Торгово-развлекательные центры России опустели с начала спецоперации на Украине: многие западные бренды объявили о приостановке работы в нашей стране. Надо отметить, что эти храмы общества потребления давно пошли трещинами. Царьград рассказывает о перспективах ТЦ в сегодняшних экстремальных условиях.
Итак, хлопнув дверью, из нашего ретейла ушло большинство иностранных брендов, и многочисленные ТЦ являют собой жалкое зрелище: половина бутиков закрыты рольставнями с надписью о неких технических причинах. Справедливо возникает предложение – заменить ушедшие обиженные марки отечественной продукцией или перепрофилировать. Но не всё так просто. Оказывается, вся соль – в самой философии крупных моллов.
Падающие башни
Торговые центры в привычном нам виде придумал уроженец Вены Виктор Грюнбаум. Из Европы в США он переселился, убегая от фашистов, и уже работая на новом месте, придумал совмещать под одной крышей сразу много магазинов. Так и появились первые торговые центры. Изначально идея была заточена под владельцев машин, что объясняет наличие парковок и расположение крупных торговых площадок на окраинах города и в пригородах. Идея эта возымела успех, но спустя более чем 70 лет торговые центры США стали стремительно пустеть. Сам формат моллов постепенно устаревает, ведь на пятки торговым центрам наступает онлайн-шопинг. В Америке полно заброшенных торговых центров, и это довольно жалкое зрелище.
А как будет в России? Торговые центры в России не закроются даже в сложившейся сегодня ситуации, считает эксперт, президент "Mapic RUSSIA", основатель и управляющий директор Российского совета торговых центров Олег Войцеховский.
Каждый раз, когда случается что-нибудь серьёзное, например, резкое изменение курса валюты или пандемия ковида – мы все говорим о риске закрытия ТЦ. А ведь они могут закрыться и без критической ситуации. Например, просто потому, что какой-то ТЦ работал 20 лет, физически устарел и стал неинтересен покупателям, начал терять арендаторов. Допустим, он закроется сейчас, потому что есть ещё тренд на снижение рынка, но можно ли считать, что он закрылся из-за сегодняшних событий? Не думаю,
– заявил Царьграду эксперт.
Под колпаком у банкиров
Конечно, ретейл активно переходит в онлайн, но ситуации, как в Китае, где интернет-торговля "съела" 40% рынка, эксперты не ожидают.
Олег Войцеховский напомнил, что в разгар пандемии коронавируса пустовало до 90% торговых площадей, но заведения выжили:
Важна социальная обстановка вокруг ТЦ. Там живут люди, которые посещают торговый центр пару раз в неделю в течение нескольких часов. Для них это и шопинг, и развлечение.
Возможно, сейчас самое удачное время, чтобы снизить процент бутиков в моллах и отдать невостребованные площади под семейный досуг, развитие детей и спорт? Феномен чрезмерного консьюмеризма, когда торговый центр для человека – как наркотик, пора искоренять. Пустое потребительство, шопоголизм – это болезни, насаждаемые Западом. И во главе угла у адептов развития повсеместной торговли, как водится, денежная прибыль.
Олег Войцеховский согласен, что развлекательных зон в моллах могло бы быть и побольше, но так называемый редевелопмент торговых центров – перепрофилирование назначения зон – задача, по его словам, не из простых.
Вопрос этот возник не только в связи с текущей ситуацией, но и в более ранних кризисных моментах. Такие идеи проходили пунктирной линией и в 2008, и в 2014, а уж про 2020 год с ковидом и говорить не приходится. Проблема в том, что ТЦ изначально создаётся и строится с определённой концепцией, и это вещь не с такой простой экономикой, как может показаться,
– добавил эксперт.
Например, помешать перепрофилировать зоны в ТЦ могут банки, ведь многие моллы находятся у них в кредитной кабале, будучи залоговым имуществом. Свежий пример – Сбербанк забирает за долги московский торговый центр "Глобал сити", и очевидно, что это только начало.
Торговые центры находятся под колпаком у банкиров, которые по договору контролируют буквально всё: от концепции конкретных площадей и арендных платежей до места нахождения перегородки между магазинами.
К тому же творческие, развлекательные и обучающие зоны в ТЦ занимают достаточно большую площадь, но исходя из собственной экономики, они не так много платят. И именно поэтому под развлечения, кинотеатры и другие вещи, не связанные с ретейлом и общепитом напрямую, в нынешней ситуации можно выделить не более четверти площадей. Это максимум, что пока может себе позволить экономика торгового центра,
– поделился мнением спикер.
Эксперт пояснил, что средний чек в зонах досуга в ТЦ по сравнению с зонами ретейла смехотворный, поэтому кардинальное перепрофилирование зон торговым центрам просто невыгодно. Сделай в молле половину зон игровыми – и будешь платить за всё из своего кармана.
Дискриминация в деле
Мысль о том, что можно заменить ушедшие марки в торговых центрах точками отечественных производителей, конечно, привлекательна. Но есть нюансы. Во-первых, иностранные марки явно рассчитывают вернуться на русский рынок и не разрывают арендные соглашения.
Кроме того, в торговых центрах давно установилась жёсткая иерархия резидентов: крупные иностранные бренды, считающиеся популярными, арендуют торговые площади на более щадящих условиях – платят меньше за аренду и зарабатывают больше, чем соседние магазинчики. Якобы эти так называемые "якорные арендаторы" привлекают большой трафик покупателей, а те уже по инерции заходят и в другие бутики. Эта практика много лет замалчивалась и была известна только в узких кругах специалистов ретейла. Возможно, новые, пусть и экстремальные условия помогут разорвать порочный круг зависимости менее известных брендов от переоценённых "флагманов" заграничной торговли.
О том, что русские бренды смогут впоследствии стать достойной заменой западным торговым маркам, говорят и эксперты. Правда, процесс этот не быстрый, подчеркнул Войцеховский:
Мы с вами понимаем, что монобрендов на тысячи квадратных метров в России нет. Они не создаются по щелчку, потому что здесь главное – это производственная база. Если она в России, то нужно физически создавать фабрики, которых у нас на сегодняшний день нет. Если она не в России, то разбираться со стоимостью и логистикой, после этого узнавать – будет ли товар в условиях недорогого рубля попадать в свою ценовую категорию. Поэтому создание замен – это сама по себе сложная вещь.
Тем не менее в России есть масса возможностей для производства товаров, которые со временем могут "встать" в эти опустевшие слоты. Качественная и доступная мебель, например, теоретически вполне сможет заменить ушедшую Ikea.
Лояльность к отечественным брендам наработается, несмотря на то что сейчас будет падать покупательская способность. Для потребителя важно будет представлять не столько привычные им бренды, сколько товары во всех ценовых категориях с приемлемым сочетанием качества и цены. Некоторые люди будут вынуждены покупать не то, что они привыкли, а лучшее из того, что доступно. И со временем, если потребители для себя решат, что наши новые бренды – это в общем-то вполне нормальные товары и марки, то как раз и может возникнуть определённый уровень лояльности,
– добавил Олег Войцеховский.
Сейчас произойдёт частичная компенсация за счёт марок как из России, так и из стран Азии. По мнению эксперта, окончательно картина обновления пула арендаторов торговых центров прояснится через полтора года.
Открывать новые здания уже давно не с руки, и даже нидерландская Ingka Centres Holding – компания, управляющая ретейлером Ikea и параллельно сетями "Мега" в России, заморозила проект в Челябинске. Отказались они в своё время и от строительства "Мега- Новосёлки" в Ленинградской области. При этом из 46 точек торговли, построенных Ingka Centres Holding, 14 находятся в нашей стране, далее по убыванию идут Китай (9 ТЦ), Швеция (7 ТЦ) и Польша (5 ТЦ). С таким охватом рынка компания вынуждена считаться с русскими покупателями, и время покажет, как они поведут себя дальше. К тому же стоит прислушаться к угрозе национализации их имущества, идея высказывалась неоднократно с момента начала спецоперации, и её ещё не успели положить на полку.
Что с того?
Запад оккупировал Россию по всем фронтам. Даже аренда торговых площадей в наших ТЦ осуществляется под диктовку фирм из недружественных стран.
В любом случае, само по себе общество потребления, сформированное по западным лекалам, необходимо переформатировать. Недавние очереди в закрывающиеся магазины были просто позором на фоне исторического решения России, из-за которого западные бренды просто плюнули в лица своим покупателям. А те утерлись и кинулись скупать остатки продукции.
Прогнозировать будущее торговых центров в России сейчас сложно. Но уже понятно, что они будут вынуждены измениться, хотя западные бренды и продолжают придерживать площади. Но всё ещё впереди.
Наталия Хворостьянова