Как стало известно "Ъ", сегодня утром следственная группа ФСБ приступила к проведению обысков в кабинетах сотрудников Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИмаш), а также в офисе директора исследовательско-аналитического центра Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) Дмитрия Пайсона. По сведениям "Ъ", оперативные мероприятия проводятся в рамках уголовного дела, возбужденного по ст. 275 УК РФ (государственная измена). Сейчас ФСБ проверяет десяток людей из отрасли на предмет их сотрудничества с западными спецслужбами: по сведениям "Ъ", чекисты установили, что последним стали известны результаты секретных разработок российской промышленности в области гиперзвука.
Об обысках, одновременно начавшихся в ЦНИИмаше (расположено в Королеве) и здании ОРКК (находится в Москве), "Ъ" рассказали источники в правоохранительных органах. По их словам, оперативные мероприятия и выемку документов в рамках уголовного дела по ст. 275 УК РФ (государственная измена) проводит следственная группа ФСБ. В Королеве, как уточнили собеседники "Ъ", обыски проводятся в нескольких кабинетах сотрудников института, в ОРКК — в кабинете директора исследовательско-аналитического центра ОРКК Дмитрия Пайсона. Руководитель пресс-службы «Роскосмоса» Владимир Устименко, не вдаваясь в подробности, этот факт подтвердил: «Генеральный директор госкорпорации Дмитрий Рогозин дал указание нашей службе безопасности оказывать максимальную поддержку следственным органам».
По информации "Ъ", в рамках недавно возбужденного уголовного дела оперативники проверяют информацию о причастности должностных лиц к намеренной передаче сведений под грифом «Совершенно секретно» о российских гиперзвуковых проектах иностранным спецслужбам. «Установлено, что утечка произошла от сотрудников ЦНИИмаша, с которыми Дмитрий Пайсон поддерживал тесный контакт»,— говорит один из собеседников "Ъ", знакомый с материалами ФСБ. Называть фамилии фигурантов дела и их процессуальный статус он отказался, сославшись на тайну следствия.
Собеседник "Ъ" отметил, что грядущий «разбор полетов» будет «беспрецедентным»: «Полетят многие головы, и одними увольнениями дело точно не завершится».
ЦНИИмаш является головной научной организацией «Роскосмоса» — несмотря на то что гиперзвуковыми проектами занимается корпорация «Тактическое ракетное вооружение», не входящая в периметр госкорпорации, уровень кооперации между предприятиями весьма высок. И сотрудники ЦНИИмаша, имевшие соответствующую форму допуска, обладали информацией о многих военных гиперзвуковых разработках.
Господин Пайсон, в свою очередь, также работал в ЦНИИмаше, после чего в 2011 году перешел в фонд «Сколково» на должность директора по науке кластера космических технологий и телекоммуникаций. Как отмечается на сайте фонда, он занимался программно-целевым планированием космической деятельности, выработкой рекомендаций по развитию ее институциональных основ, включая систему доведения результатов космической деятельности до конечных потребителей, государственно-частное партнерство, международное сотрудничество в космосе, технологические платформы в области космической деятельности и т. д. Участвовал в разработке и актуализации Федеральной космической программы, Стратегии развития ракетно-космической промышленности.
Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ
Параллельно с работой в «Сколково» в 2014 году по предложению главы ОРКК Игоря Комарова господин Пайсон возглавил аналитический центр при корпорации. В этом качестве он был научным руководителем НИР и курировал взаимодействие с Институтом прикладной математики имени Келдыша РАН, МФТИ, рядом других предприятий и организаций при проведении исследований по изучению и моделированию институциональной среды космической деятельности, а также принимал участие в планировании и реализации стартап-проектов в сфере телекоммуникаций.
По словам источников "Ъ", за несколько дней до обысков Дмитрий Пайсон был уведомлен о предстоящем увольнении из ОРКК: это объяснялось тем, что в организационно-штатной структуре госкорпорации, формируемой новым руководством «Роскосмоса», место для исследовательско-аналитического центра не предусмотрено.
После обысков процесс его увольнения резко ускорится, говорит собеседник "Ъ" в госкорпорации: «Документы будут подписаны в самое ближайшее время».
Фото в анонсе: Эмин Джафаров / Коммерсантъ
Автор: Иван Сафронов