Новые правила тонировки, запрет парковки на "островках безопасности", узаконивание самокатов и моноколёс - эти и другие нововведения попали в масштабный проект поправок к Правилам дорожного движения от Минтранса. К чему нам готовиться?
Проект поправок в Правила дорожного движения разместился на 19 страницах. Изменения делятся на несколько блоков. Самый широкий общественный резонанс вызвал блок о средствах индивидуальной мобильности. Это новая категория транспорта, которую официально внесут в Правила дорожного движения. О необходимости этой меры заговорили ещё несколько лет назад, когда на дорогах появились электросамокаты, сегвеи и моноколёса.
Моноколёса, гироскутеры, электросамокаты к транспортным средствам в настоящее время не относятся, - рассказывает автоюрист Сергей Радько. - К ним нет никаких требований ни по скорости, ни по резине, ни по техосмотру. По сути, это просто игрушка, которая никакими законами не регулируется. Есть самокаты, которые ездят быстрее, чем поток автомобилей, есть моноколёса мощные. И, соответственно, всё это требует отдельной регулировки в правилах.
К экспертному сообществу и ГИБДД, и Минтранс прислушались и решили вывести все эти транспортные средства в законную плоскость, а вместе с ними для пущей важности ещё и обычные самокаты, скейты и даже роликовые коньки.
- Узаконивание и приравнивание владельцев моноколёс к автомобилистам - это хорошо, но когда мы причисляем к средствам индивидуальной мобильности роликовые коньки, наверное, это уже перебор, - рассуждает автомобильный журналист Пётр Баканов. - Я бы не сказал, что роллеры выезжают на дороги, я бы не сказал, что с этим есть какая-то серьёзная проблема - не та скорость. Человек управляет этим процессом не с помощью мотора, а с помощью своей мускульной тяги.
Приравнивание к транспортным средствам роликовых коньков и самокатов предполагает ту же меру ответственности, что предусмотрена для автомобилистов. Например, лишение водительских прав за пьяную езду.
- Поскольку это разновидность транспортного средства, то если у вас есть водительское удостоверение, то вы будете отвечать по всем статьям КОАП, - отмечает координатор движения "Синие ведёрки" Пётр Шкуматов. - Например, взяли баночку пива и покатались на роликах в парке - вас приняли по пьяной статье. Нурофен приняли, пошли покататься на самокате - не на электросамокате, а на обычном вокруг дома, вас приняли по пьяной статье - 30 тысяч штраф, 2 года лишения прав. А могут и уголовку впаять, если вас до этого лишали. В то же самое время те люди, которые не имели никогда водительского удостоверения, могут обожраться таблетками, уколоться чем-нибудь, ещё запить всё это бутылочкой водки - и им ничего не будет.
Ребёнок до семи лет может кататься на средствах индивидуальной мобильности по тротуарам и пешеходным зонам только в сопровождении взрослых. Подросток в возрасте от 7 до 14 лет сможет кататься там же, но один. Водители старше 14 лет смогут пользоваться как тротуарами, так и велополосами на дорогах, но если их нет, можно будет выезжать на правый край проезжей части или на обочину улицы при условии, что у транспортного средства есть тормоза, фонарь и катафоты. При совместном движении с пешеходами запрещено разгоняться быстрее 20 км/ч. Но вот вопрос: кто и как это будет контролировать?
- Установлен скоростной режим 20 км\час. А кто будет контролировать? - задаётся вопросом председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков. - Какая служба? ГАИ? Нет. Минтранс? Нет. МАДИ, может быть, в Москве возьмётся за это, потому что это дополнительный способ выжать деньги из граждан. Сложно себе представить, что кто-то стоит с прибором, измеряющим скорость, и ждёт, когда мимо пронесётся на электросамокате любитель быстрой езды. Даже если сотрудник зафиксировал скорость больше 20 км\час, он что, вдогонку побежит, расталкивая пешеходов и прохожих, или помчится также на своём электросамокате? Анекдот, конечно.
Анекдотична и одновременно трагична ещё одна ситуация. Новые ПДД запрещают стоянку и остановку на так называемых "островках безопасности". Это выделенные специальной разметкой участки на дороге, на которых можно остановиться в крайних случаях: если, например, автомобиль сломался или водитель почувствовал себя плохо. По новым правилам прилетит штраф. Но не заезжать на "островок безопасности" и стоять, например, в правом ряду оживлённой магистрали опасно.
- Я ехала по Новорижскому шоссе, это скоростная трасса, и моя машина подала сигнал о том, что что-то неисправно, - рассказывает автомобилист Елена Шаткова. - Понимая, что мне нужно сделать остановку, я начинаю перестраиваться в крайний правый ряд, но она просто глохнет. Не проходит и минуты, я не успеваю выйти и поставить знак аварийной остановки, как в меня врезается другой автомобиль. Врезается на очень большой скорости. Водитель сказал, что он меня не заметил. В результате удара от моей машины остается ровно половина - багажник и всё заднее сиденье всмятку, благо у меня не было пассажиров. У меня были подозрения на черепно-мозговую травму, но мне повезло, и диагноз не подтвердился, я отделалась ушибом мягких тканей. Но, возможно, если был бы "островок безопасности", такой ситуации бы не произошло.
Впрочем, есть нововведения, которые вызвали одобрение экспертного сообщества. Например, тонировка. Лимит пропускаемости света лобовым стеклом предлагается снизить с 75 до 70%. Это, хоть и не сильно, но облегчит жизнь автолюбителям из южных регионов, где солнце светит довольно агрессивно. Ещё одно изменение, к которому практически нет нареканий, - это обязательства дорожных служб демонтировать все временные знаки и смывать временную разметку после того, как дорожные работы завершены.
- Это вполне разумные изменения в ПДД, которые обяжут дорожные службы после завершения ремонтных работ демонтировать временные знаки и смывать временную разметку, потому что иначе это все превращается в "кормушку-ловушку" - стоит камера и фиксирует, например, изменения скоростного режима, а ремонта нет, он давно закончен, - подмечает председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков.
Мера-то хорошая, но она не отменяет штрафов, которые зафиксированы камерой-ловушкой. Для того чтобы оспорить наказание, автомобилистам придётся попотеть.
- Автомобилисту нужно будет каким-то образом с помощью свидетеля, авторегистратора доказать, на какие знаки он ориентировался в момент, когда на него составили протокол о правонарушении, - рассказывает автомобильный журналист Пётр Баканов. - Тут есть вопрос со сбором доказательной базы, что ты был не виноват, что ты ориентировался на те знаки, а не на эти, на ту разметку, а не на эту.
И ещё одно, очень важное нововведение. Оно касается регулирования движения на кольцах. Перед некоторыми из них появятся знаки о том, что кольца главные. Перед другими знаков не будет.
- Я считаю, что давно нужно идти по западному пути, где уже давно приняли за норму, что главное - кольцо, - продолжает Пётр Баканов. - И не нужно никаких дополнительных знаков, нужно это законодательно ввести без каких-либо изменений. И объясняется это очень просто - когда у нас перекрёсток в виде кольца, наша задача - чтобы кольцо прокачивалось быстрее, чтобы транспорт оттуда уходил и мог впустить на это кольцо новый транспорт. Если у нас по какой-то причине главная дорога будет не на кольце, то люди, стоящие на кольце, соответственно, встают. Тут действует элементарная логика.
В проекте изменений в ПДД нет даты вступления поправок в силу, предлагаемые изменения также не планируется выносить на общественные обсуждения. Учитывая все замечания экспертов, это большое упущение. Хочется верить, что председатель правительства, который должен подписать документ, вникнет в вопрос.
Мария Иваткина