Русские Вести

Пенсионного фонда больше не будет


Пенсионный фонд объединяют с соцстрахованием. Царьград рассказывает, что такое Социальный фонд и Социальное казначейство, в чём смысл реформы и как это отразится на простых людях.

Готов к первому чтению в Госдуме пакет законопроектов об объединении Пенсионного фонда и Фонда социального страхования (ПФР и ФСС) в Фонд пенсионного и социального страхования, сокращённо – Социальный фонд России. В первоначальном плане планировалось добавить туда же и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), но этого решено было не делать. Почему? Об этом ниже.

Откуда ноги растут?

Если посмотреть, откуда у этой идеи растут ноги, можно добраться до весьма несимпатичного места. А именно – Гайдаровского форума, организованного в январе 2018 года РАНХиГС, Ассоциацией инновационных регионов России и Институтом Гайдара. Именно там озвучила эту идею тоже не самая симпатичная (и речь не о внешности) чиновница Татьяна Голикова, возглавлявшая тогда Счётную палату. Она говорила о том, что слияние всех трёх внебюджетных фондов позволит сэкономить больше четверти текущих расходов на их содержание.

На тот момент эти расходы составляли 143,8 миллиарда рублей в год и обеспечивались за счёт тех страховых взносов, которые собираются в бюджеты этих государственных внебюджетных фондов как налоги на фонд оплаты труда. При этом каждый фонд, например, создал собственную информационную систему, в значительной степени дублирующую то, что делали соседи. Были и другие параллельные структуры.

В общем, сэкономить за счёт слияния 35 миллиардов в год – здравая идея. Голикова вообще была неплохим главным аудитором, ей шла эта работа: у неё, простите за каламбур, в крови портить кровь бывшим и будущим коллегам по правительству.

В Минтруда, кстати, полагают, что такая мера позволит увеличить размер "ряда социальных выплат для населения" в полтора раза. "Ряд" не называется.

 

Не бегать за выплатами

Мало кто знает, но в России с 1 января 2022 года официально функционирует "Социальное казначейство" – система упрощённого доступа граждан к получению полагающихся им выплат. После десятков лет проволочек государство наконец признало, что это оно должно сообщать людям об их правах, а не люди должны бегать по учреждениям, чтобы хотя бы узнать о них. Система социального казначейства – единая цифровая платформа социальной сферы, позволяющая управлять выплатами максимально оперативно, удобно и адресно. Считается, что в полную силу система заработает на всей территории России в 2023 году.

Собственно, именно "Социальное казначейство" сделало окончательно бессмысленным существование трёх огромных неповоротливых фондов. Автоматизация идёт полным ходом, и если напрямую с народом работать всё равно нужно, то "средний класс" управленцев с шестизначными зарплатами в значительной степени остаётся без полезных функций.

Поэтому на первых порах можно ждать саботажа, сбоев, неработоспособности системы, ошибок с выплатами. Без этого у нас никуда.

Бухгалтеру легче, работодателю грустнее

Реформа предполагает ещё одно важное упрощение. Сейчас в России гуляет разнообразие страховых ставок: после "ковидного" снижения их для малого и среднего бизнеса картина стала вконец запутанной. Кроме того, каждый год меняется верхняя граница доходов, от которой начинает действовать сниженный тариф. В общем, головная боль для бухгалтера.

Решено было поступить иначе. Страховой взнос с каждого сотрудника будет единым. Разный процент от дохода для разных категорий (примерно такой же, как сейчас, революций не будет), но не 3-4 выплаты ежемесячно, как сейчас, а одна. Федеральное казначейство будет отправлять на пенсионное страхование 72,8% каждого взноса, на страхование нетрудоспособности и материнства 8,9%, на обязательное медицинское страхование 18,3%. Если сравнить с нынешней формулой "22% заработка в ПФР, 5,1% в ФОМС, 2,9% в ФСС", то доля отчислений на пенсии и нетрудоспособность сократится, на лечение – повысится. Учитывая повышение пенсионного возраста, это, безусловно, логично.

Есть, правда, в законопроекте и неприятный сюрприз для работодателей: им предписывается в полной мере платить социальные взносы и за сотрудников, работающих по гражданско-трудовому договору. Думается, это вызовет наибольшие споры – ведь пособия по той же нетрудоспособности этим гражданам обычно не положены. Но сейчас их деликатно пытаются приравнять к обычным сотрудникам, устраняя тем самым популярную лазейку для сокращения нагрузки на фонд оплаты труда.

... А Баба Яга против!

Что же помешало включить в Социальный фонд ещё и ФОМС? Две причины.

Во-первых, активное сопротивление чиновников, связанных с медициной. Страховая система – огромная и очень дорогостоящая прокладка между врачом и пациентом.

Во-вторых, система средних этажей власти в России находится в состоянии диалектического равновесия: она жаждет стабильности и одновременно нуждается в постоянных реформах. Стабильность – это спокойствие чиновника за рабочее место, реформы – это видимость занятости, которая как раз и придаёт существованию рабочего места иллюзию смысла.

Когда система отлажена, встаёт вопрос о её оптимизации, об отлаживании бизнес-процессов и в конечном счёте – сокращении расходов. Когда же система находится в процессе реформирования, "коней на переправе не меняют". Кроме того, реформа – это всегда заказ большого количества аналитических работ, расчётов у дружественных "научных коллективов".

Поэтому две реформы выгоднее, чем одна. Дольше кормиться можно, больше времени до неизбежного сокращения.

Что с того?

Перед нами хорошее дело, которое сэкономит некоторое количество наших денег. Хорошее, но сильно запоздавшее и половинчатое. Что ж, сопротивление аппарата – страшная вещь.

Первое чтение состоится 8 июня. Нет никаких сомнений в том, что пройдёт оно достаточно легко. За пару лет осуществят объединение, после чего уже плотнее присмотрятся к ФОМС. Ещё два-три года закупки аналитических материалов, поиска компромиссов с полезными людьми – и, глядишь, появится у нас наконец закон о едином фонде.

Михаил Мельников

Источник: tsargrad.tv