Русские Вести

Педагоги осваивают беспилотники


Фото: Игорь ЕМЕЛЬЯНОВ

Учиться никогда не поздно. Даже если ты сам учитель. Тем более если речь идет о чем-то еще мало изведанном. Например, о беспилотниках.

Это только кажется, что БПЛА имеют сугубо военное назначение. Но сфера их применения невероятно широка - от стройки до охраны лесов, от обработки полей и дорог до борьбы со стихиями.

В Калужском технопарке педагоги всех возрастов и приручают БАС - беспилотные авиационные системы: учатся их печатать на 3D-принтерах, собирать, прошивать, программировать. И, конечно, пилотировать.

Для чего?

В России стартовала федеральная программа по обучению БПЛА - в сотни школ поставили и дроны, и принтеры. Вот педагоги - выпускники этих курсов и будут учить школьников и студентов колледжей с ними работать. Пока как факультатив, но скоро эта дисциплина может войти в школьную программу.

КРУТОЙ АРХАНГЕЛЬСК

Большой человек с морщинами на суровом лице, в черной майке с ликом Сталина вежливо просит не болтать пацанов «на галерке». Учитель труда школы № 7 из Архангельска Юрий Силуянов вместе с двадцатью коллегами впитывает от молодежи азы 3D-печати.

Сегодня его учитель - молодой педагог Андрей Тарасов из Саратова.

- Учителям надо почувствовать, как пластик ведет в разных режимах, - объясняет он мне. - Да, принтеры работают по одной технологии, но китайские и питерские - они такие разные…

Андрей объясняет, как напечатать корпус беспилотника полностью, но для начала дает отлить лишь защитные решетки и ножки (они ломаются у коптеров чаще и всегда нужны): он «набивает» на экране задачу, и манипуляторы размером с руку первоклассника начинают неспешную работу. На все про все уходит три часа и примерно два метра пластиковой нити.

Пока машина работает, педагоги-ученики засыпают Тарасова вопросами. Больше всего их у архангелогородца Юрия Силуянова: «А как задать цвет?», «А как размер?»

- И кому на берегах Белого моря вы эти знания будете передавать? - отвлекаю его на минуту.

Юрий Александрович смотрит на меня с прищуром:

- У меня три группы по 20 человек в 5, 6 и 7-м классах. Теперь я с этой программой, которая на год рассчитана, через все классы пойду.

- И как ребята реагируют?

- Им интересно. Они хотят это знать и уметь. Правда, родители их не очень понимают, для чего это.

- А, правда, для чего?

- Лесопожарная охрана, наводнения, обследование стройобъектов, срочная доставка - перспективы огромны. Может, сегодня это и не пригодится, но завтра станешь незаменимым специалистом, тем более таких пока у нас очень мало. В старших классах я бы обязаловку ввел по БПЛА.

ТУЛА РУЛИТ

Из кабинета с принтерами отправляюсь в ангар-полигон. Тут самое интересное. Здесь, на управлении FPV-дронами, серьезные педагоги превращаются в безусых мальчишек и легкомысленных девчонок.

Преподаватель из Махачкалы Абубакар Ибиров предлагает мне надеть очки и взять пульт в руки. «Да что тут сложного? Это как в компьютере!» - я еще не понимаю всего масштаба.

Горизонт зрения сразу сужается, картинка черно-белая, дрон вижу не сразу. Большие пальцы слишком резко двигают рычажки на пульте, и мой «Пионер» сначала утыкается в сетку, которая ограждает от стены, потом подпрыгивает под потолок и жестко садится на пол.

Передаю пульт следующему ученику - учителю физкультуры из Тулы Руслану Курбанову. Он опытный пилот - в кубе из сетки 10 на 10 метров ведет аппарат через ворота полтора на полтора, и когда дрон уже, казалось, успешно подходит к финишу, задевает соседний - завершавший восьмерку. Оба камнем летят вниз.

- Это не смертельно, - успокаивает преподаватель Ибиров. - Вот в прошлом потоке один беспилотник так влетел в соседа, что выбил ему кусок платы. Пришлось списывать аппарат стоимостью под 100 тысяч.

А тульский физрук снимает очки виртуальной реальности и сокрушается, что в группе 26 человек - очереди на второй заход приходится ждать долго.

- В нашей 7-й школе проект с БПЛА запустили этим летом. Дети уже вовсю летают и быстрее нас все это осваивают... - признает Руслан.

Говорит, у них младшие классы пока тренируются на симуляторах, а старшие переходят к обычным моделям и выполняют реальные полеты.

- У нас у школы есть коробка хоккейная - детям там простора хватает. Главное - летная практика.

На вопрос «Зачем это ребятам?» Руслан приводит реальный пример: один из вчерашних его учеников служит в Тульской дивизии ВДВ. Воевал на СВО, был ранен. После реабилитации купил коптер на свои деньги и вернулся на фронт оператором БПЛА.

КОРОЛЕВ, НА ПРОШИВКУ!

Но летать - это еще полдела. Если ты освоил прошивку беспилотника - становишься полубогом. Грамотная прошивка, поясняет иркутский педагог Виктор Катаев, позволяет заранее заложить в него команды, которые потом не придется выполнять вручную, и даже спасти дрон: задать потолок высоты и дальности, «точку возврата» - чтобы аппарат, когда батарея начнет садиться, не рухнул там, где он «устанет».

Сразу дюжину «педагогов-курсантов» делегировал техникум имени Королева из одноименного подмосковного города. Его директор Ираида Ласкина иронизирует, что «в силу возраста профессиональным оператором БПЛА уже не станет», но вникает во все дотошно:

- Мы же центр по беспилотникам - профессионально готовим операторов БПЛА. Был уже первый выпуск. Теперь у нас самая современная база. Чтобы этим руководить, надо все это знать и уметь самой.

Ираида Анатольевна по образованию инженер-преподаватель строительных дисциплин. Признает, что программирование дается труднее всего. Но в техникуме сейчас четыре группы на каждом курсе по 25 человек, и перед своими студентами директор не может ударить в грязь лицом.

На семинаре по прошивке директор Ласкина сидит за партой перед своим сыном и коллегой Виктором. Он отмечает день рождения с пультом в руках, и чувствует он себя в своей тарелке: Виктор два года участвует в дрон-рейсинге - гонках беспилотников. И преподавателей Ласкин-младший понимает с полуслова. Когда у мамы-шефа возникают трудности, спешит на помощь.

- Мы сейчас центральная точка беспилотья в Московской области, - поясняет он, - На нас ложится обучение преподавателей школ по этому направлению. Учимся сами и обучаем других работать с БПЛА.

Ласкин объясняет: работать в их техникуме будут с беспилотниками и самолетного, и вертолетного типа. А упор сделают на подготовке техников.

- Не будем останавливаться только на полетах, - говорит он. - Большой запрос на то, чтобы делать сами дроны, и здесь нас этому тоже учат. А мы уже будем растить наладчиков оборудования, которые пропечатывают все дорожки на платах.

Да, студенты пока больше интересуются полетами. Но Ласкин уверен, что через год-два популярнее станут «надводные и подводные направления».

- Наши преподаватели ездят сами и готовят тех, кто ближе «к ленточке». 20 с лишним наших выпускников последнего года работают «у ленты». Мы показываем ребятам, что такое СВО, что обычные пацаны идут Родину защищать, имея в руках пульт управления БПЛА, - говорит Ласкин. Но сразу оговаривается, что гражданских направлений больше.

Пока же сами педагоги, освоив прошивку, едут на полигон под Калугой - будут собирать и запускать дроны самолетного типа.

ТЫСЯЧА СПАРТАНЦЕВ

Директор федерального технопарка в Калуге Михаил Телушкин год назад встречал здесь президента Путина. В этом году приезжал премьер Мишустин.

- У вас крутые спецы обучают тех, кому завтра передавать эти знания детям по всей стране?

- Тут по очень доступной программе обучаются люди разного менталитета и разных возрастов, - говорит Телушкин. - Взрослые начинают вести себя как дети. И вот с этим задором они возвращаются в свои школы и техникумы, чтобы дать ученикам то, что им интересно.

Программа построена так: сначала идет заочный этап (два месяца преподаватели учат теорию), потом приезжают в Калугу на испытания, где специалисты оценивают их уровень, тут им дается практика и уже очная теория.

- Здесь хороший уровень подготовки, но доступный, - говорит Телушкин. - Из прошлого потока только два человека не смогли сдать выходной экзамен.

А в декабре в Калуге пройдет Всероссийский чемпионат по беспилотной авиации: приедут учителя - выпускники этой программы, уже с командами из своих учеников.

В первом, весеннем потоке педагогов-первопроходцев было почти четыреста. Во втором, осеннем потоке в Калужском технопарке обучались четыре группы - всего 639 педагогов из 12 регионов.

И каждый из них уже вернулся домой, чтобы посеять зерно страсти к беспилотным полетам в своих учениках. А те, в свою очередь, совсем скоро станут настоящими профессионалами беспилотной авиации - и для армии, и для мирной жизни.

ТОЛЬКО ФАКТЫ

Проект по развитию беспилотных систем и подготовке педагогов создан по поручению президента.

Подготовку пройдут 2,5 тысячи педагогов из 520 школ и 30 колледжей по всей стране.

Обучение состоит из четырех модулей: 1 - теория, 2 - матчасть, 3 - обучение на симуляторе, 4 - полеты.

Программу проводит Институт развития профобразования вместе с Центром военно-спортивной подготовки «ВОИН» и Федерацией гонок дронов России.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

«К 2030 году в России подготовят миллион специалистов по беспилотным летательным объектам. Программа позволит интегрировать знания о них в общее и среднее профессиональное образование. Педагоги из 30 регионов пройдут подготовку в центрах обучения в Чечне, Татарстане, Хабаровском крае, Ульяновской, Свердловской и Калужской областях».

Игорь ЕМЕЛЬЯНОВ

Источник: www.kp.ru