Новые ориентиры
Как в современной России воспринимают изобретателя?
Новейшие социологические исследования по этой проблеме найти непросто, поэтому обратимся к статистике десятилетней давности.
В 2011 году Всероссийский центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ) опросил 1 600 респондентов с целью выяснить статус изобретателя в обществе. Оказалось, что к народным Кулибиным относятся с уважением и в целом положительно. Но вот относительно материального достатка изобретателей большинство опрошенных высказались скептически – меньше зарабатывали, по мнению общества, десять лет назад только учителя и военные. Удивительно, как изменилось общественное мнение о заработке военнослужащих – сейчас материальный статус людей в погонах гораздо выше. А вот изобретатели и рационализаторы, судя по всему, так и остались в конце списка.
В 2011 году ВЦИОМ отследил и социальный статус Кулибиных. Оказалось, генераторы идей снова в самом конце списка, ниже – только учителя, а на сходном уровне – сотрудники правоохранительных органов.
Дальнейший анализ результатов исследования удручает еще больше.
Респонденты с высшим образованием оценивают перспективы изобретателей разбогатеть в России как минимальные. Граждане, потенциально способные принести пользу своей стране техническими и научными инновациями, не видят в этом никакой перспективы. К слову, чем ниже уровень образования опрошенных, тем менее скептически они относились к уровню доходов успешных изобретателей.
До настоящего времени ВЦИОМ не повторял подобные исследования, очевидно, даже сама тема неинтересна социологам. Но даже без новейших исследований понятно, что социальный и материальный статус изобретателя и рационализатора в России если и изменился, то в худшую сторону. И это, безусловно, зеркало нынешнего отношения к «двигателям прогресса».
Престиж изобретателей в России постепенно и неуклонно снижается.
Зачастую это происходит по причине невежества. Обыватели не понимают важности внедрения новых изобретений, не верят в «прогресс собственными руками» и не знают о достижениях отечественной науки.
Собственно, «Спутнику V» не доверяют во многом из-за стереотипа о том, что мы можем быть впереди только в ракетах и балете. Несмотря на то, что в 2021 году в Кремле неожиданно вспомнили про науку и технологии, особых подвижек в этой связи не видно. На тематический сайт годнауки.рф заходит ежемесячно не более 130–190 тысяч россиян, а среднее время просмотра не превышает… 12 секунд.
В обществе сложилось мнение о существовании успешных изобретателей исключительно за рубежом. Показательна в этой связи публикация «Изобретение – случайность или упорный труд?» агентства «РИА Новости» от 30 июня 2012 года. К слову, приурочили текст ко Дню изобретателя и рационализатора, отмечаемого в последнюю субботу июня.
Авторы потрудились на славу и рассказали читателям о таких великих инноваторах, как Эдуард Бенедиктус, Томас Салливан, Джордж Крам, Александр Флеминг, Луи Пастер, Жан-Жозеф Мерлен и Фред Бор. Это еще не полный список импортных гениев, о которых решено было поведать в День изобретателя.
Впрочем, справедливости ради, авторы все-таки рассказали об одном отечественном изобретателе – Петре I. Он, оказывается, не только окно в Европу прорубил, но и прообраз коньков придумал. О том, какой вклад в мировой прогресс внесли отечественные инженеры и изобретатели Котельников, Шухов, Юрьев, Ползунов, Лодыгин, Александровский, Цвет и многие другие, мало кто знает.
Самое печальное, что это в первую очередь касается подрастающего поколения. Детям не просто не интересна история отечественной науки, она еще и не преподается им толком нигде.
Каким вырастет человек, усвоивший со школы, что все окружающее его создано руками иностранных гениев?
Советский опыт
Нет желания продолжать историю затертым до дыр тезисом: «А раньше было лучше». Но сейчас без этого никуда – в Советском Союзе изобретательству уделяли особое внимание. Безусловно, спектр интересов был очень специфическим, но он, в отличие от современности, хотя бы присутствовал.
Прежде всего, этим тогда озаботились на государственном уровне. Развитием изобретательства в той или иной мере занимались государственный Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР, Всесоюзный научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы, Центральный научно-исследовательский институт патентной информации и технико-экономических исследований, а также Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов (ВОИР).
Были учреждены знак «Изобретатель СССР» и звание «Заслуженный изобретатель СССР». В современной России аналогичное звание было вообще упразднено тогдашним президентом Медведевым в 2010 году, но Путин вернул его спустя пару лет.
Звание «Заслуженный изобретатель Российской Федерации» в разное время получили 520 человек. Если интересно, поищите, насколько это исчезающе крохотно, по сравнению с количеством награжденных званием «Заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности Российской Федерации».
Но вернемся к Советскому Союзу, в котором у изобретателей был особый статус.
В обязательном порядке в каждом областном центре должна была работать станция «Юный техник», а на каждом предприятии – бюро по изобретательству и рационализаторству.
Патентные службы отслеживали преждевременную публикацию важных технических решений и своевременное патентование инноваций. Безусловно, в плановом хозяйстве такая система не смогла раскрыть себя полностью, но весомый вклад в советскую промышленность внесла.
С 50-х годов прошлого века и до середины 80-х Советский Союз был мировым лидером по количеству создаваемых и регистрируемых государством изобретений.
К примеру, в середине 70-х годов каждая четвертая заявка в мире на изобретение была из СССР. Американцы могли похвастаться только 14,6 %, японцы несколько лучше – 31 %. Уже к концу 90-х годов доля российских изобретений упала до 2,6 %, а только в Японии выросла до 45 %. Безусловно, далеко не все изобретенное доходило по потребителя, но сам факт такого пристального внимания советского правительства дорогого стоит.
Сейчас, в условиях рыночной экономики, в России изобретательство в полной стагнации.
Производственникам гораздо проще купить готовое решение за рубежом, чем стимулировать собственных инженеров. Санкционная политика Запада должна была ускорить изобретательство, но нет – в лучшем случае создаем аналоги, в худшем – вообще уходим с рынка. Между тем идеи, превратившиеся в готовые технологии, оборудование и продукты, в настоящее время обеспечивают развитым странам до 85 % ВВП.
Тяжелая ситуация с «мозгами изобретателей» грозит России стратегическими последствиями.
Вместо модных направлений стартапов, технологического предпринимательства и инновационного менеджмента сейчас требует развития целая отрасль, способная дать толчок экономике страны. И без четко обозначенной протекционной политики государства в этой сфере уже никак не обойтись. К сожалению, сложившая в России специфическая рыночная экономика совсем не благоволит изобретателям и рационализаторам.
Евгений Федоров
Фото: naucaitechnika.ru