Практически все компании сейчас оказывают давление на сотрудников, побуждая их работать больше часов, чем указано в договоре. Это давление маскируется разными эвфемизмами: красивыми словами про миссию, личный вклад, марш-бросок. Те, кто изъявляет готовность перерабатывать, часто получают поощрительные знаки внимания от руководства: «Джо выложился на сто пятьдесят процентов, чтобы помочь нам достигнуть поставленных целей: работал допоздна, выходил на выходных. Он жертвовал своим временем ради нашей миссии».
К счастью, самому мне не приходилось работать в компаниях, где мое отвращение к сверхурочной работе встречало бы неодобрение. И все-таки я считаю, что недопустимо даже отзываться о такой практике одобрительно. Это симптом проблем, которые нельзя поощрять. Ни при каких обстоятельствах.
По сути своей, необходимость в переработке происходит от проблем с профессионализмом, расстановкой приоритетов и гибкостью. Я, по большей части, буду говорить о сверхурочной работе в IT компаниях, но то же самое негативное влияние на продуктивность и качество работы можно наблюдать и в любой другой сфере.
Профессионализм
Профессионализм завязан на дисциплине. В любом деле наработка навыков и компетентности требует дисциплинированности. Переработка же показывает, что к составлению расписания в компании подходят безалаберно (да и не только к нему). Но главное — это выказывает неспособность заключить рабочий процесс в четкие рамки и не позволять ему вытеснять другие занятия.
Фраза «работай до упаду и отдыхай по полной» у многих ассоциируется с образом мышления, который подталкивает людей к переработке. Идея тут в том, что нужно не щадить себя, когда идешь к какой-то цели, но зато когда она достигнута, можно разрешить себе оттянуться на всю катушку. Но что если этот момент никогда не придет, что если времени на отдых просто не останется, потому что за одной целью всегда будет следовать другая? Если принять переработку как норму, такое отношение начнет порождать новые и новые поводы работать допоздна, так что до второй части цитаты дело не дойдет никогда.
Более разумно звучит фраза: «работай в полную силу, а потом иди домой». Здесь предполагается, что между работой и прочими аспектами наши жизни выдерживается какой-то баланс. Каждый день мы приходим на работу, прилагаем все усилия, чтобы сделать все, что требуется, а потом, когда выходит рабочее время, встаем и идем домой. Чем мы занимаемся, когда дневной объем работы выполнен — это уже наша забота. Мы имеем полное оставить все, что связано с работой, на работе, и самим распоряжаться своим временем.
Такой подход возвращает людям возможность решать, что для них важно. Кто-то, возможно, скажет, что они как раз и хотят отдавать приоритет работе, но и в этом случае переработка — не самый лучший путь; позже мы рассмотрим несколько причин почему. Профессионализм невозможен без уважения к чужим границам и дисциплины. Поэтому нельзя вынуждать людей выбирать между карьерой и семьей, работой и друзьями, делами и развлечениями. Профессионалы и организации, которые хотят от них максимальной продуктивности, должны строго выдерживать этот баланс.
Приоритеты
Другая область, тесно связанная с профессионализмом, — это расстановка приоритетов. В подавляющем большинстве случаев, когда меня просили поработать подольше или когда я наблюдал за подобными случаями со стороны, весь сыр-бор начинался с того, что кто-то запутался, какая из задач важнее. Кто-то где-то прокололся в расстановке приоритетов. Самую важную и срочную работу не запланировали на самое удачное время. Конечно, бывает, что в процессе работы возникают ошибки или меняются обстоятельства. Но чаще речь идет именно о неверных приоритетах.
В свою очередь, это объясняется просадкой в коммуникации. Нужно добиваться того, чтобы в ходе работы команды регулярно и четко давали друг другу обратную связь. Всякий раз, когда это правило нарушается, возрастает риск того, что мы занимаемся не тем, что больше всего требует внимания в текущий момент. Реальность такова: если ценность чего-то не вполне ясна, не стоит тратить на это время. Усилия к тому, чтобы устранить любые неясности, помогают сосредоточиться на главном. Если же мы можем обрисовать, в чем смысл того или иного действия, скорее всего, выполнять его вообще нет необходимости. Ошибочные приоритеты ставят под вопрос успех продукта — ведь у нас нет уверенности, что делается именно то, что нужно пользователям.
Когда ценность действий ясно определена и они выстроены в порядке важности, планировать порядок работы становится проще. Понимание ценности дает возможность правильно задавать масштаб и выстраивать расписание. Более значимые вещи можно поднять наверх, а менее значимые — отложить или вообще выбросить из плана. Акцент на важность приоритетов, позволяет нам избавиться от одной из корневых причин возникновения необходимости в переработке и вернуться к нормальному графику.
Вне графика
Последние пятнадцать лет я в основном работал программистом. Но в промежутках между написанием кода я также много занимался поддержкой компьютерных систем для бизнеса. Иногда эти системы выходили из строя и, чтобы устранить проблему, приходилось работать вне графика. Это тоже часть рабочего процесса — необходимость иногда перераспределять рабочие часы. Но — и тут мы снова возвращаемся к вопросу профессионализма — это не должно выливаться в то, что сотрудник работает полный день, а потом еще сверх того тратит свое личное время.
Мне повезло: я работал в компаниях, где не возражали, чтобы при возникновении непредвиденных ситуаций я соответствующим образом перекраивал свой график. Если в два часа ночи я чинил сервер, то никто не ожидал, что на следующее утро я вернусь в офис и отработаю как всегда. Мои повседневные обязанности сдвигались, чтобы я мог наверстать упущенное время на отдых и уберечь себя от выгорания. Важно разделять подобные корректировки в рабочем режиме, к которым приходится прибегать, когда кому-то нужно поработать вне графика, и принуждение к сверхурочной работе (или даже добровольное согласие на нее).
Гибкость
Первый принцип в манифесте Agile разработки ПО звучит так: «Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов». Любая организация, которая следует методологии гибкой разработки в первую очередь думает о своих сотрудниках. Чтобы нужная работа была сделана хорошо, нужно сперва позаботиться, чтобы хорошо было людям, которые будут ее выполнять. Также среди в числе принципов, которые легли в основу манифеста, упоминается необходимость придерживаться темпа разработки, реалистичного в долгосрочной перспективе.
Переработка напрямую противоречит этому принципу. То, что в ней есть необходимость, означает, что в процессах возник сбой. В гибкой организации сверхурочная работа указывает на наличие других проблем системного характера. Так что пересмотрите приоритеты, объемы, качество, выявите проблему и решите ее, в чем бы бы она ни крылась. Не выходите из положения, просто приняв переработку как нечто неизбежное или необходимое.
Одно из требований системы Agile — здоровый баланс в жизни сотрудников, то есть возможность расслабиться. Работа не будет эффективной, если она превращается в бесконечный непрерывный процесс. Рано или поздно мы начнем выдавать плохой результат, и тогда нас станут заставлять оставаться на работе еще дольше и переделывать то, что не получилось с первого раза. Поэтому проще разобраться с теми недочетами в системе, которые вызывают нужду в переработке, и тогда подобных скачков в отдаче можно будет избежать.
Продуктивность
Ко всему сказанному выше, исследования показывают, что переработка — пустая трата времени. Чем дольше люди регулярно работают сверхурочно, тем сильнее падает их продуктивность. И судя по всему, это спад полностью аннулирует тот количественный прирост, который дают дополнительные часы. Новые данные указывают на то, что сидя в офисе допоздна мы выполняем примерно тот же объем работы, что и обычно, только в более медленном темпе. Сверхурочная работа, как намекает заголовок статьи по ссылке, попросту бесполезна.
Переработка плохо влияет на продуктивность по целому ряда причин, поэтому ее лучше избегать по умолчанию. Зачем убивать время на неэффективные попытки работать, когда можно просто прерваться, хорошо отдохнуть и вернуться в полной боевой готовности? Убедительных аргументов в пользу этой практики нет — мы просто приучили себя воспринимать ее как норму. Мы занимаемся самообманом, оставаясь глухими к тому, что говорит наука и наша собственная интуиция.
Качество
Наконец, остается еще вопрос качества. Переработка не способствует дисциплине и закреплению хороших практик, которые позволяют стабильно удерживать качество работы на высоком уровне. Она сама по себе является способом «срезать углы», и подобное отношение просачивается и в процесс выполнения сверхурочных задач. Сам факт того, что мы вынуждены работать допоздна, означает, что нас лишают возможности писать код вдумчиво и без спешки.
От того, что мы теряем мотивацию думать над тем, что делаем, и соблюдать порядок в работе, качество продукции начинает падать. Мы начинаем все чаще обходиться без тестов, потому что в этой части функционала вроде бы ничего сложного нет. Мы самонадеянно решаем, что можно делать хорошие продукты, не утруждая себя тем, чтобы мыслить на перспективу и использовать соответствующие методы. Такая самонадеянность никогда себя не оправдывает: мы все склонны переоценивать свои возможности. Практики для долгосрочного поддержания качества и трудовая дисциплина — лучшее подспорье для того, чтобы сохранять трезвый взгляд на продукт. Переработка же отнимает у нас ключевую составляющую обеих этих вещей — время.
Качество продуктов неизбежно страдает, когда сверхурочная работа становится обычным делом. Иногда это происходит не сразу, но по мере того, как она начинает считаться приемлемым выходом из положения и приветствоваться, разумные практики постепенно разрушаются и даже у самых лучших разработчиков компании подавляется ответственное отношение к выполнению задач. Если мы хотим сохранить качественные продукты и сильную команду, переработка не должна превращаться в норму. Она никогда в реальности не приносит тех преимуществ, которые обещает, и часто мы даже не подозреваем, какую платим цену, пока не накапает огромный счет.
*
Как же решать эту проблему? Ну, лично я просто отказываюсь работать сверхурочно. Я не скрываю раздражения, когда слышу, что кого-то хвалят за то, что он сидит допоздна. Я защищаю интересы тех, кто не делает этого сам, хотят они того или нет. В общем, начинать следует с того, что ясно обозначить: переработка — это проблема. Первый шаг должен быть таким.
Сверхурочная работа — признак неполадки в системе, сигнал, что где-то что-то пошло не так. Если кому-то пришлось работать больше положенного времени, мы должны сделать все, чтобы предотвратить подобные ситуации в будущем. Нельзя допускать, чтобы переработка переросла в профессиональное выгорание — а поощряя ее, мы именно к этому и идем. На этот счет в организациях должны существовать железобетонные правила.