Михаил Леонидович, в преддверии Дня Победы хотелось бы затронуть тему патриотизма. Что это? И как это – любить территорию, на которой родился? Или это любить историю этой территории, на многие периоды которой без стыда не взглянешь? Не говоря уже о том, может ли человек в принципе себе позволить любить государство, которое последние 25 лет всё глубже ставит свой народ на колени? Патриотизм — это любовь к чему? Или гордость за что? На чем он, по-вашему, должен основываться и как воспитываться? Проще говоря, что же такое Родина на самом деле?
Любой человек определяет себя в рамках некоторой традиции. Если эта традиция отсутствует, то, собственно, человека не получается.
Есть довольно много историй про реальных «маугли», которых выкормили обезьяны, волки или другие животные. И каждый раз, если человек пропустил становление в человеческом обществе этих первых, грубо говоря, трех-четырех лет, то он в полноценного человека не превращается.
То есть это странное существо со специфическим интеллектом, но назвать его человеком в полном смысле мы не можем. И более того, к мышлению человеческому это существо уже неспособно.
По этой причине принципиально важно становление человека в эти первые годы его жизни. И это становление определяется родителями, всей семьей, сказками, которые рассказывают бабушки, некоторыми представлениями о том, что такое хорошо, что такое плохо. Сказки — это, собственно, такой простейший вариант описания того, что такое хорошо, что такое плохо, как можно, как нельзя.
И как только у человека сформируется это представление, изменить его крайне сложно. Мы это очень хорошо видим на примере Украины, где за 25 лет создали довольно большую группу людей, молодежи, которая уже не застала советскую власть и которую выучили в рамках вот этой псевдоисторической «мульки», которая была сочинена на Украине в качестве замены истории.
А люди не могут не чувствовать внутренней противоречивости этой «мульки», потому что она все время сталкивается с реальностью. И по этой причине люди, выращенные в ее рамках, они чрезвычайно неуспешны, чрезвычайно резки и, в общем, находятся в состоянии социальной дисадаптации. Но отказаться от нее крайне сложно, потому что она у них ассоциируется с детством, радостью и так далее. То есть это, в общем, то самое место, в котором мы подходим к ответу на вопрос, что такое Родина.
Так вот Родина в широком смысле этого слова — это то самое место, где материализуется наше идеальное представление о счастье, которое было сформировано в детстве. При этом люди, которые являются патриотами, не отдают себе отчет в том, что реальность может довольно сильно отличаться от этого образа в своей стране. И они прилагают усилия для того, чтобы эту реальность изменить в пользу этого идеала.
Именно по этой причине я так не люблю людей, которые говорят «поганая Рашка» или что-то подобное, а также «нужно куда-то отсюда сматывать». Потому что, ребята, вы не понимаете, что в других местах вы будете еще дальше от того идеала, к которому привыкли.
Здесь по крайней мере можно попытаться каким-то образом изменить ситуацию в лучшую сторону. А там вам даже не позволят этого сделать, потому что там подавляющее большинство людей живут в рамках другого идеала.
Да, бывают люди, у которых идеал совпадает. Ну, вспомним Альфреда Коха, человека, которого, видимо, в детстве родители воспитывали в духе ненависти к России. Хотя если вы посмотрите на те неявные модели, которые он описывает, то увидите, что эти модели от моделей наших фактически ничем не отличаются, только там, где у нас «плюс», Кох ставит «минус», а там, где у нас «минус», он ставит «плюс». То есть он на самом деле все равно глубоко советский человек.
И, кстати, большая часть наших «перебежчиков» именно по этой причине совершенно не в состоянии вписаться в тот мир, потому что тот мир — другой. Нельзя заменить наши плюсы на их минусы и наоборот, это будет совершенно другое общество, не западное. А западное общество, в нем некоторые вещи вроде бы совпадают с нашим идеалом, зато некоторые просто категорически противоречат.
И с нашей точки зрения это общество глубоко противоречиво. То есть наши рефлексы, которые вбиты абсолютно в подсознание (мы их даже не чувствуем), они в том обществе неминуемо приводят к очень сильным и глубоким противоречиям. То есть если идти по разным логическим цепочкам, они приводят к противоположным результатам — это с нашей точки зрения, потому что логика у нас определяется нашей системой ценностей. А у них другая логика. У них из тех двух путей, которые получаются у нас, один «закрыт».
Вот это очень важная вещь, в которой мы сегодня находимся. А очень много людей не понимают, что такое патриотизм. Они считают, что патриотизм — это надо хвалить все, что у нас здесь происходит. Абсолютно нет, это не так! Еще раз повторю: патриот — это человек, который хочет приблизить ту реальность, которая здесь есть, к той идеальной картине, которая есть у него.
При этом патриоты бывают разные. У нас, например, в стране есть патриоты монархические, которые хотят все вернуть к царю-батюшке. А есть патриоты социалистические, которые хотят вернуть обратно к временам социализма. Договориться им крайне сложно. Хотя у них базовая картина одинаковая, но просто они по-разному идеализируют прошлое. Но они по крайней мере хотят, чтобы здесь было лучше — и те, и другие.
Ну, может быть, правда, часть из них, особенно монархисты, хотят, чтобы лично им было лучше. То есть, поскольку их предки были тогда высокопоставленными, то они рассчитывают, что когда монархия вернется, они сами станут высокопоставленными. Это не так, разумеется, но это в данном случае роли не играет.
Вот это и нужно понимать под патриотизмом и под Родиной. То есть если Родина — это то место, где ты принимаешь, что базовая система ценностей совпадает с твоим идеалом, воспитанным в детстве, то патриотизм — это понимание того, что нужно сделать, чтобы приблизить реальность вот к этому идеалу.
И по этой причине нельзя быть патриотом чужой страны. Потому что даже те наши люди, которые являются страшными антисоветчиками, у них на самом деле в глубине души сидят дикие фрустрации.
Ну, например, Гайдар и Чубайс — жуткие были всегда карьеристы. Но при этом они не просто были карьеристы — они хотели много денег. По этой причине они разрушали социалистическое государство, где невозможно было иметь много денег. Именно поэтому Гайдар умер: потому что когда он понял, что его никогда не изберут президентом, — это стало сильнейшим ударом.
Ну, Чубайс был более прагматичен, довольствуется тем, что есть. Денег у него много, некоторый социальный статус у него есть. А то, что его ненавидит большая часть населения — ему, по большому счету, наплевать. Может, и не наплевать, но тогда он эти свои переживания хранит в глубине и никому не показывает.
А те люди, которые занимаются такой антироссийской пропагандой и русофобией — это в большинстве своем люди, которые обижены на то, что они чего-то (по их мнению) недополучили. Классический образчик — это Илларионов, который считал, что он должен сделать очень большую карьеру, а она у него прервалась, в общем, на довольно низкой позиции (в его понимании).