Русские Вести

Пенсионерам вход запрещён: Михеев о чудесах московских властей


Герман Греф готов продавать личные данные клиентов Сбера на особой платформе, где будут анализироваться транзакции населения. Доступ к этой программе будут иметь бизнес и власти. Вместе с тем и мэрия Москвы не отстаёт, затягивая ошейник цифрового рабства. Так, например, всех посетителей ночных клубов уже обязали использовать специальные QR-коды. Но этим, по всей видимости, московские власти не ограничатся. Уже звучат предложения распространить эту систему на кафе, рестораны, салоны красоты и непродовольственные магазины. Сергей Михеев прокомментировал эти меры.

Существует глобальная тенденция. Под предлогом комфорта, безопасности, здоровья – чего хотите – собирать как можно больше данных о гражданах для того, чтобы ставить их под контроль. Это глобальная тенденция, которая сопровождает современный технический прогресс. Этот прогресс под видом якобы освобождения человека на самом деле закрепощает его ещё больше, только через новые средства закрепощения. И к этой глобальной тенденции подключается Россия, потому что тут большое количество адептов именно такого взгляда на вещи.

Когда мне говорят, что это всего лишь борьба за безопасность, за здоровье и так далее, всего лишь попытка сделать что-то более удобным, поэтому не надо по этому поводу так серьёзно возмущаться – я понимаю, что здесь есть крайность впасть в лёгкую шизофрению, начать кидаться на всех и призывать плести лапти. Я признаю за цифровыми технологиями определённую пользу. Несомненно, она есть, и спорить с этим бессмысленно. Конечно, в какой-то мере они должны присутствовать в жизни. Но я в очень большом числе случаев не вижу достаточных резонов для маниакального стремления собирать такое количество данных о людях.

Такое ощущение, что эти вещи крайне избыточны, о людях собирают слишком много данных, которые на самом деле не нужны ни для каких практически целей, кроме как применить их когда-нибудь для негласного контроля и управления. Причём такого управления, которое нельзя будет проконтролировать ни через что. То есть для реализации власти, которая не избирается, не назначается, не контролируется, а находится, может быть, даже в частных руках. А способом реализации такой власти может быть всё что угодно – QR-коды, чипы и всё, что с этим связано.

Поэтому здесь, с одной стороны, не нужно впадать в маниакальную крайность отрицания всего технологического прогресса, потому что отрицать его невозможно, и мы в любом случае будем как-то этим пользоваться, но с другой стороны, нельзя впадать и в обратную крайность, когда под предлогом самых благовидных вещей начинают внедрять тотальный контроль и несвободу человека. То есть эти вещи должны находиться под общественным контролем. Эти вещи должны находиться под контролем государства и общества. Эти меры должны обсуждаться, а не вводиться директивным порядком. И каждый раз по этому поводу надо быть крайне осторожными, потому что впасть в тотальную зависимость и быстро шагнуть в абсолютную несвободу под видом технологического прогресса очень легко.

И здесь я бы не стал даже конкретно кивать на Запад или ещё на кого-то. Скажем, невероятных успехов в этом достиг Китай. Надо сказать, что Китай просто в авангарде контроля над людьми и вводит уже абсолютно человеконенавистнические методы, те же личные рейтинги – если ты сделал что-то не так, ты дискриминируешься в целом ряде прав. Хотя, насколько я знаю, китайцы тоже эти вещи развили. Многое они взяли у японцев, но развили это в соответствии со своей внутренней спецификой. Вот это – то, в чём не надо брать пример с Китая.

Здесь надо включать голову и соотносить это с нашей традицией, с нашей спецификой, со спецификой восприятия этого нашими гражданами и со здравым смыслом. Потому что разговоры про то, что так делают в Америке или так делают в Китае, совершенно не годятся. Мало ли, кто так делает.

И крайне важно вот ещё что понять. Вводя подобные меры под самыми благовидными предлогами, вы дискриминируете большое количество граждан. Кто-то не может освоить эти технологии, и он не обязан это делать. Он не родился для того, чтобы осваивать эти технологии. Вы его ущемляете в базовых правах. Особенно когда это касается людей заслуженных, находящихся на пенсии или болеющих. Это люди, которые горбатились на нашу страну всю свою жизнь. А вы их сейчас дискриминируете под предлогом технического прогресса и якобы борьбы за безопасность. А кому нужна такая безопасность, которая на самом деле сокращает срок жизни этих людей или делает их изгоями в собственной стране, которую они построили? Не вы её построили, – хочется сказать всем этим цифровым новаторам, – вы пользуетесь тем, что построили они. Они – те, за счёт кого вы можете вкусно есть, сладко спать и вводить свои QR-коды.

Далее: на самом деле здесь есть дискриминация по имущественному цензу. Например, QR-код может быть только на достаточно продвинутом смартфоне. На кнопочном телефоне его не может быть. Я уже не говорю о том, что нет у нас в Конституции такой нормы, что каждый гражданин должен иметь телефон. С какой стати?

Точно так же, как с дистанционным образованием. У нас, что, записано где-то в законах, что каждый гражданин обязан иметь подключение к интернету? И у каждого должны быть планшеты-компьютеры? Это что, обязанность по закону? Вы фактически таким образом вводите некий косвенный налог: образование сможет получать только тот, кто купит планшет, компьютер или соответствующий продвинутый смартфон и будет иметь подключение к интернету.

А с какой стати? Где, в каких законах это прописано, кто за это голосовал? Кто с этим соглашался? И почему только человек, имеющий телефон, причём не просто телефон, а смартфон, на котором может быть QR-код, теперь имеет право пойти туда-то или туда-то? Хотя, конечно, пока дело касается ночных клубов, меня это не волнует, если честно. И я не особо переживаю за посетителей ночных клубов. Это их личное дело. Но дело в том, что это только старт. Начинают с того, что касается меньшинства, чтобы потом сказать: вот, смотрите, как всё хорошо работает, чтобы потом перекинуть на большинство.

Речь идёт о дискриминации по техногенному признаку, по признаку способности или неспособности пользоваться техническими средствами и по имущественному признаку. Я хочу спросить: а как это соотносится с базовыми правами, которые прописаны в Конституции и всех остальных законах? И могу ответить: никак не соотносится. Если вы такие умные – за государственный счёт подключите всех школьников к бесплатному интернету, снабдите их всех компьютерами или, скажем, даже отечественного производства планшетами – вот вам прекрасная сфера для развития отечественного производства. Снабдите всех телефончиками бесплатно, которыми будет этот QR-код считываться. А заодно и заплатите ещё абонентскую плату. Вот тогда это будет по-честному.

Тогда, если вы предлагаете человеку – на тебе бесплатный телефончик, бесплатное подключение, а он говорит: я не хочу, потому что я принципиальный противник цифровых технологий – тогда ещё можно развести руками и сказать: ну извини, родной. Выбирай: или мы тебе предоставляем всё и ты идёшь и делаешь что-то – или ничего, и это твой личный выбор. Тогда это было бы более-менее честно. А так это категорически не честно. Потому что это называется дискриминация, и никто таких прав нашим властям не давал, и ни в каких законах и конституциях это не записано.

Фото: Денис Гришкин / АГН "Москва"

Источник: ug.tsargrad.tv