На днях стал свидетелем процессов, происходящих вокруг и около приехавших к нам из Украины под разными марками людей. Кто-то беженец, кто-то мигрант, кто-то репатриант, там много подвидов и подклассов. Но суть одна — все они прибыли к нам недавно с территории пока еще Украины, если судить с точки зрения международной и прочих дипломатий.
А недавно в этой массе начались брожения, и, я бы сказал, паника. Причем, паника такая, вполне себе взрослая. Хотя странно, ведь еще когда было объявлено, что с 1 августа начинаем закручивать гайки. А с 1 ноября процесс принимает необратимый и жесткий характер. А с 1 декабря тех, кто не желает быть участником этого процесса, милости просим обратно на родную Украину, и три года к нам ни ногой.
Было? Было. Извещали? Еще как. Так чего теперь понеслись стоны и метания в "той" прессе, дескать, украинцев лишают привилегий и льгот в России? Стонут же. Опять, понятное дело, проклинают этих самых... ну вы поняли, кого. Совсем, значит, житья в России украинцам не дают, хотят всех обратно выдворить, чтобы они там с голоду умерли. Это не я, это "Эхо". Не знаю, где и кто так завыл, но эхо от воя — только в путь.
Кстати, о том, что "в путь".
В моем доме (я как-то вскользь об этом упоминал уже) живет псевдоячейка общества из двух человек. Понятно, приехавших из Украины в прошлом году. Псевдо — это потому что вроде как живут вместе, но незарегистрированно, невенчанно и понятно, по украинским паспортам. Но это дело исключительно этой ячейки.
Так как люди они не наглые, по ночам "Слава Украине" не орали, мы (жители), толком-то и не знали, кто они, и откуда. Дом большой. Но вот девица устроилась работать в ларек с овощами и фруктами, который я уж несколько лет "своим" считаю. Ну и хочешь, не хочешь, а хоть пяток слов покупателю да придется сказать. Ну, а я со своей практикой отличаю речь луганскую от других. Правда, есть отличия, даже если с дончанами сравнивать. Но суть не в том.
И вот, как раз на следующий день после извещения о том, что гайки будут закручивать, встречаю эту пару во дворе в полном смятении духа. И полнейшей панике. Начинаю выяснять, что такое, и узнаю очень интересные подробности происходящего в нашей стране. Я так подозреваю, подобное не только у нас происходит.
В конце октября Ирине в органе ФМС сообщили, что статуса беженца она лишена. Со всеми вытекающими. И ей предстоит либо пройти процедуру оформления по другому статусу, либо... ну вы поняли. Назад, на Украину.
Шок? Ну да. С чего бы это вдруг? Но въедливость не позволила мне сразу рассыпаться в сочувствиях, начал разбираться, коль уж влез. И выяснил интересные подробности. Да, Ира приехала как беженец из Луганской области, это так. Но в ее паспорте (еще даже не просроченном) стоит адрес: поселок Новопсков.
Вернувшись, задействовал карту. Да, удивился несказанно. Не наличию Новопскова, такой поселок есть в Луганской области. Удивился тому, что оттуда можно бежать. Нет, бежать-то можно, но явно не от обстрелов. От маленькой зарплаты можно, от личных проблем. Но боевых действий там не то что не было, там даже тербатов не видели ни разу. Специально по новопсковским форумам полазил. Так, где-то за горизонтом что-то происходит, но последнее время даже никто в сторону России не истерит. Видимо, своих проблем хватает.
Видимо, наша ФМС тоже картой пользоваться умеет. И, в конце концов, начала понемногу разбираться в двух с половиной миллионах украинцев, прибывших к нам в прошлом году. Кто, откуда и отчего бежал. Видимо, не единичный случай, потому что особо никто ничего не пояснял. Вручили постановление, сказали, в какие сроки и куда обращаться, и на этом все.
Вообще, в этом случае я ФМС полностью поддерживаю. Приняли. Разместили. Помогли по первому времени. Поддержали финансово, и неплохо, надо сказать, поддержали. Но как бы год прошел, пора все начинать устаканивать. Любая сказка имеет свойство заканчиваться.
Так вот и закончилась российская сказка для луганской "беженки". И конец ее был совсем не счастливым. Но извините, своих проблем как бы хватает. А вот так жить за наш счет — это жирновато будет.
Чтобы меня не упрекали в некоей излишней озлобленности по отношению к беженцам, расскажу еще одну короткую историю. В противовес, так сказать.
У меня есть друг, намного моложе меня. Так уж вышло. Всю свою жизнь он стоял в очереди на квартиру. Квартиру ему должно было наше государство, потому что его отец, сотрудник МВД, погиб за 2 месяца до его рождения. Но до своих 25 лет он так и прожил в однокомнатной квартире вместе с мамой. Не хватило. В ней вырос, выучился, отслужил, кстати, в армии, хотя по вполне понятным причинам мог этого не делать. По закону. Но отслужил.
А на 25 лет ему сделали роскошный подарок: известили о том, что, так как ему уже 25, он вполне уже взрослый и работоспособный член общества, то как бы и на свое жилье в состоянии заработать. И с очереди его сперва подвинули со второй сотни во вторую тысячу, а потом и вообще убрали. Видите ли, в очередь вставили беженцев.
Я согласен, что людей, которые потеряли на войне все, надо было как-то расселить. Из палаток пунктов временного содержания, из санаториев и приютов хоть в какое-то нормальное жилье. Хорошо, расселили. Устроили. Обеспечили работой. Все нормально, все так, как должно было быть по-русски. Но своих-то почему обязательно промеж глаз метелить? Странно у нас порой бывает.
То, что ФМС начала некую фильтрацию всех приехавших, это прекрасно. Это своевременно. Во-первых, хуже не станет в плане того, кто зачем приехал, а то навидались мы всяких беженцев в ассортименте. Во-вторых, неслабая экономия для бюджета. Да, год прошел. Можно уже встать на ноги и слезть с шеи страны. С нашей, если что, шеи.
Вообще, люди бывают оттуда действительно разные. Видел и таких, у которых, просвети голову, кроме "дай", ничего не найдешь. Но было очень много именно Людей, которым эти льготы и статусы были не нужны. Они приезжали, останавливались порой у полузнакомых людей, зачастую найденных через Интернет, оформляли разрешения, находили работу, жилье. И ждали гражданства. И получали его. И становились нашими гражданами. И дай бог им дальше удачи и счастья в новой жизни.
А вот тех, кто приехал отсидеться, да еще по возможности за чужой счет, да еще и подзаработать "вчерную", чтобы можно было побольше домой отправить — вот с такими действительно надо бы и попрощаться.
Войну фактически мы остановили, спасибо всем, кто это вытащил на своих нервах. Так что весь "путинский призыв" тоже должен определиться, чьи они в итоге. Наши — добро пожаловать, оформляйтесь и работайте, живите. Нет? Так тогда надо вспомнить, где ваш дом и заниматься во славу его.
А крики тех, кто начал вопить об угнетении украинцев и лишении их льгот в России, надо просто проигнорировать. У нас как бы своих льготников хватает. Что уж тут говорить о здоровых работягах, которые трудятся у нас, но реально на благо страны, с которой у нас отношения, мягко говоря, странноваты?
Роман Скоморохов