Одним из острых вопросов на сегодняшний день наряду с СВО остаётся национальный вопрос, а если быть точнее – вопрос межнациональных отношений, которые тесно между собой переплетены. Позволю себе, опираясь на личный опыт, поразмышлять над ним.
В объятиях Маркса. Для этого первым делом я решил отказаться от марксистско-ленинской (по своей сути интернационалистской) демагогики, которая, к сожалению, довлеет над вчерашними комсомольцами и комсомолками, заведующими сегодня нашей, прежде всего, внутренней политикой. Эта политика «дружбонародья», в орбиту которой ими традиционно включены не только бывшие республики Советского Союза, но и «угнетённые всего мира» - сиречь «пролетарии всех стран», знает только один источник подпитки – многострадальный русский народ, который в их понимании подобен бездонному колодцу или дойной корове: неисчерпаем, безмолвен и не имеет иных собственных целей и задач.
К счастью, это не так, и здоровый русский национализм образца Императора Александра Третьего, Ивана Ильина, Дмитрия Менделеева и святого Иоанна Кронштадтского, наряду с возрождающимся национальным самосознанием, вопреки потугам неомарксистов, завоёвывает всё большую популярность в современном обществе, в т.ч. у молодёжи. Этот процесс идёт параллельно постепенному обанкрочиванию ленинского наследия, за которое, однако, продолжают цепляться различные левые силы, «громко» считающие себя патриотами. Это очевидно, особенно при переименовании населённых пунктов и улиц на освобожденных Российской армией территориях и установке (не только там) памятников своим идолам, где они о-о-очень активны. Нет, чтоб провести партийную мобилизацию и сформировать из молодых и не очень коммунистов-ленинцев хотя бы один полк имени своих кумиров, либо построить на собранные ими деньги танк, самолёт или хотя бы «буханку»… Но об этом на третьем году СВО мы ничего не слышали. Куда активнее здесь казаки, футбольные фанаты, прихожане православных храмов, не тяготеющие, как известно, к красной риторике, но представляющие как раз глубинный русский народ с незасиженными марксистскими «мухами» мозгами.
Написав «русский народ», я имею в виду, конечно, традиционное понимание этого термина, как граждан России, принадлежащих к «русскому миру» в известной трактовке Патриарха Кирилла, где есть место и татарам, и башкирам, и чеченцам, и евреям (почему нет, если, например, народный герой – покойный генерал Лев Рохлин – был им по отцу?) и, как показывает время, представителям других народов, обретших в России вторую Родину. Главным критерием здесь являются интересы и поддержка русского народа, уже как этноса, ибо если ему плохо, то ничего хорошего не следует ждать и представителям других народов России. У нас, сторонников умеренного русского национализма вышеприведённого образца, есть чёткое понимание, что за последние 100 с лишним лет русский народ методически подвергался целенаправленному геноциду.
Почти 80-летняя политика сначала советского интернационализма и затем 30-летнего постсоветского «дружбонародья», которая продолжается по сей день, направлена не только на прямое уничтожение (например, абортами или алкоголем) по несколько миллионов в год, но и на переформатирование национальной матрицы – самосознания русских (чего стоит одно только русофобское, по своей сути, телевидение), формирующее из людей массовых потребителей-индивидуалистов.
Из большого, сильного старшего триединого славянского брата, когда национальность определялась общим для всех вероисповедованием (образа, доставшегося нам из «проклятого царизьма»), которого остальным народам-братьям России не зазорно было не только уважать, но и брать с него пример, мы превращаемся в вымирающую, стремительно теряющую авторитет и позиции этногруппу, с практически стёртой исторической памятью, почти забытыми традициями и слабеющей верой… На фоне этого размывания и выхолащивания русского духа «братьями» нам оставлено только одно право, которое всё больше превращается в «священную» обязанность – помогать им. Что будет потом? Спросите, например, у выживших косовских сербов или карпатских русинов (карпатороссов). Да что там: спросите у русских беженцев из бывших братских республик Закавказья, Средней Азии или дудаевской Чечни, других пока ещё российских регионов, где им становится невозможно жить.
Когда Русские слабеют… Мне кажется, самым ёмким ответом на этот вопрос будет формула, услышанная мной от одного русского… армянина: «когда русские слабеют, остальные борзеют и звереют». Ужас состоит в том, что мы, русские, поверили сладкоголосым советским и постсоветским (их суть в принципе одна – русофобия) пропагандистам, что «всенародыравны», «вселюдибратья», «намниктонеугрожает», «нужножитькаквсе», и перестали быть самими собой, т.е. большими и сильными. Позволили себе отойти от Православия, традиций, заветов наших святых и национальных героев, расслабились и перестали думать не только о «светлом будущем», но и о завтрашнем дне. Так и не дождавшись обещанного правящей почти 80 лет партией коммунизма, наевшись «развитым социализмом» с его тотальным дефицитом, очередями и повсеместным блатом, бывшие русские и уже несоветские люди захотели, «жить как все», то есть для себя и не напрягаться. Это и привело нас на порог войны и на грань если не уничтожения, то выживания во всё более агрессивной окружающей среде. Со мной могут не согласиться, что в этот раз победа, как никогда, близка, и миграционные потоки начали как-то государством контролироваться. Но что-то мне подсказывает, что не надо спешить с выводами, оставаясь реалистом.
Хочу подтвердить эти размышления примером от недавнего общения с молодыми уроженцами Кавказа, приехавшими в Москву на заработки. Встреча состоялась в одном из многочисленных торговых центов столицы, где они работали охранниками. К слову, хозяином ТЦ был некто Хасан… нет, не кавказец, а гражданин одной из арабских стран. В ходе достаточно откровенной и оживленной дискуссии мне открылась та пропасть, в которую мы стремительно скатываемся. Началось с того, что оказалось, что начальник службы безопасности ТЦ (человек Хасана) уволил очередного охранника-русского за употребление на дежурстве спиртного. Я не стал ни удивляться, ни оспаривать это решение, т.к. ранее имел непосредственное отношение к охранной деятельности. Но дальше мои собеседники сказали, что на русских вообще надежды мало: они не только бухают на работе, но и прогуливают смены, поэтому в охране теперь почти на 100% кавказцы, и хозяин ими доволен. Допустив, что и так может иногда быть, я признал, что пьянство – это одна из язв русского народа, но ему другим братским народам надо помогать, иначе будет плохо всем. Они снисходительно улыбались мне в лицо, щадя мой возраст, и подтвердили, что вот они же помогают нам, заменяя на сменах, а в целом русские вызывают у них жалость и презрение.
А дальше разговор пошел «за жизнь» и «за историю». Один из них, явный лидер, признался, что в Москву приехал, скрываясь от военкома по месту рождения. Служить в Российской армии, тем более ехать на СВО, он не хочет, «это не его война», и «пусть воюют сами русские». Другое дело Саудовская Аравия, которая для него является землей обетованной и куда он не прочь уехать, хотя ему больше по душе идея сделать в России так же, как в Королевстве, где официальной религией признан ваххабизм. Вспомнилось, как ещё лет 10 назад в бытность в командировке в Дагестане, я наблюдал очереди в военкоматах из желающих поступить на службу, и военкомам давали взятки, чтоб призваться раньше! Тогда служба в Армии и МВД России для кавказцев была престижной и почётной, а ведь в то время там тоже шла своя СВО, и в самой республике было очень неспокойно. Как, однако, всё изменилось!
Оторопев от таких откровений, я стал приводить примеры из истории русско-кавказских отношений: вспомнил Шамиля, ставшего на закате жизни верноподданным русской короны, Расула Гамзатова – самого известного дагестанца в мире, который, между прочим, сказал: «Дагестан добровольно не входил в состав России, он добровольно из состава России и не выйдет». Сослался на авторитет Верховного муфтия Дагестана и главу Республики, боевого генерала Сергея Меликова, лезгина по национальности. Удивила та лёгкость, с которой молодой 20-летний паренёк отвергал всех этих кумиров и авторитетов. Меликова и муфтия он не уважает, так как они продались Москве и не являются настоящими мусульманами и дагестанцами; великий Гамзатов для него – никто, ведь, по его мнению, он его современникам не интересен. Ну а имам Шамиль просто обязан был умереть, но не попадать в плен к русским, чем лишил себя славы и уважения…
Это краткий пересказ беседы с молодыми кавказцами, который не оставляет сомнений, что в Дагестане (да разве только там) существует большая проблема с воспитанием молодёжи, которую уважаемый Глава региона, кажется, не хочет признавать. Уверен, что таких молодых мусульман, с учётом мигрантов из стран ближнего зарубежья, в России уже если не миллионы, то сотни тысяч. К каждому из них «заботливыми» учителями и наставниками из подпольных молелен, чайхан и бойцовских клубов подобран свой ключик, для каждого написана своя индивидуальная программа, с учётом возраста, национальных, религиозных, культурных особенностей, но камертоном в них будет звучать русофобия, где красной нитью будет проходить ненависть и презрение к русским. Это перекликается с официальной политикой Киева, что наводит на правильную мысль – о едином генерирующем эти идеи центре. Предлагаю читателю самостоятельно поразмышлять над этим, а мы, дабы не отвлекаться от главной темы, констатируем неприятный факт: старшему брату, особенно, когда он ослаб, есть что предъявить подросшим и окрепшим за его счёт младшим братьям.
Убиваем своих – приедут чужие. Надо увидеть эту проблему и признать ошибки, которые мы допустили, увлёкшись игрой в «дружбународность» и толерантность, которая логично вытекает из первой. Кого-то наверняка покоробит, что я критикую этот устойчивый мем советской поры, но давайте просто задумаемся, есть ли различие в простой и понятной дружбе между отдельными людьми разных национальностей, знающими друг друга – и авантюрными попытками, свойственными марксистским догматикам, «заочно задружить» массы, классы и народы на базе «самого верного в мире учения»? Совершенно очевидно, что это понятие нигде в мире больше не используется в силу своей искусственности. Ну как же это до Маркса и его «открытий» веками существовали народы и люди в мире?
Давайте же задумаемся, что же, помимо марксизма-ленинизма, делает нас слабее? Мне не раз приходилось на православных ресурсах касаться этой темы, например, здесь или тут. Давайте освежим проблему. Кратко я бы теперь сказал так: грехи, и это отнюдь не моя оригинальная мысль, а сердцевина, ключевое понятие Православия и ключ к спасению. Вся история человечества и тем паче России подтверждает это. Мы не раз стояли на краю пропасти и на грани уничтожения, как народа, так и государства. Тяжелое многовековое монгольское иго (XIII-XV вв.) стало результатом нераскаянных грехов русского народа, о чём прямо свидетельствовали летописцы – современники: распри, междоусобица, ссоры, грабежи, убийства, прелюбодейства, блуд, идолопоклонство... Живший в XIII веке Владимирский епископ Серапион, причисленный к лику святых – очевидец бедствий, открыто обличал наших предков в этих и других грехах, призывая народ к покаянию. «Это был, – по словам его биографов, – проповедник несчастий, Иеремия татарского ига и его последствий, который и в физических, и в нравственных настроениях своего времени усматривал правосудный перст Божий, ниспосылающий несчастия за людское нечестие, подобно ветхозаветным наказаниям. Источником бедствий, с точки зрения проповедника, служат грехи, с прекращением которых должны уничтожиться и причины несчастий. Чем крупнее грехи – тем сильнее несчастия, и чем сильнее несчастия, тем крупнее грехи...». И русский народ сумел найти, прежде всего, нравственные силы исправить свою жизнь, принеся искреннее покаяние, и Господь простил наших предков, даровав им князей Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана III, Митрополита Алексия, игуменов Сергия Радонежского, Кирилла Белоезерского – Государей и молитвенников, которые не только спасли русский народ от захватчиков, но и освободили его душу от плена грехов.
Очередной рубеж, когда мы опять оказались на краю гибели, – Смутное время (1598-1613), когда в стране не было легитимной власти, сама она была оккупирована, законы не действовали, кровь лилась рекой, а в Кремле сидели иноземцы и их марионетки – лжецари. К этому нас опять привели те же смертные грехи, вдобавок с клятвопреступлением, в чём нелицемерно русский народ обличали Патриархи Иов и Гермоген. Первый не присягнул самозванцу, отказавшись его благословить даже под угрозой смерти, и был с позором изгнан с кафедры и заточен в монастыре; а второй стал подлинным организатором поднявшегося народного ополчения во главе с князем Дмитрием Пожарским и Козьмой Мининым, за что был умерщвлён оккупантами. В своих письмах к народу из заточения он призвал людей каяться в грехах. В послании к нижегородскому ополчению в августе 1611 года он пишет: «…и на Вологду ко властем пишите ж, также бы писали в полки; да к Рязанскому пишите тож, чтоб в полки также писалъ к боярам учительную грамоту, чтоб уняли грабеж, корчму, имели б чистоту душевную и братство и промышляли б, как реклись души свои положити за Пречистой дом и за чудотворцов и за веру, так бы и совершили…». С этого – раскаяния в своих грехах начиналось спасение России, приведшее её к возрождению.
Аналогичный механизм действовал и в последующие кризисные для России периоды: войны 1812 года, государственного переворота 1917-го и последовавшего за ним кровавого террора; Великой Отечественной войны, когда враг грозил уничтожить нашу страну, превратив её в колонию, а народ в рабов, и был близок к этому. О духовных причинах этих бедствий и религиозном факторе одержанной победы написано немало. Мной, например, здесь или тут. Можно смело добавить к ним тяжкие грехи откровенного богоборчества, неприкрытого богохульства, массового детоубийства (абортов). Страшные грехи народа искупались кровью и слезами миллионов, и Бог послал своих избавителей и молитвенников в лице Михаила Кутузова, Серафима Саровского, Патриарха Тихона, Георгия Жукова, Серафима Вырицкого, Матроны Московской...
Но глобального переосмысления народом своих грехов и должного покаяния не произошло по сей день, о чём говорят упрямые и нелицеприятные факты. Их множество, но я приведу такой, малоизвестный, представленный Александром Штильмарком, лидером правой монархической организации «Чёрная сотня», на своей странице в ВК. Вот он: «Россияне поставили пятилетний рекорд по тратам на средства контрацепции. В первом полугодии 2024 года аптечные сети заработали 19,3 млрд руб. на продаже презервативов и противозачаточных таблеток, пишут "Ведомости" со ссылкой на отчет DSM Group. Сумма стала максимальной как минимум за последние пять лет. За тот же период прошлого года россияне потратили на средства контрацепции 16,7 млрд руб. С января по июнь 2022 года на их покупку потратили 17,2 млрд руб., 2021-го – 13,4 млрд, 2020-го – 13,5 млрд, 2019-го – 12,1 млрд руб. Участники рынка рассказали "Ведомостям", что продажи средств контрацепции растут и в количественном выражении. За указанный период 2024 года объем продаж презервативов и противозачаточных таблеток в аптечной сети «36,6» вырос на 8% и 10% соответственно по сравнению с первым полугодием прошлого года. На маркетплейсе "Здравсити" реализация средств контрацепции увеличилась на 22%, на Wildberries – на 25%. Прибавьте к этому аборты». Завершает он свой пост так: «А потом будем ныть, что Бог нас наказывает нашествием дикарей с юга? Убиваем своих – приедут чужие». Как тут с ним не согласиться?
Остаётся задаться вопросами: «А хотим ли мы, русские, вообще жить?» и «Есть ли у нас будущее?». Отвечу за себя. Жить собираюсь, сколько отпущено Богом, а будущее вижу в достойном воспитании своих внуков, которых у меня пока четверо. Стараюсь воспитывать их в духе Православных традиций, приобщаю их к Церкви, прививаю любовь к русской истории, песни и слову, записав в соответствующие кружки и секции. Кроме того, сам являюсь участником народного хора и состою в «Русской общине», набирающей популярность общественной организации, которая соответствует моим идеалам и запросам в духе умеренного национализма. На этом закончу, передав эстафету читателям. Пусть каждый, подумав, честно ответит сам себе на вопросы, хочет он реально – по-русски – жить или просто быть эпизодом, безымянным персонажем или декорацией в страшной сказке о «дружбенародов», которая уже «скоро сказывается»?
Роман Алексеевич Илющенко, подполковник запаса, ветеран боевых действий, религиовед
Фото: Из личного архива автора