Президент России Владимир Путин подписал закон, в соответствии с которым все сроки губернаторов отсчитываются с 2012 года. Все предыдущие сроки обнуляются. При этом теперь главой региона нельзя будет избираться два раза подряд.
Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов полагает, что обнуление сроков полномочий вносит больше определенности в региональные политические процессы. «Теперь у всех губернаторов четко определен горизонт их политической карьеры в данном регионе. Кроме того, больше понимания появится и у избирателей», — сказал он «Актуальным комментариям».
Генеральный директор фонда «Прикладная политология» Сергей Смирнов отмечает, что теперь многие из назначенных и даже переназначенных глав регионов могут спокойно баллотироваться в губернаторы, потому что «закон позволяет». «С другой стороны, любое досрочное сложение полномочий теперь реально сокращает срок их губернаторства. И в-третьих, возникает необходимость готовить преемников, потому что в отсутствие таковых через 7-10 лет неизбежно будет «просто» сменщик», — сказал он «Актуальным комментариям».
Директор NPR Group Дмитрий Фетисов считает, что новый законопроект о запрете губернаторам избираться на должность больше двух сроков подряд совершенно никак не отразится на региональных политических процессах сейчас, но будет играть большое значение через несколько лет. «Не секрет, что губернаторы, работающие слишком долгое время, буквально остывают к своей работе, и развитие региона в такой ситуации либо останавливается, либо и вовсе превращается в деградацию. Примеры губернаторов-«долгожителей» — Строева в Орле, Максюты в Волгограде и других — отчетливо это подтвердили на практике. В этом плане примеры кемеровского Тулеева и калужского Артамонова, которые очень долго находятся у власти и при этом очень успешно руководят своими регионами, скорее исключение из правил, только подтверждающее правило, но не опровергающее его», — сказал он «Актуальным комментариям».
По словам Игнатова, положения нового закона явно работают в пользу губернаторского корпуса. «Например, согласно новому закону такие старожилы, как Аман Тулеев, избираются в 2015 году на свой первый срок. Мотивы этого решения лежат, скорее всего, в плоскости подготовки к федеральной кампании. Региональным политическим элитам нужно было придать больше уверенности в своем будущем в момент подготовки к выборам», — говорит он.
Смирнов полагает, что ограничение количества губернаторских сроков должно «повысить активность политической жизни в регионах, усилить ротацию управленческих кадров и дать еще одну цель пока еще молодым, но амбициозным региональным политикам». «Хотя все это верно только в предположении, что до 2022 года не будет принят другой закон», — оговаривается он.
Фетисов указывает на то, что часто в регионах с губернаторами, работающими более двух сроков подряд, происходит явное усиление прогубернаторской части региональных элит. «Это не всегда приветствуется Кремлем, считающим идеальной ситуацию, когда в регионе есть несколько одинаковых по силе групп элит, а сам губернатор является консолидирующим центром, тем самым обеспечивая политическое равновесие в регионе», — отмечает он.
Эксперт не исключает, что Администрация президента хочет довести ситуацию до того состояния, «когда смена руководителя будет давать региону своеобразную «встряску», а новый губернатор будет либо продолжать успешную политику предшественника, скорректировав её, либо будет проводить принципиально новую политику, если действия предыдущего руководителя оказались неэффективными для региона».
«Из всего этого можно сделать вывод, что данная реформа принесет определенные плюсы в целом. При этом у многих игроков политического рынка и ФПГ кардинально изменится подход к ситуации. Если сейчас многие, лоббируя на кресло губернатора своего ставленника, предпочитают действовать по принципу: «Покажем, что нынешний губернатор плохой и не справляется. Его не переназначат, а мы предложим своего человека», то теперь этот подход устареет, т.к. больше никто не будет давать гарантии, что вместо «плохого губернатора» на его место не переведут губернатора с заканчивающимся сроком полномочий в регионе, но показавшего свою полезность федеральной власти. Отсюда можно ожидать, что теперь политикам, желающим стать губернаторами, придется не просто ругать нынешних региональных руководителей, но и убеждать Кремль в своих высоких профессиональных управленческих качествах», — заключает он.
Политтехнолог Олег Молчанов напоминает, что закон о порядке выборов губернаторов изменяется уже во второй раз. «Сначала (до 2004 года) губернаторы выбирались избирателями и подписи в поддержку их выдвижения ставили тоже избиратели. С 2004 по 2012 годы губернаторов выбирали депутаты региональных парламентов из кандидатур, предлагаемых президентом. С 2012 года регионы могут сами выбирать способ избрания своих губернаторов. Республики Северного Кавказа и некоторые другие оставили выборы голосованием депутатов, в большинстве же субъектов губернаторов выбирают избиратели, но подписи в поддержку их выдвижения ставят главы и депутаты муниципальных образований региона», - сказал он «Актуальным комментариям».
По словам эксперта, каждое изменение способа выборов губернаторов делало их срок исполнения полномочий первым. «Это было выгодно губернаторам и федеральному центру, так как в уставах некоторых регионов всегда были положения об ограничении количества сроков (по примеру поста президента России). Последнее "обнуление" количества сроков дает большую "свободу действий" для Администрации президента в сохранении стабильности в отдельных регионах (там, где фигура действующего губернатора устраивает всех). Минусы появились только для тех губернаторов, у кого регион. законодательством ранее не было ограничений в сроках нахождения у власти. Они теперь зависят от федерального центра, который может еще раз "обнулить" сроки, а может этого не сделать и тогда и придется уступить свое место (хоть и через 8-10 лет). Останутся ли при должности "губернаторские долгожители" типа Тулеева или Савченко, зависит не от закона, а от того, как будут развиваться их отношения с Администрацией президента и правительством. И от того, есть подходящая кандидатура им на смену», - говорит он.
Отсчет сроков начинается с 2012 года — с момента возвращения губернаторских выборов, а до этого времени все сроки обнуляются. Закон предусматривает, что глава субъекта Федерации не может назначаться на срок более пяти лет, при этом число таких сроков не может быть более двух.
Таким образом, предельный срок полномочий губернатора не может быть более 10 лет подряд, передает МИА «Россия сегодня».
Принятие данного федерального закона должно способствовать более четкому и единообразному применению норм закона, обеспечивающих сменяемость высших должностных лиц субъектов Федерации.
Андрей Тихонов