороте оружия, говорит, что в день обыска они собирали вещи для поездки во Владимир.

«17 июня должна была состояться военно-историческая реконструкция, посвящённая подвигу бойцов 222-го Владимирского стрелкового полка, — рассказывает Терёхин. — На мероприятие должны были съехаться реконструкторы со всей области, Нижнего Новгорода, а также Москвы и Подмосковья. И нас никто не задерживал, у нас изъяли макеты, и мы спокойно утром поехали на мероприятие. Правда, наши товарищи над нами посмеивались, что мы вместо макетов приехали с сапёрными лопатками».

По словам Терёхина, на слетах реконструкторов все макеты оружия досматривает специальная комиссия, которая проверяет, нет ли среди «игрушечных» стволов настоящих.

«Если бы полицейские пришли к нам после поездки, то у нас на руках была бы официальная справка о том, что наше оружие не является боевым, — вздыхает Терёхин. — А так, они же нам совсем мозги запудрили. Говорили, нам вообще ничего не будет. Штраф заплатим и всё. Я даже признание подписал о том, что для ремонта покупал через интернет запчасти к затворам винтовки. Мы же всё подписывали, чтобы показать, что скрывать нам нечего и мы готовы сотрудничать с органами. У нас и адвокатов не было».

Операция «Оружие»

Реконструкторы поняли, что попали в серьёзный переплёт, уже через неделю, когда областные газеты опубликовали пресс-релиз регионального УМВД. Выяснилось, что в области проводилась операция «Оружие».

«За время проведения операции сотрудниками полиции из незаконного оборота изъяты 31 единица оружия, свыше 200 боеприпасов, 0,2 кг взрывчатых веществ, 1 ручная граната. Выявлено 12 преступлений, связанных с незаконным изготовлением и оборотом оружия, к уголовной ответственности привлечены 5 человек. Выявлено 22 административных правонарушения, 18 человек привлечены к административной ответственности», — сообщало УМВД по Владимирской области.

При этом полицейские подчёркивали, что одним из главных успехов этой операции стало изъятие самого настоящего арсенала оружия в Гусь–Хрустальном.

«В городе Гусь-Хрустальный сотрудниками полиции был задержан 24-летний местный житель, подозреваемый в незаконном хранении оружия. По месту жительства молодого человека полицейские обнаружили и изъяли 3 винтовки и 2 пистолета-пулемёта. Согласно исследованию, изъятое оружие является огнестрельным», — писали газеты. К текстам прилагались фото обыска в музее.

«Мне начали звонить знакомые, спрашивать, что происходит, — вспоминает Терёхин. — А я понять ничего не могу: дома у меня же вообще ничего не было и обыски не проводились».

Полицейские возбудили в отношении реконструкторов уголовное дело по ч. 1 ст. 222 УК РФ («Незаконный оборот оружия») и по ч. 1 ст. 223 УК РФ («Незаконное изготовление оружия»). По первой статье любителям истории грозит до четырёх лет лишения свободы, по второй — от трёх до пяти лет лишения свободы.

По словам Алексея Тюренкова, такая откровенная ложь возмутила полгорода. «Нас же все здесь знают, мы всегда у всех на виду. Клуб существует с 2001 года, и сотни подростков в нём занимались. А здесь вдруг какие-то обвинения, взятые с потолка!» — возмущается руководитель «Гардарики».

Байкер, рокер, историк

Алексей Тюренков в Гусь–Хрустальном — знаменитость. Он стоял у истоков местного мотоклуба, ставшего впоследствии филиалом клуба «Ночные волки». Также Тюренков является фронтменом рок-группы «Дежавю», которая выступает на всех городских мероприятиях, и руководит патриотическим клубом «Гардарика».

Трудно себе представить, но в юношестве Тюренков задумывался о монашеской жизни. В 1993 году, после школы он пошёл учиться в только что открывшееся тогда Владимирское духовное училище. После окончания училища долгое время работал при монастырях. Однако пострига так и не принял.

«У всех свой путь. Чтобы быть с Богом, не обязательно быть священнослужителем», — размышляет он.

Историей и реконструкцией Тюренков увлёкся в начале 2000-х. «Тогда Толкиен был очень популярен. Я тоже этой темой стал интересоваться: луки, стрелы, мечи. Но потом понял, что надо не вымышленную, а настоящую историю изучать. А здесь в Гусь-Хрустальном как раз открылся историко-художественной музей. Вот при музее мы с товарищами и открыли клуб "Гардарика».

Мечи и кольчуги участники «Гардарики» делали сами. За свой счёт ездили на слёты реконструкторов и рыцарские турниры. «Жена, конечно, иногда ворчала. Реконструкция —увлечение дорогое, и времени много отнимает. После работы не домой идёшь, а либо на репетицию, либо в музей. Но зато сыновья мои всегда со мной были», — говорит Тюренков.

Последние годы клуб «Гардарика» специализируется на реконструкциях, связанных с ВОВ. «Это очень важно, уверен он. — Мы же подросткам рассказываем и о наших гусевских героях. Например, наш земляк Ионов в 1944 году повторил подвиг Александра Матросова — уничтожил дзот ценой своей жизни. Я вот вообще не понимаю, зачем из нас сейчас хотят сделать преступников».

Полицейская версия

В УМВД по Владимирской области RT заявили, что 24-летний житель Гусь-Хрустального, подозреваемый в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 222 УК РФ и ч. 1 ст. 223, был задержан сотрудниками уголовного розыска в ходе оперативно-розыскных мероприятий.

«В связи с тем, что по имеющейся информации у гражданина могло находиться при себе огнестрельное оружие или взрывчатые вещества, к задержанию были привлечены сотрудники СОБР УФСВНГ по Владимирской области, — сообщила RT начальник отдела информации и общественных связей УМВД по Владимирской области Ирина Гавриченко. — Полицейскими были обнаружены и изъяты три винтовки и два пистолета-пулемета. Оружие изъято в помещении краеведческого музея. Пресс–релиз был опубликован по факту возбуждения уголовных дел».

При этом руководитель пресс-службы уточнила, что реальное место изъятия оружия не раскрывалось, «в целях недопущения возможного воспрепятствования проведению запланированных оперативно-розыскных мероприятий».

«По факту хранения, приобретения и изготовления боевых частей, которые были установлены в макеты винтовок, заведены уголовные дела. Боевые части, согласно проведенному баллистическому исследованию, пригодны для производства выстрелами боевыми патронами, — сообщила RT Гавриченко. – Данные части были самостоятельно приобретены и доработаны задержанным, в связи с чем и получили вышеуказанные свойства».

Ранее газете «Призыв» правоохранители пояснили, что действовали правильно и оперативно приняли меры к тому, чтобы боевое оружие не выстрелило.

«Уголовное дело возбуждено по факту приобретения, хранения и изготовления боевых частей оружия, — сообщила «Призыву» начальник отдела информации и общественных связей Ирина Гавриченко. — Они доработали макеты с помощью приобретённых или изготовленных боевых частей. Почему так произошло (возможно, по незнанию или по иным причинам), разбирается сейчас следствие. Позавчера был суд по их жалобе по факту возбуждения уголовного дела. Она была отклонена. Идёт следствие, все факторы будут учтены.

Наша задача — предотвратить преступление, стоять на страже общественного порядка и безопасности граждан. И в данном случае наше дело — не дать оружию выстрелить».

Также полицейские поясняли, что, согласно федеральному закону «Об оружии», внесение любых изменений в макет, даже если заменён только затвор, автоматически влечёт уголовную ответственность.

По версии следствия, дорабатывал затворы винтовок заместитель руководителя клуба «Гардарика» Евгений Терёхин.

Сам Терёхин называет эти обвинения абсурдом. «Какой из меня слесарь, если я инвалид по зрению? — недоумевает он. — А экспертизу как они сделали? Исследовали не целиком винтовку, а только затвор. А там реально есть боёк, чтобы капсюль у холостого патрона пробивать. С таким же успехом можно было зажать патрон в тисках и ударить по капсюлю молотком. А потом признать, что молоток является огнестрельным оружием!»

Защита «Гардарика»

Возбуждение уголовного дела против руководителей военно-исторического клуба «Гардарика» вызвало резонанс. Местные жители сейчас собирают подписи под петицией с требованием закрыть дело. Да и официальные лица города относятся к полицейской версии скептически.

«О «Гардарике» могу сказать только положительное, в городе их очень любят, — говорит RT представитель мэрии Гусь-Хрустального. — Всё это очень похоже на фальсификацию».

vk.com © Алексей Тюренков

По мнению председателя комитета по культуре и туризму городской администрации Валентины Кустаровой, произошло какое-то недоразумение.

«Все мы думали, что это какое-то недоразумение, — комментирует RT ситуацию Валентина Кустарова. — Очевидно, полицейские до конца не разобрались. Всё же делалось официально: шествие 9-го мая было согласовано, там дежурили сотрудники полиции. Поэтому, конечно, странно, что такая реакция последовала из-за анонимного сообщения и фото — они же не в подвале на снимке сидят. Да и потом странно было, когда в МВД сказали, что проводили обыск дома у одного из ребят. Обыск был только в музее.

Надеемся, что здравый смысл возобладает. А то что, завтра мы начнём бояться ходить с георгиевскими лентами? Это же всё память о солдатах, которые отдали жизни за нашу свободу.

Нам и так уже после этой истории приходится мероприятия отменять».

«Я и с афганцами по этому поводу разговаривал, и с ветеранами силовых структур, — рассказывает RT директор историко-художественного музея Гусь–Хрустального Николай Скулов. — Все говорят, что невозможно заводской макет под боевое оружие переделать. Здесь явно либо ошибка какая-то, либо полицейские ради показателей готовы невинных людей за решётку отправить.

Между тем, по словам Тюренкова, в неофициальных беседах, полицейские уже якобы их предупредили, что если они не прекратят жаловаться, то им утяжелят статью. И в суд они пойдут как преступное сообщество.

Установить истину

Разобраться в этой ситуации невозможно без исследования всех вещественных доказательств, которые были изъяты. Только экспертным путём можно определить, пригодно оружие для стрельбы или нет, отметил в беседе с RT адвокат Андрей Мишонов.

«В ходе предварительного следствия, в случае если экспертиза уже была проведена, стороне защиты необходимо заявить ходатайство о проведении повторной или дополнительной комплексной криминалистической экспертизы с целью установить, пригодно или непригодно оружие для стрельбы. Если оно не было пригодно для стрельбы, то и состав преступления в действиях этих лиц отсутствует», — пояснил Мишонов.

Адвокат подчеркнул, что не видит ничего противоправного в действиях полиции — до вынесения оценок действиям сторон следует установить истину.

«Законодательство в этой сфере урегулировано. Все члены и организаторы клубов знают, что они не вправе использовать в своей деятельности пригодное для стрельбы огнестрельное оружие. Просто необходимо провести профилактические мероприятия с целью разъяснения правил использования в их деятельности макетов оружия», — заявил Мишонов.

По словам юриста, в данном случае речь идёт о том, что оружие или его часть переделали, а в юридической практике встречаются случаи, когда переделывают части оружия и изготавливают из него пригодное для стрельбы.

Источник: russian.rt.com